23.11.2024, суббота |
||||
Корр. Мне кажется, сама идея создать радиоканал для детей, просто витала в воздухе. Но кто же её впервые озвучил, и кто же и когда приступил к осуществлению этой идеи? Егор Серов. Точно не отвечу на этот вопрос, потому что это было ещё до моей детской эры, я тогда работал на других радиостанциях. Инициатором создания «Детского радио» выступил холдинг «Газпром-медиа». Корр. Как известно, кто платит, тот заказывает музыку. Канал явно некоммерческий, рекламы на нём не обнаружено… Егор Серов. Скорее всего, это – временное явление. Корр. Но кто-то оплачивает канал. Неужели у кого-то столько лишних денег в наш прагматичный век? Егор Серов. Лишних денег, понятное дело, никогда не бывает. Просто период хаотического развития капитализма начинает подходить к концу. И люди начинают понимать, что не всё в жизни можно измерить деньгами. Тем счастливее, что эта идея будет подкреплена компанией “Газпром”, крупнейшей компанией России. Корр. Но в любом случае если есть такое мощное средство воздействия на людей, на детей, как детское радио, не предполагаете ли вы какие-то попытки, я уж не знаю, с чьей стороны, протащить какую-то скрытую рекламу, воздействовать на детей… Егор Серов. Я не очень понимаю, как это может происходить. На сегодняшний день мы вещаем в автоматическом режиме. Всё, что звучит в эфире, всё проходит тщательный отбор. После того, как мы достроим новый аппаратно-студийный комплекс для “Детского радио” появятся и прямоэфирные программы. Залог грамотного «живого» эфира - квалификация тех, кто его создает. И это одна из наших задач – чтобы ничего глупого, пошлого, ненастоящего, подмётного, в эфир не прошло. Это наша работа. Корр. Любое средство массовой информации опирается на какую-либо идеологию. Не идеологических СМИ не существует. Это может быть идеология главного редактора, это может быть идеология того, кто оплачивает это СМИ, это может быть идеология хоть рекламодателя, хоть кого угодно. Какой идеологии придерживается “Детское радио”? Егор Серов. У меня, с учётом того, что я родился и сформировался ещё в нашей бывшей стране, к слову “идеология” сложное отношение. Поэтому я бы назвал это “подходом”. “Подход” был выработан, было определено, что мы хотим, и чего не хотим. Корр. Вот тогда об этом подробнее. “Чего хотим, чего не хотим”. Егор Серов. Америки здесь никто не открывал. Радио – это синтетический продукт, его делают многие люди, и должно быть общее понимание задачи. Творческий процесс алгоритмизировать досконально невозможно, это же не компьютерная программа, но можно задать какие-то общие понятия и ориентиры. Мы изначально договорились – что мы хотим слышать в эфире, и чего не хотим. Мы не хотим пошлости, мы не хотим глупости, мы не хотим сюсюканья, мы не хотим назидательности, мы не хотим обращения к ребёнку как к не достигшему совершенства взрослому. Мы хотим подхода к ребёнку как к самостоятельной личности, как к человеку, но другому, у которого тоже есть свои проблемы, своя жизнь, ибо он - существующая реальная личность. До сих пор у меня в ушах стоит воспоминание из детства, когда бодряческим, наигранным тоном дяди и тёти из радиоприёмника говорили: “а вот теперь, дети, я вам расскажу воооот такую историю!” Этого у нас в эфире нет и не будет. Теперь что хотелось бы… У нас гарантированно положительное хорошее настроение, когда бы ты ни включил “Детское радио”. У нас никто никого не убивает, нет пожаров, смертей, трагедий, пьяных пап. Мы хотим быть не педагогами, не нравоучителями, а собеседниками. Мы хотим делать радио не на детскую тему, а радио для детей. Мы хотим говорить на русском языке, а не на том языке, на котором говорят иногда в прессе (прежде всего, в электронной), и который от настоящего русского языка всё дальше и дальше уходит. Тут ещё есть один нюанс. Очень много нас слушают и взрослые, но мы делаем радио для детей, и никогда этого не забываем. В идеале-то, конечно, радио для детей должны делать дети, потому что, как ни крути, какими бы мы ни были умными, но детскую психологию мы всё равно изучаем со стороны. Мы уже совсем другие, и для того, чтобы что-то делать для детей, мы вынуждены подключать помимо сердца в значительной степени ещё и голову. То есть это всё равно некоторая ступенька, мы вынуждены подниматься на эту ступеньку. Именно - не спускаться к детям, а подниматься к ним! Понятное дело, что маленькие дети не могут делать радио для маленьких детей. Мы понимаем, что всё равно это некоторое приращение к тому, что на самом-то деле надо. Но стараемся это приращение сделать наиболее адекватным. Я когда работал над концепцией, мне было поначалу очень тяжело. Я вынужден был несколько месяцев посвятить консультациям, разговорам, изучению специальных вопросов, связанных с детской психологией, физиологией, с тем, с чем я просто не сталкивался ни в работе, ни в жизни, привлекать много людей со стороны, которые помогали своими совершенно бесценными консультациями. Корр. Я перед тем как идти к вам, провёл небольшой опрос среди детей. Им нравится ваше радио, они с ним встают, с ним засыпают, слушают его на протяжении дня. Не сутки напролёт, конечно, но фрагментами они слушают его весь день. Они получают информацию, которая им нравится, она откладывается в их сознании и, в конце концов, влияет на формирование их как личностей. Как главный редактор, в каком направлении хотели бы вы, чтобы личности ваших слушателей формировались? Егор Серов. Я ничего нового не скажу в этом отношении. Мы во всём стремимся к тому, чтобы максимально сохранить в детях удивительную просветлённость и искренность, которой они обладают, помочь им фантазировать, развивать воображение. Все дети хорошие, плохих детей не бывает, просто с течением времени они портятся и становятся взрослыми. Мы максимально хотим сохранить в них всё это, насколько возможно, до тех пор, пока они, повзрослев, от нас не уйдут на другие радиостанции. Рассказать им о том, что быть добрым очень важно и нужно, просто без этого невозможно жить, что быть умным – полезно, и, может быть, пора уже, чтобы это было модным. Мы хотим, чтобы в них пробудился интерес к тому, чтобы узнавать новое - несколько программ в нашем эфире специально посвящено этому. Мы хотим, чтобы они поняли: то, что составляет настоящую жизнь людей – это как раз самое интересное. Что гораздо интереснее дружить, чем враждовать, что гораздо правильнее, умнее жить в мире, чем драться. И так далее… Егор Серов. Так они уже почти и закончились. К сожалению, этих материалов не так много. И тому есть, на мой взгляд, очень простое объяснение. В советское время, при небольшом объеме контента, производившегося для детей - это было просто очень ярко. Поэтому нам кажется: ах как было много этих пластинок! А как много? 20? 30? 40? Корр. По-моему, сотни и сотни… Егор Серов. Да вот нет. Сотен и сотен не было. К сожалению. Записывалось не очень много, но, как правило, это был материал мирового уровня. В то время никто не задумывался над тем, сколько это стоит, сумасшедшие тратились деньги. Великолепные актёры, великолепные музыканты делали совершенно великолепные постановки, спектакли. Тут вспоминать можно многое. У нас, кстати, очень хорошие отношения с фирмой “Мелодия”, которая обладает правами на эти постановки. Они все есть в нашем эфире. Но вы хотели спросить, что будет дальше? Корр. Да. Эти постановки можно крутить и крутить, но, если их одни крутить бесконечно, аудитория уйдёт. Егор Серов. Хороший вопрос. Ну, во-первых, как бы мы ни ругали «переходный» период развития нашей страны, в это время тоже что-то делалось. К сожалению, делалось не всегда хорошо, это не всегда была верная интонация, не всегда это было доиграно, или, наоборот иногда переиграно и звучит натужно. К сожалению, скрепя сердце, я вынужден соглашаться с присутствием части этих материалов у нас в эфире, потому что пока их просто заменить нечем. Но у нас есть, например, хорошие постановки издательского дома “Два жирафа”. Они очень точно, очень правильно выбирали интонацию, они довольно изобретательно делали звук в этих программах. Мы заключили контракты с разными производителями контента для детей, прослушали всё, что они сделали, отобрали, посмотрели, чем же мы можем наполнить то радио, которое придумано. Пока у нас нет отдельного помещения для огромного проекта с такой ответственной темой. Ведь “Детское радио” - это особые требования к звукозаписывающим студиям, передающему оборудованию. Поэтому “Газпром–Медиа” сейчас строит для нас специальный аппаратно-студийный комплекс, мы переезжаем туда осенью. Там у нас, надеюсь, будут новые студии, чтобы мы сами могли осуществлять радиопостановки, чтобы мы могли записывать хорошие голоса, приглашать авторов, актёров, композиторов, музыкантов. Очевидно, мы не смогли бы выйти в эфир, не сделав ничего сами. Не подготовив специальный ресурс для организации радиополотна, радиопрограммы в целом. Поэтому к эфиру мы сделали оригинальное узнаваемое оформление, пакет джинглов, программ. И детям понравилось. Как писала одна радиослушательница, её дочка, возрастом около года, произносила лишь слоги “ка”, “па”, и вдруг стала что-то напевать. И мама с удивлением услышала, что она напевает “де-етское ра-адио”, и это были первые слова, которые ребёнок сказал связно. Корр. Вы видите, какое влияние имеет на детские души то, что вы делаете, и какая на вас лежит ответственность! Егор Серов. Влияние большое. Вот пишет нам мама ребёнка, который в связи с каким-то заболеванием, эписиндромом, по-моему, не мог вечерами нормально засыпать. И она написала нам теплые слова благодарности за то, что её малыш теперь в 21.15, лёжа слушает сказку, и после того как включается музыка аудио-психологической разгрузки, он засыпает. Разве может это не радовать? Значит, этому мальчишке мы уже помогли. Корр. Ночная «релаксирующая» музыка. Кто автор этой замечательной идеи, как сделана подборка? Егор Серов. Идея это была моя, музыка идёт “нонстопом” ночь напролёт. Большое число слушателей нашей ночной музыки – люди пожилого возраста. Один пожилой человек просил ничего не менять в эфире в это время, потому что он сократил приём таблеток на ночь. Корр. Многим детям непонятно почему песни из любимых мультфильмов порой звучат не так, как в мультфильме, а в другом исполнении. Они хотели бы слышать их так, как привыкли. Егор Серов. Я бы тоже хотел, но это, к сожалению, не всегда получается. Дело в том, что тут помимо желания, ещё есть история с авторскими правами, это тоже важно. Но есть ещё другая история, история технологий. Не всегда в старых мультфильмах делалась качественная запись звука - были другие требования к качеству записи. Тем более в мультфильмах звук – это всё-таки второе, первой, понятно, была картинка. И если впрямую брать звуковую дорожку из мультфильма, то, как правило, она низкого качества. А для нас это означает – неэфирного качества. Если есть видеоряд, мы, как зрители, соглашаемся с не очень качественным звуком, а без видеоряда мы внимательнее прислушиваемся к звуку. Корр. Объясните отцу ребёнка, входящего в вашу аудиторию, почему отец должен научить своего ребёнка включать и слушать “Детское радио”? Егор Серов. На самом деле “Детское радио” это только радио, это не панацея. И мы просто профессионально делаем свою работу. И мы далеки от мысли, что, послушав “Детское радио”, вдруг все дети станут умными, замечательными, добрыми, воспитанными. Это, конечно, утопия и этого не будет. Но мы работаем в этом направлении. Мне кажется, нужно начинать с того, чтобы папа сам сначала послушал “Детское радио”, и, зная, как никто, своего ребёнка, сам решил, для чего его малышу наше радио. Я точно могу сказать, что дети не станут хуже оттого, что будут слушать “Детское радио”! Мы очень придирчиво отбирали звук для эфира, у нас звучат… Это только стоя надо произносить эти фамилии… Понятно, у нас много Николая Литвинова, у нас звучит Виктор Хохряков, Ростислав Плятт, Наталья Сац, у нас звучит Алексей Грибов, Мария Бабанова, из старой плеяды ещё у нас Георгий Менглет, Георгий Жжёнов, из актёров более позднего времени - Виталий Соломин, Гафт, Калягин, Табаков и многие другие. То есть, в нашем эфире собраны лучшие голоса России. Корр. Хочу расспросить немного о вас. Во-первых, есть ли у Вас дети? Егор Серов. Дети есть, да. Правда, нога уже больше моей, и ростом он, наверно, на полсантиметра уже выше. Корр. Что вас привело на “Детское радио”? Егор Серов. Началось всё довольно утилитарно. Меня попросили написать концепцию детского радио. Я написал её, и через какое-то время меня пригласили реализовывать эту концепцию. И я с удовольствием делаю это. Корр. То есть нынешняя работа вам нравится? Егор Серов. Вообще, делать что бы то ни было, не любя, плохо. Но отчасти допускаю, что не любя можно делать, например, выпуски о погоде. Ну, так, сяк, ненавижу свою работу, но о погоде рассказываю каждый день. Ну и ничего. Слушатель не сильно страдает от моей нелюбви к циклонам и антициклонам. Но, не любя детей, не будучи открытым и готовым к тому, чтобы отдавать и тратить себя… Для “Детского радио” - это будет профнепригодностью. Это касается не только меня как главного редактора, это касается всех людей, которые работают и будут работать в этом проекте. И как администратор, как человек, который создаёт этот контент, этот звук, я понимаю, что только так и должно быть. Мне даже страшно говорить, какой идёт совершенно сумасшедший отбор, какая жуткая работа по поиску новых персоналий, по поиску людей, которые не только могут что-то талантливо написать, или произнести, но могут это произнести именно так, чтобы кусочек сердца и души своей оторвать. Её ведь надо драть всё время – отрывать и тратить, отрывать и тратить. И только тогда будет что-то настоящее. А у нас время-то сейчас совсем другое за окном, и отчасти мы разучились это делать. Отчасти уже подросли те люди, которые и никогда не умели этого делать. Вообще, я не понимаю, как детей можно не любить. Но если допустить, что можно не любить, то... Радиостанций в Москве больше сорока, надо идти на любую другую. И говорить там о погоде. Артемий Лебедев Журнал "БАТЯ" №3 - апрель-май 2008г. # 9460 от 27.06.2008 01:32 г. - OnAir.ru На главную |