Какие финансовые результаты демонстрируют станции холдинга?
Хотел бы отметить, что радиостанция Business FM была одной из немногих, кто не снизил цены на рекламу с начала этого года, хотя кризис был в самом разгаре и всем было немного страшно. Теперь чувствует себя существенно лучше рынка. Если по признанным профессиональным сообществом данным падение рынка радио в Москве составляет где-то 32%, то наш результат совсем иной. Летние месяцы были сложными, но сегодня мы идем с плюсом к прошлому году в среднем на 10%. Рассчитываем до конца года еще больше добавить и надеемся, что объем продаж будет больше, чем в прошлом году.
Эксперты говорят о 35−процентном падении рынка в целом.
Действительно, в регионах падение рекламного рынка на радио, в частности, достигает 40%. Но лидеры чувствуют себя существенно лучше. Куда сложнее аутсайдерам. Если раньше от сытой жизни доставалось всем, то сегодня бюджеты сокращаются и рекламодатели более жестко подходят к медиапланированию. Мы являемся в своей нише лидером и эту премию лидерства получаем.
У радиостанции «98 хитов» нет такой ниши. Там тоже сейчас не применяется дисконт или ситуация другая?
Нет. Там ситуация не такая вдохновляющая, как на Business FM, но радиостанция не убыточная. Мы думаем над развитием ее формата, рассматриваем несколько концепций. Сейчас в нашем списке осталось два-три варианта по развитию второй частоты, и я думаю, что в самое ближайшее время мы интенсивно приступим к реализации одного из них. Сейчас уже изготавливаются пилоты для новых версий. Нас не устраивает, что просто есть частота, на которой мы немножко зарабатываем. Хочется быть в числе лидеров или по крайней мере в числе уверенных игроков во всех своих начинаниях, а не только с Business FM.
Каким будет новый формат?
Или разговорный, или разговорно-музыкальный.
С расчетом на свою отдельную нишу?
Конечно. И это точно не будет стопроцентно музыкальная станция. В этой очереди стоять не хочется. Есть 50 станций, из них больше 40 музыкальных, а мы все-таки компания, которая продемонстрировала способность делать качественное разговорное радио.
Насколько хотите поднять рейтинг станции?
Это зависит от качества аудитории, на которую мы нацелимся. В абсолютных цифрах рейтинг радиостанции Business FM не ошеломляет, но никто не сомневается в качестве ее аудитории, что обеспечивает достаточно прочное коммерческое положение. Здесь не столько погоня за рейтингом, сколько работа над качеством. Есть не так много базовых бизнес-моделей. Можно построить очень массовую аудиторию — неважно, какого качества, но с очень большим охватом. Однако аудиторный успех «Шансона», «Русского радио», «Авторадио» повторить трудно. А можно выбрать нишу и создать аудиторию, чьим интересам будет максимально соответствовать выбранный формат вещания. Такая станция тоже будет понятна и интересна рекламодателю. Мы пойдем скорее по второму пути.
Планируете снова ориентироваться на премиальную аудиторию?
Да, мы хотели бы иметь дело как раз с обеспеченными и образованными.
Кризис продолжается уже год. Насколько актуально сейчас сокращение издержек для радиостанций?
Даже в самые сытые годы мы работали над издержками. Если за этим не следить, не понадобится никакой кризис – все развалится само. Специальные антикризисные меры выражаются скорее в маркетинговых идеях, предложениях нашим клиентам. Мы не проводим увольнений, сокращения зарплат, но воздерживаемся от очень дорогих проектов и некоторых зарубежных командировок, без которых можно обойтись.
С вашим приходом стали больше экономить?
Я бы описал это иначе. Компания стала несколько более прагматичной и расчетливой в своих затратах.
Что поменялось в эфире?
Чуть-чуть изменился вечерний эфир. Раньше вечером можно было услышать практически тот же формат, какой звучал с утра. Теперь в это время в студии появились собеседники, появились новые форматы. Происходит и конвергенция, когда проект живет и в эфире, и в интернете, в том числе в видеоформате.
Интерес к информационному радио повышается?
Заметно, что интерес слушателей смещается от музыкально-развлекательного к разговорному формату. Мы бенефициары спроса на деловую информацию.
Радио «Коммерсанта» станет вашим конкурентом?
Безусловно. Это очень серьезные конкуренты. Несмотря на то что создатели этого радио декларируют, что это будет не деловая, а общеновостная станция, мы понимаем, что на платформе этого издательского дома обязательно возникнет радио по крайней мере с деловым уклоном. И мы, конечно, очень серьезно пересекаемся.
У вас есть планы расширять свои медийные активы?
Конечно. Как у всякой компании с амбициями, у нас есть свое представление о счастье. Оно связано с развитием региональных активов и регионального вещания. Мы рассматриваем и приобретение активов, и заключение договоров. Естественно, мы смотрим на рынок. Любая активная и в здоровом смысле агрессивная компания всегда смотрит на то, что можно поглотить и за счет чего вырасти.
Каковы объемы инвестиционного бюджета?
Не хотелось бы, чтобы выделялась слюна у потенциальных продавцов. Назовешь сумму – и они сразу же начнут примерять свое пальто к нашему гардеробу. Не хотел бы, чтобы информация о сумме возможных инвестиций мешала переговорам. Акционеры предполагают определенные расходы на развитие. Этого достаточно.
Какие активы вас интересуют?
Мы хотим продолжать работать в премиальном сегменте, и конечно, станции, связанные с этой частью аудитории, нам были бы интересны. Мы либо их создаем, либо ищем что-то подходящее из существующего. Разумно развивать то, что у тебя получается хорошо.
На рынке большое предложение?
Предложение есть. Мы смотрим и изучаем.
Но цены остаются докризисными?
Эта инерция сохранилась. Присутствуют ложные ожидания богатых и безрассудных покупателей, хотя реальность выглядит сурово. Доходы даже у лидеров существенно упали. Мы рассматриваем приобретения исключительно как бизнес. Если ты потратил несколько миллионов долларов на приобретение станции, то эти деньги надо вернуть инвесторам. Они же делают покупки, чтобы зарабатывать, а не развлекаться. А получая иные предложения о покупке, начинаешь сравнивать текущую доходность и цену и понимаешь, что в ближайшие 50 лет вряд ли удастся вернуть потраченное. Нам это не интересно.
В других медийных сферах есть интересы у холдинга?
Радио и интернет – уже сложившиеся сегменты нашего развития, хотя не исключаю нашего обращения в другие секторы. При этом вряд ли мы будем заниматься печатной прессой. Я как человек, который всю жизнь делал газеты и журналы, должен бы защищать их будущее, но как человек ответственный должен сказать, что ежедневные новостные газеты, к сожалению, обречены. Даже телевизионные новости находятся под страшным прессом интернета. Имеет какие-то шансы глянцевая пресса, но журналы мы тоже не будем издавать.
С чем связано повышение Антона Носика с должности главреда bfm.ru до вашего заместителя?
Интернет – это та сфера, в которой мы развиваемся. У нас есть портал bfm.ru, но есть и сайты радиостанций в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. Есть и другие идеи, связанные с интернетом. Поэтому мне кажется, что нерационально использовать такого знатока своего дела, как Антон Носик, только на портале bfm.ru. Нам хотелось бы, чтобы его сфера расширилась на новые идеи и проекты.
Павел Белавин - www.Infox.ru