24.11.2024, воскресенье |
||||
В последнее время много разговоров о том, что рок изначально был коммерческим явлением, или даже был кем-то намеренно «разработан» с особыми нехорошими целями – например, подорвать христианскую веру. Рок действительно был впоследствии коммерциализирован, однако появился он, как и положено любому направлению искусства, сам по себе, и некоторое время был частью совершенно свободной, то есть, бесплатной андерграундовой культуры. Также добровольным делом было и его распространение – и осуществлялось с помощью радио. И, конечно же, не простого, а пиратского. Основным отличием «пиратских» радио 1960-х годов от обычных государственных станций было введение аудитории в эфир как действующего лица. Они увлеченно подхватывали друг у друга разнообразные идеи – от песен по телефонным заявкам радиослушателей до прямого вещания на каждого слушателя – как на итальянском радио «Alice». Понятно, что со временем все эти наработки были усвоены «официальным» радио – а впоследствии коммерческие станции начали создавать лишь иллюзию общения со слушателями. Например, известно, что на современные радиопередачи практически невозможно дозвониться, а те, кому повезло, не могут заказать любимую песню – звучать по радио должно «то, что положено». Но, так или иначе, инициаторами многих известных нам новшеств музыкального радиовещания были отнюдь не представители радиовещательного истеблишмента. Пиратские радиостанции появились в ответ на консерватизм официальных масс-медиа и прессы, не желавших передавать музыку The Beatles и рок-н-ролл либо рассказывать о ней ее поклонникам. Одним из первых в 1958 году появилось радио Mercur – «офис» новой радиостанции был рыболовным судном, стоявшим у берегов Дании. В апреле 1960 года у берегов Голландии пришвартовался еще один корабль – и в результате этого начало работать такое же радио Veronica. Затем в центре стокгольмской гавани открылись Radio Nord и Radio Lyon. Затем в Великобритании открылось Radio Caroline – одна из многих подобных радиостанций, которая существует до сих пор – правда, разумеется, уже совсем в другой форме. «Радио Каролина» была создана ирландским предпринимателем Р.О’Рохилли, который, помимо всего прочего, был менеджером нескольких музыкальных групп. Радиостанция начала вещать с корабля, переместившегося с территории Великобритании в нейтральные воды. Работа нового радио началось с трансляции наиболее подходящей для этого композиции - песни The Beatles «Can’t buy me love». После этого появились Radio Atlanta, созданное владельцем нескольких мелких лейблов Аланом Кроуфордом, Radio Sutch, Radio Noordze, Radio Invicta, Radio Free Yorkshire, Radio Red Rose… 28 сентября в результате опроса выяснилось, что Radio Caroline значительно популярнее, чем BBC. В 1964 году The Beatles и многие другие «раскрученные» радиостанциями группы добились коммерческогоу успеха, в то время как именно в этот момент государства вступили в борьбу с «пиратами». В начале 1965 года правительства большинства стран Европы подписали соглашение, по которому трансляции с судов или самолетов были объявлены вне закона. Пиратским радиостанциям даже запрещалось продавать оборудование. В 1966 году правительство лейбористов опубликовало постановление, согласно которому за несанкционированное радиовещание либо даже сотрудничество с пиратами полагалось до двух лет тюрьмы. Пираты и их сторонники долго сопротивлялись, судились, писали письма в парламент – но все это было безуспешно. Свободные радиостанции перестали существовать. Однако ряд их владельцев и сотрудников стали частью истеблишмента. В тот момент, когда андерграундная культура заинтересовала индустрию звукозаписи и BBC, медиамагнаты охотно приняли на работу некоторые оставшихся не у дел «пиратов». После этого разные страны Европы заняли по отношению к неформальным медиа-инициативам разную позицию. Например, во Франции и Голландии неформальное вещание со временем разрешили – только открытие подобных станций (и в том числе телевизионных) было связано уже с коммерческими трудностями. То же произошло и в Японии – и там альтернативное радиовещание оказало особенно сильное влияние на национальную музыкальную культуру. В США пиратское радио тоже не было запрещено, хотя с появлением Интернета интерес к пиратским радиостанциям снизился. Тем не менее, в большинстве стран Европы с разными вариациями все произошло примерно так, как в Великобритании. В наше время история, по-видимому, повторяется. На какое-то время место пиратского радио заняли пиринговые сети, а теперь их роль играют - музыкальные сайты и социальные сети, в числе которых, например, myspace.com, Aolmusic и так далее. И даже в нашей стране уже есть несколько специализированных музыкальных ресурсов такого рода. Но это уже совсем другая история. Майя Туманова «Правда.Ру» # 18319 от 18.10.2008 12:12 г. - OnAir.ru На главную |