05.12.2024, четверг |
||||
«И взмыла песня над Кремлем, Два пасхальных дня в Государственном Кремлевском Дворце звучали песни шансона. На церемонию вручения премии «Шансон Года», которую традиционно устраивало в Кремле «Радио Шансон», приехало более 6 000 человек. И это при том, что посадочных мест в ГКД — всего 6 000. За два часа до начала концерта у Кутафьей Башни выстроилась длиннющая очередь — побольше, чем в дефицитные годы за колбасой, но поменьше, чем в те же - к Ленину. Зрители, которые приехали на авто, долго кружили вокруг Кремля, высматривая места для парковки. В районе Манежной площади едва не случился дорожный коллапс, но, к счастью, милиция сработала четко. И, выражаясь словами Ирины Аллегровой, «тучи развели руками». Так что к шести часам, аккурат к началу концерта в Кремле, стоянка возле Кутафьей Башни напоминала хороший автосалон: иномарки разных сортов говорили о своей принадлежности к людям довольно высокого полета, ушедших в Кремль за своей порцией шансона. Особенно на пятачке-стоянке выделялись черные красавцы марки Volksvagen Multivan. Как выяснилось, этот бренд давно и всерьез сотрудничает с «Радио Шансон», а на церемонии вручения премии «Шансон Года» рекламный партнер станции вообще превратился в «официальный автомобиль» праздника, дразня дизайном своих новеньких авто и своим возбуждающе - брутальным видом. (Потом кто-то из зрителей сравнит эти новые Volksvagen Multivan с нашим Никитой Джигурдой, который тоже приедет в Кремль в качестве вручанта). Однако, простите, отвлеклась... Другое событие - и главное! — случилось уже на «Шансоне Года». Гипераншлаг и коленкор зрителей говорили о том, что российский шансон переживает сегодня золотое времечко: во-первых, его очень любит народ, во-вторых, к нему очень лояльно относится власть (не будем забывать, где происходило действо), и, в третьих, суть шансона раскусил, наконец, наш истеблишмент. Ну, если не весь, то подавляющее его большинство. О первом пункте говорили зрители, сидящие преимущественно на балконах и галерке. Обычные люди, такие же, как вы и я: кто-то с детьми, кто-то с родственниками, а кто-то один и явно «на последние деньги». Партер для них, увы, был не доступен: все-таки 7000 - 8 000 рублей — большие деньги (для сравнения: в «Ашане» - это не менее пяти пакетов с провизией! (Шутка). А VIP-партер был вообще нереально дорог: по 30 000 рэ. Впрочем, на эти места по большей части сажали специальных гостей церемонии, которым это ничего не стоило... В числе таких гостей была замечена заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Надежда Герасимова с супругом. Как выяснилось позже, госпожа Герасимова привезла официальную правительственную телеграмму от ГосДумы, которую и зачитала затем на сцене. Подозрения в том, что «Радио Шансон» пригласило к себе на праздник «свадебного генерала», развеялись чуть позже, когда в приватной беседе Надежда Васильевна сообщила кому-то из организаторов, что за месяц до того, как быть приглашенной «Радио Шансон» в Кремль, она, как все обыкновенные люди, подъехала к театральным кассам и купила билеты на гала-концерт «Шансон Года»: для себя и мужа. «Я сама очень люблю шансон, люблю давно,- сказала она окружившим ее журналистам, - люблю за его душевность и искренность. Поэтому быть на «Шансоне года» специальным гостем 3 апреля и благодарным зрителем 4 апреля — для меня большая честь и не менее большое удовольствие». Не отстал от депутатов ГосДумы и мэр Москвы Юрий Лужков. Сам он на церемонию приехать не смог, но прислал на «Радио Шансон» очень душевное приветственное письмо, которое озвучил на сцене его помощник из Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Александр Погорелов. Пока чиновник стоял за кулисами в ожидании своего выхода на сцену, он воодушевленно подпевал выступающей на сцене Цыгановой, а после оглашения победной реляции не убежал по своим делам, а сел в партер и превратился в обычного зрителя. Рассказывают, что на следующий день, на гала-концерте «Шансон Года», на тех же самых местах был замечен первый вице-премьер Виктор Зубков. («Никаких понтов. Купил себе билет и скромно сел на свое место в зрительном зале. И хлопал потом не меньше, чем все остальные»). Наличие на церемонии «Шансон Года» и последующем гала-концерте столь видных государственных чиновников, явно пришедших не за пиаром, а за хорошей, душевной песней, как-то по-человечески порадовало, вдохновило и автоматически придало церемонии статус социально-значимого мероприятия. Лет десять назад, когда «Радио Шансон» только-только вышло в эфир, о таком можно было лишь мечтать... В третьих, на юбилейной церемонии «Шансон Года» был представлен целый букет творческой интеллигенции, которая пела шансону такие оды, что стало ясно: больше шансону сражаться за свое место под солнцем вроде как и не с кем. Ну, разве что с консервативным музыкальным критиком Артемием Троицким. «Это очень красивый юбилей,- выдохнула в микрофон Анастасия Волочкова, - а шансон как жанр вообще объединяет миллионы разных интересных и, похоже, очень искренних людей, - говорила журналистам балерина, намекая, возможно, на саму себя, - шансон входит в моду, потому что люди поняли, наконец, насколько он глубок и духовен». На церемонии «Шансон Года» прима балета и несостоявшийся политик приняла для себя дальновидное решение: золотой гитарный гриф — символ премии — она вручила не кому-нибудь, а самому Иосифу Кобзону, который заработал на «Радио Шансон» свое «золото» за удачный творческий эксперимент с молодой группой «Республика». Вместе с ребятами мэтр эстрады оживил ряд золотых советских хитов, среди которых было и знаменитое «Платье». «Признаться, мне нравится в шансоне не все, - честно сказал, поправляя свой галстук, Иосиф Давыдович,- дело в том, что шансон — эклектичный жанр: тут тебе и народная песня, и авторская, и каторжанская, и эстрада...Но это — самый демократичный жанр из всех, которые только есть, и любят шансон очень разные поколения. Ну да, иногда здесь встречаются песни типа «Ты — моя зараза!»... А раньше все больше пели «Ты — моя мелодия»... Ну и что же? Если песня есть, значит, она кому-то нужна. Так что пусть будет!,- великодушно разрешил мэтр,- а «Радио Шансон» надо развивать и дальше эту музыку. Так, чтобы это было интересно, значимо и глубоко». Сказал — и неспешно направился в свою гримерку, невольно напомнив «Товарища Нетто - парохода и человека» Маяковского. Вставая на защиту песни «про заразу», ужасно хотелось крикнуть ему вслед: «Да Вы что, товарищ Кобзон! Стойте! Это ведь - народная песня и пел ее сам Аркадий Северный!!!». Но... товарищ Кобзон уже сказал свое слово и скрылся из виду. А фраза в поддержку хорошей песни «про заразу» так и осталось невысказанной. До лучших времен. Однако, вернемся к концерту. Итак, что порадовало. Прежде всего — живой звук. Организаторы не побоялись проводимых в зале телесъемок (снимали для НТВ и «Шансон-ТВ») и пошли на этот смелый с технической точки зрения эксперимент. Молодцы. Мало кто осмелится сегодня сделать живой звук во время съемок для ТВ. Но только не в нашем случае. «Шансон — жанр очень живой, поэтому и звук должен быть живым, - сказали организаторы и...пригласили на свое шоу самый настоящий, статусный, один из лучших в стране симфо-джаз-бэндов «Фонограф» под управлением совершенно гениального Сергея Жилина. «Работать с таким коллективом — престижно для всех нас и для жанра в целом, - скажет потом за кулисами Кремля Михаил Шуфутинский, - это добавляет нашему мероприятию стильных красок. Ну, а само шоу превратилось в высококлассное западное шоу, сохранив при этом чисто-русскую душевность. И это здорово. Я очень рад за «Радио Шансон»!». Настоящим бриллиантом концерта стала культовая японская актриса Ишибаши Миюки, приглашенная «Радио Шансон» в качестве почетного гостя. Собственно говоря, о Миюки-сан до момента ее приезда в Россию никто особо не слышал. Даже вышеупомянутый Артемий Троицкий отрицательно качал головой. О том, что живет в Японии такая женщина, которая влюблена в наш русский шансон, что ради шансона она даже выучила русский язык и теперь распевает наши песни у себя на родине, первым из «наших» узнал генеральный продюсер телекомпании «Шансон-ТВ» Валерий Макущенко. Собирая по всему миру разных интересных артистов шансона и их записи, он и «наткнулся» в Японии на этот самородок. Раздобыл несколько ее записей, которые позже включил в эфир «Шансон-ТВ». Когда же на «Радио Шансон» зашла речь, кого из западных звезд пригласить на «Шансон Года», тут-то Макущенко и предложил свое «ноу-хау». Говорят, что на совещаниях «Радио Шансон» записи с песнями в ее исполнении крутили раз сто... И многие сомневались. Сначала — в том, что Валерию Макущенко вообще удастся ее раздобыть, потом — в том, что ее необычную манеру исполнения поймет наш зритель...Но когда Миюки-сан все-таки прилетела в Москву, пришла на саундчек в Кремль и запела, все облегченно вздохнули: стало ясно, что сенсация будет, и что Макущенко все-таки гений... Хрупкая восточная женщина обнаружила такой мощный голос и такую харизму, что немедленно накрыла пением весь зал. Для «Шансона Года» она приготовила козинскую «Осень» и утесовскую «С одесского кичмана», разделив песни на два дня своих выступлений: 3 и 4 апреля. За час до выхода на сцену певица дала большое интервью телекомпании «Шансон-ТВ». Так мы узнали, что Миюки-сан обожает творчество Вертинского, Окуджавы и Козина, отлично поет нашу «Мурку», любит нашу букву «р», а дома у нее — полная коллекция русского шансона, который она знает практически наизусть. О том, что Ишибаши сильно мандражирует перед своим выходом на сцену, она скромно умолчала. Восточные женщины не привыкли жаловаться и капризничать. Не тот менталитет. Но, получив после своего выступления мощную поддержку зала, уходила со сцены со слезами счастья на глазах. «Такие душевные аплодисменты можно получить только в России!,- сказала она подскочившей к ней съемочной группе японского ТВ. Остальные лауреаты премии тоже высоко оценили голос японской актрисы. «Она — как труба со светлой энергией, - сказала Рада Рай, - и голос ее звучит для России так неожиданно и свежо!». Одним словом, находки юбилейной церемонии «Шансон Года» оказались весьма удачными. Чего стоят дуэты, с которыми выступали артисты, ранее в дуэтах не замеченные! Евгений Росс — Рада Рай, Стас Михайлов — Таисия Повалий, Владимир Захаров — Аня Воробей... Интересная мысль с блестящим воплощением. Все-таки не зря народ выбирал в этот раз не просто лучших, а лучших артистов десятилетия: Александра Розенбаума, Вику Цыганову, Михаила Шуфутинского, Любу Успенскую, Александра Новикова, Александра Маршала, Раду Рай, Андрея Бандеру, Сергея Трофимова, Стаса Михайлова, Владислава Медяника, Виктора Третьякова, Жеку, Валерия Кураса, Ирину Круг, Евгения Росса, Владимира Захарова, группы «Республика» и «Лесоповал», Демидыча, Александра Дюмина, Александра Кальянова и других по-настоящему талантливых артистов. Отмечая свое первое 10-летие, «Радио Шансон» удалось сделать блестящее шоу – лучшее за все годы своей жизни. И взять очень высокую планку. Теперь они сами заложники своей собственной высоты. На следующий же день на страницах «Российской Газеты» появился Андрей Максимов. Писатель, член Российской Академии телевидения выдал на-гора большую статью под названием «Любимый и презираемый». «Если посмотреть, как классик, «с холодным вниманием вокруг», то выяснится, что вокруг очень мало музыки, которая со смыслом. Той, в которой много ритма и бессмысленности, куда как больше. Может, поэтому народ наш так полюбил шансон?,- размышлял автор статьи. За что же народ так любит шансон и что же он собой представляет? Генеральный директор «Радио Шансон» Владимир Маслов считает, что шансон — это очень душевная и искренняя песня, которая, как говорил Глеб Жеглов, доходит «до ума, до сердца, до печенок». Глава Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев убежден, что в сочетании слов «российский шансон» содержатся вызов и вполне уместная бравада. Мэр Москвы Юрий Лужков говорит, что шансон — больше чем песня, что это — богатейший пласт культуры, отражающий судьбу нашего народа, тайну его широкой души. А как думаете вы, господа хорошие? Время шансона пробило! Пора поправить галстучки... Евгения Знаменская, # 12612 от 06.04.2010 23:03 г. - OnAir.ru На главную |