Его бархатный голос и искрометные шутки знакомы не только слушателям «Русского Радио». Роман ЕМЕЛЬЯНОВ активно снимается в телешоу, пробуется в кинобизнесе, но самое главное – с позиции программного директора одной из ведущих радиостанций страны вершит «музыкальные судьбы» отечественных популярных исполнителей…
– Роман, почему при вашей харизме и внешности вы выбрали работу за кадром. Может, стоит переквалифицироваться из радиосреды в театральную?
– В театре разочаровался еще в институте. Я окончил ВТУ имени Щепкина. По долгу службы принимал участие в постановках Малого театра. Такого количества интриг, несправедливости, разбитых судеб и нищеты, как в театре, я мало где встречал. Был один вариант, который мог заставить меня остаться в театре. Виталий Соломин, в мюзикле которого я несколько лет участвовал, на основе нашего курса хотел создать свой театр. Если бы эти планы осуществились – пошел бы за этим человеком, не задумываясь. Такого талантливого от Бога актера, режиссера и человека – поди поищи. Но, к сожалению, он ушел из жизни, и планам суждено было остаться планами. Что касается кино и ТВ, то я с радостью принимаю участие во всех возможных проектах, потому что получаю от этого огромное удовольствие, отдыхаю и, возможно, реализую то, что не доиграл когда-то.
– Помните свой первый день на радио?
– На радио пришел случайно. Хотя, как показывает жизнь, случай – король обстоятельств. В меня тогда (если память не изменяет, 15 лет назад) была влюблена одна девушка. Она работала на радио. И вот привела меня на одну из лидирующих ныне станций. Честно говоря, опыт получился неудачный. Меня, даже не научив толком пользоваться пультом, посадили в эфир. Все сыпалось из рук, эфиры были омерзительные, и скоро программный директор уволил меня за «профнепригодность».
Что же касается первого дня, то я глазел по сторонам, как ребенок. Кнопки, пульты, диджеи, которые ловкими движениями выводили в эфир песни и сплетали слова в невероятные мысли. Радио для меня было тогда далекой и непостижимой фабрикой грез. Помню, я готовился по ночам к сессии и, чтобы как-то развлечься и не уснуть, дозванивался в прямой эфир на радио. То привет себе передам, то с Жени Шаден в эфире пообщаюсь. Люди, работающие на радио, казались мне полубогами. Спустя много лет Шаден пыталась(-ся) (кому как нравится) ко мне устроиться. К сожалению, места у меня в эфире не нашлось. И это одна из самых печальных сторон шоу-бизнеса…. Наступает момент, и мега-звезды оказываются никому не нужны….
– Сегодня вы формируете музыкальную политику «Русского Радио» и музыкальный вкус нашей страны. На чем она основывается?
– Не стану лукавить, если отвечу: секрет. Конкурентная борьба на этом рынке ничуть не менее ожесточенная, чем на рынке высоких технологий. Конечно, каждый при желании может послушать эфир и скопировать то, что звучит сегодня… Но никому не дано залезть мне в голову, для того чтобы узнать, что мы выкинем завтра, чтобы снова быть первыми! Скажу лишь, что очень переживаю за каждую песню, которая попадает мне в руки (а таких тысячи). Потому что знаю, что за каждой из них стоит невероятный труд, не говоря уж о вложенных деньгах. Но в эфир «Русского Радио» могут попасть только самые лучшие! И это очень сложный момент – сказать «нет» так, чтобы у людей (музыкантов, композиторов, продюсеров) не опустились руки, не появилось обиды, чтобы они продолжали творить и добились успеха. Поэтому я не отказываюсь от встреч с продюсерами и музыкантами, чтобы объяснить им причины, которые помешали их трекам попасть в эфир. Мы вместе ищем выход и часто его находим.
– Наверняка у вас много друзей среди звезд шоу-бизнеса. Как реабилитируетесь после того, как отказываете в ротации их песен?
– Не скрою, «дружить» очень трудно. Так уж получилось, что от моего решения часто зависит успех и благосостояние этих людей. Какая уж тут дружба? Это – закон жизни. Хотя, признаюсь честно, очень благодарен своей работе за несколько знакомств. В моей жизни появились люди, которые своим общением, присутствием и настоящей, неподдельной дружбой сделали эту самую жизнь более светлой и радостной. Уверен, что, даже когда от моего решения перестанет зависеть их судьба, они не отвернутся от меня. Это очень много значит. А так – стараюсь поддерживать хорошие отношения со всеми так называемыми звездами.
– На ваш взгляд, какая проблема в шоу-бизнесе сегодня наиболее ярко выражена?
– Во всем мире шоу-бизнес – огромная статья дохода и, соответственно, огромный ресурс для вложений. Поезжайте в Вегас и посмотрите пару шоу. Вы поймете, что российский шоу-бизнес похож скорее на ребенка, который сидит в своей песочнице и не хочет верить в то, что за ее пределами еще что-то существует.
Мне бы хотелось, чтобы из шоу-биза ушли «клановость» и «семейность», которые более к лицу киношной итальянской мафии. Хочу верить, что дорогу на сцену станут получать самые талантливые, а не самые богатые. Надеюсь, что Евровидение через пять лет мы сможем выиграть без привлечения олимпийских чемпионов по фигурному катанию. Мечтаю о том, чтобы у нас снова стала популярна музыка, которая заставляет не только танцевать, но и думать.
– Творчество каких отечественных исполнителей вы считаете бессмысленным?
– Если разбираться по гамбургскому счету – творчество само по себе вещь тупая и бессмысленная. Песней никого не накормишь и никого в нее не оденешь. И тут еще большой вопрос: чье творчество бессмысленнее – артиста, поющего тупые песенки и собирающего стадионы, или пианиста, играющего бессмертные произведения для двух пенсионеров в каком-нибудь ДК. Да и, уверен, во всем, что касается творчества, мнение может быть только субъективным. Если у человека есть своя аудитория, значит, он нужен людям. Не согласен – сделай сам что-то такое, что перевернет понимание людей и заставит их сменить «веру».
– Имидж какого отечественного шоу-персонажа серьезно устарел или слишком «продвинут»?
– Вы меня все время пытаетесь подставить. (Смеется.) Дело в том, что работа программного директора сродни работе спортивного арбитра. Он должен быть абсолютно непредвзятым, относиться ко всем одинаково, рассматривая каждую игровую ситуацию отдельно от предыдущей и будущей жизни. Я не кокетничаю, уклоняясь от прямых ответов. Я искренне считаю, что судить людей могут лишь люди, чьей профессией это является, например – вы. А потом, «имидж – ничто, жажда – все!». Могу сказать лишь, что есть уникальные артисты, которые умудряются идти в ногу со временем десятилетиями. Например, София Ротару. Это же что-то потрясающее! Что ни песня, то – хит. Что ни концерт, то – аншлаг! Думаю, что для артиста это одна из самых актуальных и сложных задач – дышать и меняться в унисон с публикой. Удается это немногим, и винить остальных в неудаче тяжело. Например, для меня в свое время очень печальной стала потеря ощущения времени, его дыхания моим горячо любимым режиссером Эльдаром Рязановым. Но уважаю его и люблю его творчество я от этого ничуть не меньше!
– Говорят, что вы из творческой семьи…
– У меня была чудесная мама, которой я обязан всем, что во мне есть творческого и хорошего. Помните фильм «Доживем до понедельника»? Она там играла учительницу русского и литературы, которая причитала: «Я им говорила не ложить зеркало в парту, а они ложат и ложат». К сожалению, рак ее забрал раньше, чем я смог отдать ей хоть каплю того добра, что должен. Вообще рак – ужасная штука. Он отнял у меня самых близких людей. Я был бы счастлив, если бы человечество в ближайшие пять лет нашло лекарство от этой гадости. И даже если шоу-бизнес для этого должен будет провалиться к чертовой бабушке – оно того стоит!
Алексия Мелевская, газета «Аргументы недели» 28(114) от 10 июля 2008