До "Радиомании" осталось 10 дней. Питер моют. К Чижику-Пыжику приставлен почетный караул...
Леонид Авер
Мы продолжаем серию комментариев членов жюри "Радиомании". На вопросы OnAir.ru ответила председатель ГРК "Маяк" и Гильдии Радио Ирина Герасимова.
OnAir.ru: Как председатель Гильдии Радио Вы принимали участие и в прошлогодней "Радиомании". Что бы Вы отнесли к сильным и что - к слабым сторонам той премии?
Ирина Герасимова: Минусом прошлогодней "Радиомании" было то, что делать ее пришлось в сжатые сроки. Гильдия Радио образовалась в феврале, идея сделать "Радиоманию" родилась в марте, а в мае она уже состоялась. А ведь это не только конкурс, но и шоу. Поэтому с точки зрения организации многое можно было сделать гораздо лучше.
Разумеется, все прошлогодние ошибки были учтены, и в этом году "Радиомания" должна стать интереснее, хотя и прошлый раз она была, в общем, ничего.
OnAir.ru: Почему было решено назвать новую Премию "Радиомания"?
Ирина Герасимова: Основным критерием при выборе названия, помимо звучности и отражения связи с радио, было такое условие: название не должно было быть запатентовано ранее. Мы очень долго думали, как назвать премию. И поначалу слово "Радиомания" вызывало негативные реакции. Однако нашлись люди, которые настояли на этом варианте, и название утвердили. Сейчас к нему все привыкли, и мне кажется, что звучит оно вполне современно и по-диджейски задорно.
Кстати, такая же точно история произошла с первым показом статуэтки. Сначала, когда её принесли в пластилиновом варианте, мы пришли в ужас: какой-то непонятный здоровый микрофон, да ещё старого образца. Но потом, когда мы увидели тот же микрофон, но уже отлитый в бронзе, оказалось, что выглядит это очень достойно.
OnAir.ru: По сравнению с прошлым годом список номинаций несколько изменился. Остались ли еще какие-то моменты по номинациям, которые Вам хотелось бы внести?
Ирина Герасимова: Я бы добавила несколько номинаций, более конкретно охарактеризовав рассматриваемые жанры. Ведь здесь что важно: жанр должен быть определен таким образом, чтобы все программы в нём можно было оценить по равным критериям. Например, музыкальная программа. Она бывает авторская, а бывает ди-джейская. И здесь возникает вопрос: как оценивать? Есть роскошный ди-джей, который развлекает публику, и есть авторская, вдумчивая, с какими-то аналитическими деталями программа, которую очень любят слушать интеллигенты. Кого предпочесть? Поэтому и нужно точнее определять жанры.
К сожалению, поскольку у нас запланирована телевизионная трансляция церемонии вручения Премии, мы ограничены во времени и не можем делать много номинаций, иначе не все победители смогут появиться на экране, а для нас это очень важно. Основная задача этой премии - чтобы всех героев радио, наконец, узнали в лицо.
OnAir.ru: С чем связано изменение принципа формирования жюри в этом году?
Ирина Герасимова: Сейчас мы уверены, что судить работы должны профессионалы.
OnAir.ru: А не имеет ли такой подход другой, негативной стороны: насколько объективной будет оценка генеральными директорами станций работ своих конкурентов? И не повлияет ли это на объективность премии вообще?
Ирина Герасимова: Одно из самых важных условий "Радиомании" состоит в том, что программные директора не голосуют за работы своих станций. Второе: подсчёт голосов осуществляет независимая аудиторская компания, которая умеет только считать, а не оценивать работы. И третье: не смотря ни на что, мы все - профессионалы. И ни один профессионал, услышав действительно хорошую работу, не станет её "резать". У него просто рука не поднимется.
OnAir.ru: Как бы Вы оценили уровень региональных программ в этом году? Можно ли поставить их в один ряд со столичными?
Ирина Герасимова: Сравнения с Москвой всегда очень неоднозначны. Всё зависит от степени развития региона. Есть очень сильные региональные станции, которые порой представляют намного более интересные работы, чем москвичи. У них есть своё, свежее видение проблем, новые, не испорченные штампами подходы. Главное, чтобы в городе было сильно развито радиовещание.
Кстати говоря, на прошлой "Радиомании" это доказала радиостанция "Пурга" из города Анадырь, которая отобрала у москвичей практически все призы.
OnAir.ru: А от чего зависит степень развития вещания в том или ином регионе?
Ирина Герасимова: Прежде всего, конечно, от технических возможностей. От того, насколько разработан частотный диапазон. Есть регионы, в которых меньше возможностей использовать частоты, и те, в которых этот вопрос решён, и радиовещание развивается достаточно бурно. Кроме того, регион должен быть достаточно рекламоёмким, а значит, там должна быть развита промышленность. И должны быть рекламодатели, на чьи деньги может развиваться радиостанция, а то и несколько.
Одним словом, если регион богат, там развивается радиовещание.
OnAir.ru: Можно ли по представленным работам судить о тенденциях развития радиоиндустрии вообще?
Ирина Герасимова: Можно, потому что в них очень хорошо представлена география, которая ясно даёт понять москвичам, что расслабляться нельзя, показывает новые пути развития и нестандартные приёмы, выявляет новых талантливых людей, которые могут быть приглашены в Москву. Живая кровь очень важна, потому что на московском рынке все знают своих героев, и даже когда они переходят с одной станции на другую, практически ничего не меняется.
OnAir.ru: Что Вы думаете о возобновлении Премии Попова?
Ирина Герасимова: Я считаю, что каждый, кто учреждает какую-то премию или ещё что-либо подобное, имеет право распоряжаться своей идеей. И Дмитрий Дергач имеет право возобновить Премию Попова. Мы в прошлом году договаривались, что она вольётся в "Радиоманию", но здесь, наверное, есть какие-то личные мотивы или другие причины, помешавшие осуществлению наших планов.
OnAir.ru: Вас не приглашали поучаствовать в Премии Попова в качестве члена жюри?
Ирина Герасимова: Нет. Ведь там жюри формируется несколько по-другому - из лауреатов прошлых лет. Все, кто когда-либо получил Премию Попова, могут стать членами жюри этой Премии.
OnAir.ru: А Вы или радиостанция "Маяк" были лауреатами Премии Попова?
Ирина Герасимова: По-моему, были, но достаточно давно, ещё до моего руководства "Маяком".
OnAir.ru: Если бы Вам предложили стать членом жюри Премии Попова, Вы бы согласитесь?
Ирина Герасимова: Нет. Мы не конкуренты друг другу, потому что Премия Попова более камерная, в то время как "Радиомания" задумывалась как крупная национальная премия (а если у нас всё получится, то она будет и транснациональной). Но "Радиомания" - это и моё детище, и я всегда буду поклонником "Радиомании".
OnAir.ru: Вам не кажется, что эта ситуация с премиями, скорее, разъединяет нашу радиообщественность, нежели объединяет ее, ставя всех перед выбором, в каком же из конкурсов участвовать, на какой из церемоний присутствовать и т.п.?
Ирина Герасимова: Да, конечно. Делить один день между двумя премиями не стоило. Это не очень профессионально и плохо как для одной, так и для другой премии. Они прекрасно могут существовать по отдельности, но должны быть достойно представлены в разные дни, и не создавать иллюзию соперничества.
OnAir.ru: А сколько нашему радиосообществу вообще нужно премий?
Ирина Герасимова: Я думаю, что одной вполне достаточно. Тем более, что сейчас есть замечательная тенденция: огромное количество премий делают регионы. В прошлом году в июне я была в Нижнем Новгороде и присутствовала на очень интересной премии радиостанций Поволжья (Самара, Нижний Новгород, Саратов и др.) - "Звучать". Там были очень интересные работы и можно было бы интегрировать номинантов этих премий в "Радиоманию", как в своего рода итоговую премию.
Региональных премий много. А общероссийская должна быть одна. Престижная премия, где собирается всё самое лучшее.
OnAir.ru: Как Вы относитесь к переносу премии в Питер?
Ирина Герасимова: Положительно. Не вижу в этом ничего страшного, потому что, во-первых, Петербург - это всё-таки вторая столица. Во-вторых, это один из крупнейших рекламных рынков страны, и питерское радиовещание ничем не уступает московскому. И в-третьих, безусловно, "Радиомания" в рамках празднования трёхсотлетия Петербурга - это логически правильное решение.
OnAir.ru: Есть ли у Вас ощущение, что в этом году вы что-то упустили из виду или могли бы сделать это лучше?
Ирина Герасимова: По организации самого конкурса в целом всё хорошо. Есть, конечно, мелкие ошибки, которые будут исправляться и учитываться. На будущий год ещё раз пересмотрим номинации, работа над которыми, в принципе, будет продолжаться ещё очень долго. Каждый год привносит какие-то детали, отработать которые можно только опытным путём.
А вот по части шоу, сказать пока ничего не могу - она станет сюрпризом для всех. Шоу будет в Питере, и его секреты пока не раскрываются.
23 апреля 2003 г.