24.11.2024, воскресенье |
||||
«Европа Плюс» - вряд ли найдется хоть кто-то, кто ни разу не слышал в эфире позывные этой радиостанции или, в крайнем случае, не встречал это название среди других популярных СМИ. Стать ди-джеем «Европы» значит в одночасье превратиться в знаменитость. А о такой карьере, какую сделала МАРИНА КОНОВАЛОВА, многие не могут даже мечтать. Директор радиостанции «Европа Плюс Саратов» рассказала порталу MediaJOBS.RU о том, как добиться профессиональных успехов на радио. - Марина, «директор радиостанции» – это серьезный этап успешной карьеры. Какой комплекс знаний позволил Вам возглавить радиостанцию? - Одни знания получила в процессе обучения, другие - на практике во время работы. Изучала менеджмент, логистику и маркетинг. Это мое базовое образование. Потом были различные курсы и практикумы, где я знакомилась с эффективными механизмами продаж, постигала основы ситуационного руководства, стратегического управления и HR, занималась командообразованием. Образование, безусловно, многое дает, оно формирует представление о том, что собой представляют рыночные методы хозяйствования и управления предприятием. Но главное, на мой взгляд, - любить своё дело и разбираться в тенденциях радиоиндустрии. Вот последнему меня как раз научила работа на радио. Невозможно возглавлять радиостанцию и не понимать, что такое «целевая аудитория» радиостанции, сколько форматов радио существует в стране и в мире, почему одни из них востребованы в столице, а другие – в регионах, отчего растут рейтинги и так далее. Взять ту же целевую аудиторию, потребности которой определяют круг задач, стоящих перед радиостанцией: люди разных возрастов, социальных слоев и образования тяготеют к разным форматам. И нам, работникам радио, приходится это учитывать. - Как Вы попали на радио? Многие об этом мечтают, но не знают, с чего начать… - Пришла на собеседование поддержать подругу. Без резюме, без особого желания. Но вдруг появилась такая авантюрная мысль: решила время не терять и пройти то же собеседование, что и приятельница. В итоге взяли меня, а ей отказали. Так я оказалась в отделе продаж. Сначала работала менеджером. Впоследствии возглавила этот отдел, а потом и радиостанцию «Европа Плюс Саратов». Вот и весь карьерный путь. Хотя тому, кто мечтает дорасти до директора радиостанции, на мой взгляд, нужно, в первую очередь, иметь социально активную позицию и желание работать на радио. А начать можно с чего угодно: хоть с позиции ведущего, хоть с менеджера... - Что помогло вырасти профессионально? - Мне всегда нравилось быть частью команды, вносить свой вклад в работу радиостанции, и даже менеджером я ощущала себя значимой частью радиостанции. Поэтому охотно училась у тех людей, с которыми работала. Еще мой первый наставник - Нина Васильевна Кравченя – руководитель рекламного агентства, дала хорошую закалку. Жесткие условия (правила) работы, жесткие планы, и одновременно - вера в то, что именно у тебя это получится, нужно просто не бояться - делать, и всё. И делать чуть больше, чем ждут от тебя люди (это касается и коллег, и рекламодателей). Потому были другие учителя, мои непосредственные руководители - это в буквальном смысле «монстры медиабизнеса», профессионалы своего дела, харизматичные личности, с которыми приятно работать и у которых можно многое перенять. - Что входит в круг задач директора радиостанции? - Во-первых, нужно определить целевую аудиторию радиостанции и найти собственную нишу на рынке. Иными словами, директор занимается позиционированием радиостанции. Если потребности аудитории меняются, значит, на них придется быстро реагировать и трансформировать радиопродукт таким образом, чтобы он продолжал оставаться востребованным на рынке. Во-вторых, директор следит за тем, чтобы радиостанция производила такой радиопродукт, который был бы всегда интересен целевой аудитории. То есть осуществляет контроль качества продукта, причем как с точки зрения содержания (наполнения каждого эфира), так и с позиции конкретного воплощения (директор отвечает еще и за техническую сторону радиотрансляции). К тому же постоянно приходится заниматься стратегическим планированием, работать над расширением аудитории. Это позволяет обеспечивать хорошие рейтинги радиостанции, и, соответственно, отражается на ее доходах. Радиобизнес – такой же бизнес, как любой другой: мы работаем не только для того, чтобы доставить слушателю удовольствие, но и для того, чтобы заработать деньги. - Есть ли принципиальные различия в работе директора региональной и столичной радиостанции? Какой отпечаток на работу директоров региональных радиостанций накладывает специфика локальных радиорынков? - Различия в работе директора региональной и столичной радиостанций не принципиальные, а, я бы сказала, масштабные. Одно дело – управлять коллективом из 5-15 человек, как бывает на региональных радиостанциях, и совсем другое дело, когда в подчинении у тебя человек 25-50. Я уже не говорю об аудитории радиослушателей – в Москве она вырастает в сотни раз. Впрочем, дело не только в количестве тех, кто настраивает свой приемник на определенную волну. Интересы радиослушателей различаются, поэтому некоторые форматы, которые хорошо приживаются в «центре», не приживутся в регионе. К примеру, если компания позиционирует себя как «радио для обеспеченных» или «радио для гламурных барышень» (условно говоря), то доля целевой аудитории в регионах у нее будет маленькой. Говоря о тематике программ радиостанций в Москве и регионах, приведу пример из нашей практики. Особенность региональных компаний в том, что они «ближе к народу», к своему слушателю, а потому более популярны у себя на родине. Нельзя жить в регионе и быть вне его. «Европа Плюс Саратов» - одна из немногих компаний в сети, которая держит первую позицию в рейтинге радиостанций нашего города. Поэтому компания сегодня представляет в Саратове все масштабные развлекательные мероприятия. Мы являемся информационными спонсорами городских мероприятий, к тому же сами регулярно воплощаем в жизнь различные проекты (например, проводим радиорозыгрыши и предоставляем саратовцам возможность выиграть ценный приз: будь то купон на посещение какого-либо места проведения досуга в самом Саратове или Москве либо путевка на отдых за границей). В конце концов, участие компании «Европа Плюс Саратов» во всех масштабных проектах региона дает возможность продвигать наш бренд. Второй год подряд реализуем проект Звездная свадьба». В течение 2-х недель в эфире радиостанции «Европа Плюс Саратов» проводится отборочный тур, в котором принимают участие будущие молодожены, их друзья и родственники. Участники должны поведать историю своего знакомства. Восемь самых романтичных историй определяются голосованием слушателей «Европы Плюс». С помощью смс-сообщений те выбирают одну пару, которая получает сертификат на путешествие в самый романтичный город мира – Париж! - Какими качествами должен обладать директор радиостанции? И что Вы как руководитель не можете себе позволить? - Главные качества, которые, на мой взгляд, необходимы директору радиостанции, - энтузиазм, ответственность, коммуникабельность, харизматичность. Хорошего руководителя отличает не только готовность браться за решение любых задач, но и способность генерировать новые идеи относительно развития собственной компании. Директор радиостанции обязан следить за поэтапным решением всех задач и воплощением в жизнь новых идей. Без коммуникабельности вообще невозможно работать на этой должности, – потому что общаться приходится много, нужно налаживать связи, вести переговоры. Отдельно я бы выделила такое качество, как умение создавать позитивный настрой: это способствует гармонизации обстановки в коллективе и помогает «заразить» всю команду общей идеей, вдохновить на ее воплощение. Не могу я себе позволить как директор радиостанции «Европа Плюс Саратов», пожалуй, только одно - отступать от утвержденных правил организации. В нашей компании есть свой строгий регламент. Все отношения определяются лицензией и договором о сотрудничестве с партнёром, которым является «Европа Плюс». - Работа на радио – это круглосуточный график? - Без перерыва, нон-стоп. Радиостанция работает непрерывно. Одни программы уступают место в эфире другим, потому что с каждым часом подключаются все новые и новые радиослушатели. Сетка сформирована, исходя из потребностей аудитории: в рабочие дни в музыкальный эфир входят информационные программы, например, новости (есть информационные блоки для широкого круга радиослушателей, а также для определенных целевых групп, например, новости для автолюбителей и новости из мира моды), прогноз погоды. В выходные дни больше развлечений: ток–шоу с розыгрышами пригласительных в кино, афиша, спортивная программа «Зарядное устройство» и музыкальные тематические программы, например, «Презент», где каждый желающий может с помощью смс-сообщений передать привет своим родным, знакомым и близким, а также заказать для них и себя любимую песню. - Директор радиостанции тоже работает круглосуточно? - Приходится. У нас много проектов проходит в выходные дни и вечером, поэтому по возможности всегда участвую. И в курсе всех непредвиденных ситуаций. Вообще мой рабочий день начинается в 8.30 –9.00, люблю приходить на работу раньше всех. Все встречи распланированы заранее, с утра традиционно - координация работы отдела производства программ, а потом действую от поставленных на месяц задач: участие в фестивалях и конкурсах, разработка и проведение проектов, информация от сети и коллег по медиа, профессиональные информационные сайты, часто общение с рекламодателями, презентации в отделе продаж. Финансовая и техническая службы работают настолько четко, что даже вопросов не возникает в этом направлении. - Есть ли специфические требования, которые «Европа Плюс» предъявляет к своим региональным директорам? - Думаю, что таких нет. Радио и есть радио. Просто надо быть профессионалом и понимать, что директор и радиостанция – это единое целое. А вообще на всех региональных директоров «Европы Плюс» распространяются общие требования к руководителям радиостанций. Обязательно высшее образование, стаж работы на руководящих должностях в соответствующей отрасли не менее 5 лет. Плюс необходимо знание законодательных и нормативных актов, которые регламентируют деятельность организации. - Каких специалистов не хватает радиобизнесу в регионах, и как Вы решаете проблему дефицита кадров на радио? Специалисты с каким образованием, из каких смежных отраслей смогут пополнить кадровый резерв компании «Европа Плюс Саратов»? - Сейчас на радиостанции «Европа Плюс Саратов» проблем с кадрами, к счастью, нет. Мы для себя как-то решили, что, если не сумеем вдруг найти какого-то «готового» специалиста на рынке услуг, всегда сможем вырастить толкового сотрудника из студента, который хочет работать на радио, но пока не имеет никакого опыта. У нашей молодёжи хороший потенциал, а у тех, кто приходит к нам, есть желание учиться. Из выпускников вузов стараемся брать на работу журналистов с гуманитарным образованием. У них преимущественно правильная речь и хороший кругозор – словом, качества, необходимые радио-ведущим, редакторам и корреспондентам. Сотрудников радиостанции «Европа Плюс Саратов» поставляют школы и театры: мы отдаем предпочтение филологам и актерам – то есть тем, кто хорошо владеет голосом и умеет грамотно излагать собственные мысли. Такие люди создают «творческий костяк» коллектива радиостанции. Сейчас у нас работает 5 ди-джеев, каждый из них - яркая личность, а значит, эфир, который создает каждый из этих людей, интересен слушателю. Если говорить об остальных сотрудниках, то иногда приходится искать менеджеров по продажам эфирного времени. Их, кстати, не только нам не хватает – в любом регионе та же проблема. Основное требование к таким специалистам одно – результативность. Все зависит от человека, от его личностных качеств и наработанной базы. Людей, которые умеют активно продавать, найти нелегко, однако в руках руководителя радиостанции уникальный ресурс: когда компании требуются новые кадры, можно разместить информацию об открытых вакансиях в эфире и, конечно, на собственном сайте. Если вакансии срочные и нужно охватить не только аудиторию радиослушателей, обращаемся на сайты по подбору персонала и подключаем к поиску знакомых. - Работать на радио престижно? - Если речь о «Европе Плюс» - однозначно да. В свое время, когда это радио только появилось в Саратове, чтобы «поймать» желанную радиоволну, меломаны покупали новые приемники. Потом выпуски «Европы Плюс Саратов» многократно получали различные награды. Например, награду Первого Всероссийского радиофестиваля «Моя провинция», который проходил в Сочи. В прошлом году Национальная ассоциация телерадиовещателей признала радиостанцию "Европа плюс Саратов" лучшей региональной радиокомпанией России, ей присвоено звание "Лидер медиаиндустрии 2007". По итогам работы за 2007 год радиостанции вручён штандарт Губернатора области.Я уже говорила, что с кадрами у нас проблем нет. Это еще одно подтверждение того, что работа на радио престижна. - Каковы карьерные устремления успешного директора региональной радиостанции? - Устремления всевозможные, все зависит от конкретного времени суток или времени года: жизненные приоритеты периодически меняются. Впрочем, сейчас для меня важен не столько карьерный рост, сколько профессиональный. В плане карьеры и так все в порядке, мне нравится то, чем занимаюсь, осталось только держать ту планку, которую взяла. То есть успешно управлять, развивать компанию, добиваться роста по всем ключевым показателям. Это основа любого бизнеса – если человек научится грамотно управлять радиостанцией, он сможет, думаю, в будущем управлять и другими организациями, в разных сегментах медиабизнеса. Главное – не останавливаться на достигнутом, развиваться, расширять кругозор, повышать свою квалификацию, словом, двигаться вперёд. - Если бы Вы не стали руководителем радиостанции «Европа Плюс Саратов», кем Вы могли бы стать? - Очень часто задаю себе этот вопрос. Ответ, скорее всего, на поверхности: есть желание работать с молодёжью, помогая молодым обрести свое место в жизни, нести людям позитив и уверенность в себе. Вот это основное. А где это реализовать - покажет время. MediaJOBS # 10729 от 31.08.2008 15:10 г. - OnAir.ru На главную |