22.11.2024, пятница |
||||
На пресс-конференции, посвященной покупке главой «Металлоинвеста» Алишером Усмановым издательского дома «Коммерсант», приглашенные журналисты откровенно веселились. Нет, перспективы самого ИД, как и его медийная значимость, ни у кого вопросов не вызывали. Ерничали совершенно по другому поводу. Уж больно неловко Усманов описал концепцию будущего развития мультимедийных проектов «Коммерсанта»: «Будем создавать порталы сайтов». Дело было осенью 2006 г. С тех пор, говоря о мультимедийных проектах Усманова, редкий наблюдатель позволит себе иронию. Бизнесмен, которого за глаза было принято именовать не иначе как металлургом, купил еще один издательский дом, радиостанцию, пару телеканалов, заполучил весомые доли в федеральном сотовом операторе, присоединил к ним интернет-фонд, а теперь, судя по всему, готов замахнуться на «наше все» Рунета — поисковый портал «Яндекс». Того, что Усманов так скоро станет де-факто главным инвестором российской части Всемирной паутины, не ожидал никто. Стремительность, с которой он действует — не только в Интернете, но и на более традиционных, медийных и телекоммуникационных, рынках, — не может не удивлять. Судя по всему, Усманов не просто собирает активы нового типа под одной крышей, но намерен строить на их базе нечто доселе невиданное. Каждый день на сайт Newstube.ru в поисках новостей заходит около 20 000 человек. При этом Newstube — совсем еще молодой проект: он был запущен лишь два месяца назад. Секрет успеха прост. По договоренности с «Коммерсантом» и девятью телеканалами — среди них такие гранды, как РТР, «Культура», Euronews, «Муз-ТВ» и «Спорт», — портал оперативно вывешивает в Сеть сюжеты из их новостных выпусков. Сервис запустил Центр медиатехнологий (ЦМТ), входящий в холдинг «АФ Медиа», которым владеет Усманов. Немедленной коммерческой отдачи от проекта никто не ждет, еще при запуске заявила исполнительный продюсер ЦМТ Дареджан Митяева. Это, дескать, «эксперимент в чистом виде». Бизнес-модель сервиса пока до конца не определена. Зарабатывать портал будет прежде всего на размещении рекламы, но как станет делиться ею с телеканалами, пока обсуждается. По мнению вице-президента по стратегии и инвестициям компании «Проф-Медиа» Сергея Тихонова, подобные холдинги, собранные из разношерстных медийных активов, хороши именно тем, что позволяют эффективно экспериментировать с новыми бизнес-моделями. «Рынок развивается стремительно, все находятся в постоянном поиске новых способов привлечения аудитории, — говорит он. — Причем, чтобы в таких союзах каждый меньше тянул одеяло на себя, чтобы все не разбегались от малейшей неудачи, лучше и проще, когда у активов общий владелец. Тогда и создается синергетический эффект». Вот и ЦМТ проще продвигать проект, имея за плечами Усманова, который владеет телеканалами «Муз-ТВ» и «7ТВ», а также «Коммерсантом». Когда к «Коммерсанту» кроме упомянутых телеканалов присоединились ИД «Секрет фирмы», а также радио «Джаз» и «Классик», рынку стало окончательно понятно, что Усманов создает один из крупнейших медиахолдингов России. Подобных конгломератов в стране единицы. Среди них — сравнимые не только по размеру, но и по структуре уже упомянутая «Проф-Медиа» Владимира Потанина (выручка в 2007 г. достигла $480 млн, владеет телеканалами MTV, ТВ-3, «2×2», интернет-холдингом Rambler, сетью кинотеатров «Синема Парк», производителем кинофильмов «Централ Партнершип», ИД «Афиша» и несколькими радиостанциями), «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука (владеет телеканалами «Петербург», «Рен-ТВ», газетой «Известия» и кабельным оператором «Национальные телекоммуникации», совокупный оборот активов в 2007 г. — около $400 млн), РБК (оборот — $193 млн, владеет одноименным новостным порталом, телеканалом, газетой и журналом, а также множеством небольших интернет-сайтов). Обороты медийных активов, в которых Усманов участвует, в 2007 г. вряд ли превысили $200 млн. Самая большая доля пришлась на ИД «Коммерсант», который заработал $106 млн. Но ведь это только начало. Усманову удалось заполучить такие перспективные интернет-активы, как Mail.ru, социальные сети «Одноклассники» и Vkontakte, сайт по поиску работы HeadHunter.ru, производителя онлайновых игр Astrum Online Entertainment. Бизнесмен не разглашает сумм своих сделок, но, если довериться экспертам, опрошенным , выходит, что начиная с 2006 г. на приобретение медийных активов он потратил около $1 млрд. Вышеперечисленные жемчужины в короне Усманова могут стать еще ценнее. Достаточно обеспечить медийным компаниям еще один канал для распространения информации. На эту роль как нельзя более подходит «МегаФон», в котором Усманов сейчас владеет напрямую и косвенно (через «Телекоминвест») 31,1% акций. Магнат не скрывает, что хотел бы получить контрольный пакет в этом сотовом операторе. А ведь «МегаФон» — член так называемой большой сотовой тройки — владеет лицензиями на оказание услуг сотовой связи третьего поколения (3G) на всей территории России. Подобного набора активов, в который входят телеканалы, радио, издательства, интернет-компании и сотовая компания, нет больше ни у кого. «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука, в которую входит холдинг «Национальные телекоммуникации», тоже владеет крупной сетью для передачи данных, но у нее нет значимых интернет-проектов. У «Проф-Медиа» есть Rambler, но нет своей инфраструктуры для распространения контента, если не считать таковой сеть кинотеатров. Собирается ли Усманов использовать полученное преимущество? На первый взгляд он и без того неплохо устроился. «Усманов вряд ли станет затевать революции в своих компаниях, как-то заново объединяя их или разделяя», — считает эксперт УК «Финам» Леонид Делицин. Объединение в одном холдинге уже значительно повысило ликвидность перечисленных активов, и дальше их цена будет только расти. К тому же наличие в одном портфеле традиционных и «новых» медиа и без того очень благоприятно воспринимается аналитиками, указывает генеральный директор «РБК-Информационные системы» Юрий Ровенский. «Если Интернет приносит заметную часть выручки холдинга, то это означает увеличение на 50-60% мультипликаторов, по которым он оценивается», — добавляет он. В последние годы в мире интернет-компании стремительно растут в цене. И российские не исключение. Достаточно вспомнить недавнюю историю с Mail.ru. Южноафриканский фонд Naspers оценил ее в конце 2006 г. в $550 млн, а всего через полгода оценка была повышена до $1 млрд. Но Усманов не из тех инвесторов, кто будет пассивно ждать, когда приобретения прибавят в цене. Он умеет не просто скупать активы, но и сочетать их между собой таким образом, чтобы получить новые конкурентные преимущества. Когда Усманов приобрел два лидирующих горно-обогатительных комбината страны — Лебединский и Михайловский, а также два металлургических комбината — НОСТА и Оскольский, он создал не просто один из крупнейших металлургических холдингов, но монополию на рынке руды. И в 2005 г. продемонстрировал ее силу в действии, устроив сырьевую блокаду Магнитогорскому меткомбинату. На медийном рынке, скорее всего, он будет действовать по тому же принципу: создавать вертикально интегрированные объединения производителей контента, их агрегаторов и каналов распространения информации. Вероятнее всего, он постарается создать из альянсов своих компаний совершенно новые сервисы и бизнес-модели. При этом изобретать велосипед Усманову не понадобится: по всему миру можно найти множество примеров экспериментов такого рода. В 2007 г. крупнейший кабельный оператор США Comcast заплатил $200 млн за онлайновый сервис по продаже билетов в кино Fandango.com. Этот сайт похож на российскую Afisha.ru: на нем также можно купить билеты в кинотеатр, прочесть рецензию на фильм и написать собственную, почитать новости о будущих премьерах и интервью знаменитостей. Месячная аудитория сервиса — 6,3 млн посетителей. На базе Fandango Comcast запустил портал Fancast.com куда с большими возможностями. На нем можно не только покупать в «одном окне» билеты в кино или на спортивные состязания, DVD и цифровые видеоролики, но и создавать социальные сети, чтобы делиться с друзьями комментариями по поводу просмотренных передач, планами и т. п. Кроме того, забив в строку поиска, к примеру, слово «вампиры», можно получить ссылку на все фильмы с подобным сюжетом и телепередачи на эту тему, которые выйдут в эфир в ближайшее время. Таким образом, Comcast не просто зарабатывает на продаже билетов и дисков, но и стимулирует зрителей больше смотреть телеканалы, наращивая их аудиторию. Не менее интересными могут быть альянсы медиакомпаний и мобильных операторов. Как прогнозирует агентство Informa, к 2012 г. каждый четвертый пользователь сотовой связи в мире будет иметь аккаунт по крайней мере в одной мобильной социальной сети, причем заработки последних достигнут $52 млрд в год. Так что сегодняшний бум социальных сетей — почти ничто по сравнению с тем, что нас ожидает, когда «Одноклассники» и Vkontakte появятся почти на каждом телефоне. Большие перспективы имеют и услуги навигации. Мы начнем не просто определять свое место в мире, но и делиться информацией о своем местоположении с друзьями, знакомиться с людьми, которые находятся рядом. Такие возможности уже дает один из новых проектов Yahoo!. А ведь это лишь некоторые из направлений развития интернет-сервисов на базе мобильного доступа в Сеть. В 2012 г., прогнозирует IDC, интернет-услугами будет пользоваться почти треть населения планеты, при этом количество мобильных устройств, подключенных к Всемирной паутине, превысит число подключенных компьютеров. Больше трети выручки сотовых операторов придется на передачу данных. Словом, наличие в одном портфеле медийных и телекоммуникационных активов выглядит очень перспективно. По прогнозу МТС, российский рынок передачи данных через сети сотовой связи к 2012 г. вырастет до $13 млрд (с $2 млрд в 2007 г.). По данным исследовательской компании Nielsеn, уже сейчас 11% абонентов в России выходят в Интернет именно через телефон. По этому показателю мы на 5-м месте в мире. Впрочем, пока российские операторы предпочитают не комментировать тему возможных союзов и слияний с медийными компаниями, ограничиваясь лишь общими словами о необходимости такого партнерства. Хотя в эффективности подобных альянсов сомневаться не приходится. К примеру, та же МТС на совместных проектах с Mail.ru, фотохостингом Photofile.ru, службой знакомств Mamba.ru и «Живым журналом» зарабатывает дополнительные $2 млн в месяц. Неплохо для начала. «МегаФон» известен тем, что активно развивает дополнительные неголосовые сервисы. Президент компании Сергей Солдатенков еще в конце прошлого года говорил о том, что запуск сетей третьего поколения может существенно увеличить заработки операторов. Для «МегаФона» развитие мобильного широкополосного доступа тем более актуально, поскольку в отличие от «ВымпелКома» или МТС у него нет больших активов в СНГ и он растет за счет внутренних возможностей российского рынка. Кроме того, у этого оператора — опять же в отличие от конкурентов по «сотовой тройке» — нет прямого доступа к фиксированным сетям, обеспечивающим широкополосный доступ. Так что для Усманова «МегаФон» — самая подходящая база для экспериментов по созданию совместных мобильно-медийных продуктов. Это понимают и его партнеры. К примеру, генеральный директор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев говорит о том, что операторы и издательства прямо нуждаются друг в друге: первые предоставляют «транспорт» для оперативной доставки данных, вторые — контент, а потом делят доходы от продаж. Вот только в то, что Усманову удастся создать сильный союз между национальными медийщиками и операторами, мало кто верит. В отличие от Великобритании и США в России нет провайдера или оператора с доминирующим положением в масштабах всей страны, указывает Тихонов из «Проф-Медиа», хотя есть те, кто контролирует рынки в отдельных регионах, как «Национальные телекоммуникации» в Москве и Санкт-Петербурге. В таких условиях производителю контента неинтересно заключать эксклюзивные контракты и тесные союзы с какой-либо одной сетью, а выгоднее сотрудничать сразу со всеми. Об этом же говорит генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин: «В таких союзах неизбежно возникает конфликт интересов: интернет-компании важно дать доступ ко всем своим ресурсам максимально большому числу пользователей, в то время как любой провайдер и оператор заинтересованы в том, чтобы дать такой доступ только своим абонентам». Ровенский из РБК говорит и о множестве юридических препятствий: телеканалу сложно получить у собственников контента права на его трансляцию третьей стороне. Аналитик «Атона» Надежда Голубева отметает все эти сомнения: «Для того чтобы решить такого рода проблемы, как раз и нужно объединять бизнесы в единое целое». Умения создавать рыночных монстров Усманову не занимать: еще на примере металлургической отрасли он доказал, что знает, как подминать под себя рынок. Ксения Болецкая - SmartMoney 30 (120) 18 августа 2008 # 6407 от 18.08.2008 20:59 г. - OnAir.ru На главную |