Валерий Жаров,
главный редактор портала
"Государственное радио Российской Федерации"
Дирекции Интернет-вещания ВГТРК,
руководитель Интернет-проекта радиокомпании "Маяк"
В Интернете существует огромное количество статей по техническим аспектам радиовещания, в которых подробно рассматриваются способы передачи звука через сеть, проблемы нагрузки на оборудование и подводные камни прямого потокового вещания. Но автора статьи в большей степени интересует вопрос наполнения каналов, как принято говорить, контента, и концептуального подхода к осознанию того, что такое радио в Интернете и каковы его возможности
Радио и Интернет - они такие разные!
Само словосочетание "радио в Интернете" парадоксально.
Если в него вдуматься, то выявится некое противоречие. Радио связано с отсутствием визуального ряда, здесь информация получает развитие исключительно в виде звука. Интернет же, напротив, в первую очередь ассоциируется с наличием текста и изображения, на который опирается пользователь. В этом плане Интернет ближе к печатным изданиям, чем к радио.
Радио не предполагает быстрого отклика слушателей и возможности выбора в рамках одной радиостанции одномоментно разных передач. Радиоэфир можно сравнить с равномерным прямолинейным движением. Слушатель в заранее определенной последовательности получает то, что ему предлагается в сетке вещания канала, хочет он того или нет. Интернет же, наоборот, по сути своей вариативен и основан на обратной связи. Эта обратная связь позволяет посетителю взаимодействовать с сайтом. Интерактивность состоит именно в обратной реакции среды сотрудников радиостанции, которая подстраивается под запросы пользователя. В Интернете пользователь может выбрать как вектор движения, так и глубину проникновения в материал.
Радио дает человеку свободу перемещения. Человек может находиться в машине, на природе или на работе и слушать радио. Интернет же привязывает нас к компьютеру и линиям связи.
Тогда как и почему, а главное, ради чего радио функционирует в Интернете, если между ними столько различий?
Радио плюс Интернет
Простое использование каналов Интернета для передачи того, что идет в эфир, интересно только с точки зрения возможности услышать ту или иную радиостанцию в любой точке мира, где есть подключенный к Интернету компьютер. Однако в таком случае это просто канал распространения, который никак не влияет на содержание. Все преобразование заключается в кодировании сигнала и обеспечении достаточного количества подключений к цифровому потоку. Некоторые станции этим и ограничиваются, но подобное использование Интернета пренебрегает теми возможностями новых технологий, которые открываются перед вещателями.
Перенос радиовещания в Интернет приводит к тому, что радио претерпевает трансформацию. Как при переходе из плоскости в пространство добавляется третье измерение; так и при переходе в Интернет радио приобретает дополнительные аспекты, рождающиеся при адаптировании материалов и подготовке их к публикации на сайте.
Одновременное присутствие разновекторных возможностей перемещения по сайту, наличие не только звуковой, но и изобразительной, текстовой и даже видеоинформации, многоплановость выбора позволяют говорить о радио в Интернете как о мультимедийном ресурсе нового поколения.
Логика построения радиосайта складывается из нескольких составляющих. Здесь, несомненно, присутствует логика радио, но она претерпевает большие изменения, сочетаясь с логикой газеты, ленты новостей и архива.
Например, для радио важным фактором является понятие "линейки" передач (программа, которая выходит в определенные дни недели в одно и то же время). Помимо объединения передач в программу, в Интернете также существенно объединение передач по темам. Сюжет может включать передачи разных программ, репортажи и интервью, прошедшие в эфире. В результате на сайте создастся специфическая информационная сущность. Возможность объединения материалов в сюжеты иллюстрирует добавление нового, несвойственного эфиру измерения. Объединения принципов "здесь и сейчас" (эфир радио) и "ранее" (архив) создает возможность перспективного видения. Таким образом, речь идет о новом способе организации информационных материалов.
Итак, Интернет - среда с особыми, отличающимися от радио, принципами построения контента, характеризующимися большей вариативностью и ориентацией на конкретного пользователя. При этом сайт радио, как и радиоэфир, строится по логике информационного, социального, культурного и музыкального вещания. Фактически для радиокомпании это еще один канал передачи информации, еще одна частота, на которой транслируется мультимедийный эфир.
В первую очередь связь с радио заключается в том, что материалы широковещательного эфира используются Интернет-редакцией, как строительный материал, т.е. являются основой для публикаций. Получается, что такая редакция совмещает в себе бюро по мониторингу, издательский центр и архивную службу.
В связи с тем, что реализация всех аспектов вещания и деятельности станции на сайте осуществляется одной группой людей, Интернет-редакцию часто принимают за машбюро, информационно-справочный отдел, группу PR, дизайн-студию и группу техподдержки "в одном флаконе", забывая при этом, что все материалы, попадающие на сайт, проходят этап обработки. Функции перечисленных выше подразделений сотрудникам редакции часто приходится брать на себя - либо из-за отсутствия соответствующих специалистов, либо по причине необходимости оперативно решать вопросы самого разного характера.
Основные же обязанности сотрудника, работающего на сайте радиокомпании, - это редактирование и публикация новостей, репортажей, интервью, передач, сортировка материалов по рубрикам и их тематическое распределение. Функция мониторинга эфирных материалов дополняется отслеживанием информации, представляемой различными агентствами и другими СМИ. Помимо всего прочего речь идет и о сопровождении эфира.
Что нам стоит дом построить?..
Как бы парадоксально это ни звучало, создание сайта радиостанции похоже на конструктор: собирание чего-то нового из элементов уже построенного сооружения, где все детали были подогнаны исходя из других задач. Образно говоря, при создании сайта редакция разбирает уже построенный дом, для того чтобы на его основе создать целый город. Понятно, что при этом ощущается острая нехватка подходящего строительного материала (цемент, например, вообще используется не по назначению!), а также обнаруживается кризис рабочих рук.
Задача официального радиосайта - отразить все направления работы компании: информационное, тематическое и музыкальное вещание, PR-деятельность, техническое обеспечение. Помимо адаптирования материалов для Интернет-аудитории, сотрудники редакции публикуют информацию о подразделениях компании. И здесь без помощи сотрудников этих подразделений просто не обойтись. Так, о PR-деятельности и рекламе лучше всего расскажут представители PR-группы и отдела рекламы, а передачу о спорте или культуре лучше прокомментирует сотрудник соответствующего отдела. Для подобной организации работы необходимо, чтобы работники радио поняли, что на сайте отражается вся деятельность компании, что сайт - лицо организации. Руководство при этом должно сознавать, что у каждого сотрудника работы немного прибавится.
Идеальным вариантом было бы наладить контакт с авторами программ и начальниками отделов. Но на практике приходится немало потрудиться, чтобы организовать поток информации из всех подразделений в Интернет-редакцию. Для достижения этой цели в организации необходимы некоторые структурные изменения и административно-организационные решения, которые принесут пользу только при поддержке руководителей высшего звена.
Логика эфира и логика сайта
Помимо сложности преобразования звучащей информации в текст существенной проблемой является то, что аудитория такой информационной станции, как "Маяк", в значительной степени отличается от аудитории пользователей Интернета. Здесь возникает дилемма: либо надо делать материал для аудитории, которая редко бывает во Всемирной паутине, либо готовить материалы именно для Интернет-аудитории, но тогда будет постепенно утрачиваться связь с радиостанцией - создателем такого сайта.
Одной из самых трудных задач, стоящих перед Интернет-редакцией, является переработка эфирных материалов для публикации на сайте. Они ориентированы на восприятие в звуковой форме, в то время как Интернет в основном представляет текстовую информацию. Процесс адаптирования материалов может превратиться в полную переработку первоисточника, что потребует от редактора высокого профессионализма.
Есть два подхода к проблеме обработки радиоматериалов: либо программы "расшифровываются" и подаются в текстовом виде с минимальной редактурой, либо публикуется описание содержания звукового файла, а пользователя отсылают к радиопередаче, идущей традиционно в звуковом формате.
Таким образом, на сегодняшнем этапе развития Интернета возможны следующие направления работы сайта радиостанции:
· публикация текстов передач и размещение звуковых файлов;
· объединение материалов в сюжеты и подборки;
· подготовка дополнительных текстовых материалов.
Повторим, что наличие текстов важно, так как Интернет опирается главным образом именно на текстовую информацию. Поисковые системы, с помощью которых большое количество пользователей находит интересующие их сведения, индексируют исключительно текст. Однако с развитием Интернета, проникновением его в массы и более широким распространением качественных каналов пользователи будут ждать от ресурсов большей специализации.
От сайтов радио будут ждать в первую очередь звуковую информацию. И возможности Интернета заключаются в том, что для каждого пользователя вполне реально создать программу с учетом его интересов и предпочтений. Одновременно могут сосуществовать несколько профилей (общественно-политический, культурный, музыкальный, смешанный), компонующих последовательность передач по тем или иным тематическим признакам. Желающие самостоятельно составить или подкорректировать подходящий им профиль со специфическими настройками смогут самостоятельно составлять программы для себя. Представим, что пользователь ходит по сайту радио, как по Интернет-магазину, помещает в виртуальную корзину передачи, которые он хотел бы послушать, соотносит их с приоритетами новостного потока и после этого слушает адресованное ему персональное радио.
Заметки на полях: о стереотипах
В повседневной практике сотрудникам постоянно задают следующий вопрос: "Почему на сайте нет той или иной информации?", в то время как на сайте может быть в три раза больше информации, чем в эфире. Для пользователей характерен стереотип "Чего не вижу на стартовой странице сайта, того не существует вовсе". Когда меня однажды довели подобным вопросом до белого каления, я ответил задавшему его сотруднику радиоэфира следующее: "Вы готовили материал про…(я назвал основную тему прошедшего дня)?". Мне со снисходительной ухмылкой сказали что-то вроде "естественно, мы целый день эту тему разрабатываем" Я же, подойдя к приемнику, включил нашу станцию. По радио передавали милую музыку. "Ну вот, - подытожил я, - нет таких материалов; включил радио - одна музыка, а по вашей теме ничего нет!" Только тогда мой оппонент согласился, что отсутствие какой-либо необходимой пользователю информации на стартовой странице сайта - не показатель того, что та или иная тема обойдена вниманием.
Некоторое время в сознании сотрудников радио существовал еще один стереотип, который жив до сих пор и с которым постоянно приходится бороться. Интернет воспринимается многими как ущербный второсортный ресурс. Возможно, поначалу так это и было, но сегодня люди начинают понимать, что Интернет - это колоссальная среда передачи информации, в которой возможна деятельность самого разного рода.
Согласно третьему стереотипу, к которому хотелось бы привлечь внимание читателей, "тот, кто отвечает за Интернет, отвечает за все". При этом не обязательно сотрудник Интернет-отдела занимается тем, что ассоциируется со словом Интернет. Уже не так часто приходится объяснять, что ты не программист и не специалист по прокладыванию сетей; или что ты не можешь отвечать за тексты, опубликованные на чужом сайте, и тем более не в состоянии повлиять на их авторов. Когда я работал в одной солидной компании, где занимался поддержкой сайта, у меня как крик в душе родился следующий анекдот: вызывает руководитель сотрудника, который отвечает за информационное сопровождение сайта (то есть пишет для сайта статьи) и говорит: "Будешь заниматься экспортом кроликов в Австралию". У человека, естественно, возникает вопрос: "Почему я? Я же Интернетом занимаюсь!". На что шеф отвечает: "Во-во, в Интернете я об этом и прочитал, так что действуй!". Если бы речь шла о продажах через Интернет, было бы хоть что-то понятно. Но речь шла именно об оффлайновой торговле и разговоре с журналистом.
Под флагом технологий
Говоря о Всемирной паутине, нельзя не остановиться на затронутой в начале статьи проблеме прямого вещания радиостанции в Интернете, которое часто называют "live". Этот довод неизменно используют с целью агитации руководителей "за Интернет" ("Вас будут слушать во всем мире!"). Через некоторое время тех же руководителей этим доводом пугают (не существует серверов, которые смогут выдержать количество подключений, сравнимое с широковещательным эфиром радио; за каждого пользователя необходима плата). Оба довода, на мой взгляд, могут рассматриваться как еще одна пара стереотипов. Первое утверждение ("Вас будут слушать во всем мире") - миф, поскольку наличие прямого эфира в Интернете и потенциальная возможность для любого человека подключиться к сети из любой точки мира не гарантируют мировую известность. Это все та же потенциальная возможность известности. Второе утверждение (высокие затраты на Интернет-вещание) - тоже миф, поскольку технологии стремительно развиваются и ведут к уменьшению эксплуатационных расходов. В качестве аналогии напомню, что пару десятков лет назад телефон ассоциировался исключительно с телефонным проводом, а лет 10 назад если и заходила речь о мобильных телефонах, то только в связи с самыми богатыми персонажами, так как и сам аппарат, и плата за пользование связью была несопоставима с нынешней.
Что день грядущий нам готовит?..
Еще одним направлением развития радио и Интернета в целом будет возможность голосовой навигации (ее зачатки появились уже сегодня: например, портал французского радио). Следующий же, а, возможно, и параллельный названному этап -- более активное использование мобильной связи. Отдаленная перспектива -- объединение эфирного спектра и Интернета и переход на новый этап интерактивности, при котором персональное радио станет основой радиопрограммы, а объединять слушателей будут разве что элементы новостных блоков. Ясно также, что дополнительные текстовые и визуальные материалы радио при переходе на цифровые технологии вещания все больше будут входить в обиход и окажутся более востребованными пользователями. Понятно, что к тому времени технологии кардинально изменятся, а пока такие размышления относятся скорее к области фантастики, нежели к реальности нашего счастливого завтра.
Источник:
"Broadcasting. Телевидение и радиовещание", апрель-май
http://www.telenews.ru
21 мая 2003 г.