Пресс-релиз
Антитеррористическую Конвенцию подписали журналисты четырёх федеральных округов России
В рамках организованного МедиаСоюзом открытого обсуждения Антитеррористической Конвенции сегодня этот документ был подписан представителями региональных средств массовой информации в столицах четырёх федеральных округов России: Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Воронеже. В дальнейшем этот документ будет рассмотрен и в других регионах страны, в том числе на съезде средств массовой информации Приволжского федерального округа, который состоится в городе Арзамасе Нижегородской области 29 апреля 2003 года.
Антитеррористическая конвенция в течение последних месяцев разрабатывалась в рамках Индустриального Комитета СМИ. МедиаСоюз проводил открыкое обсуждение Конвенции в регионах, по итогам которого был изготовлен фильм "Журналист на борьбе с терроризмом", в 8 апреля 2003 года этот документ был подписан в Москве ведущими представителями российского медиа-сообщества.
Антитеррористическая Конвенция предполагает согласованное соблюдение особого режима работы (в том числе – предусматривающего и самоограничение свободы слова) со стороны средств массовой информации в чрезвычайных условиях. Документ открыт для обсуждения.
Директор МедиаСоюза по работе с регионами Александр Щипков, участвовавший в обсуждении Конвенции в Ростове, придал особое значение участию в этом мероприятии 20 журналистов из Чечни. В этот же день состоялось рабочее совещание руководства Медиасоюза с представителями чеченских средств массовой информации, на котором обсуждались вопросы развития масс-медиа Чечни.
В ближайшее время на сайте МедиаСоюза (www.ms.ru) будет размещён полный список журналистов, подписавших Антитеррористическую конвенцию.
18 апреля 2003 г.
Антитеррористическая конвенция
(правила поведения СМИ в случаях террористического акта и контртеррористической операции)
В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах.
Мы уверены, что угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.
Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, мы считаем необходимым добровольно принять следующие правила поведения СМИ и обязуемся руководствоваться ими в своей работе:
1. Работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам.
2. В случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить ее руководству своего СМИ.
3. Журналисты должны иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и профессиональную принадлежность.
4. Руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного Штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей.
5. Исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны:
- брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта кроме как по просьбе или с санкции Оперативного Штаба;
- предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным Штабом;
- самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе Оперативного Штаба); если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;
- брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу; понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым;
- предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие – либо действия для получения удачных видео – или фотокадров;
- оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.
6. СМИ должны:
- помнить, что прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;
- избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;
- быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма; проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;
- избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;
- быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий; нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;
- отдавать себе отчет в том, что заложники террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение;
- избегать идентификации родственников и друзей заложников и потенциальных жертв без их согласия.
7. Освещая теракты и антитеррористические операции нужно также:
- помнить о своей обязанности информировать общественность, а не сеять панику; следить не только за смыслом сказанного, но и за тоном;
- помнить, что сообщение в СМИ являются общедоступными, в том числе и для тех, кто намеренно создает критическую ситуацию;
- учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой – либо конкретной религией, расой или национальностью;
- понимать, что информационные сообщения не должны содержать сведений, которые могли бы способствовать усилению позиций террористов, например, выступления в поддержку их требований.
Подобные жесткие требования могут распространятся исключительно на ситуации, связанные с непосредственной угрозой для жизни людей, и не могут распространятся на события политической, экономической или социальной борьбы, укладывающейся в рамки Конституции.
8. СМИ могут сообщать своей аудитории, что часть информации закрыта Оперативным Штабом на время проведения контртеррористической операции по соображениям безопасности для сохранения жизни людей.
* Исключение из данных правил возможны только во имя сохранения жизни людей по согласованию с Оперативным Штабом.
Принято Индустриальным комитетом СМИ 8 апреля 2003 года.