Результаты ежегодного отчета британской Комиссии по стандартам в рекламе (Advertising Standards Authority, ASA) показали, что в 2007 году рекламщики Соединенного Королевства подвергли нервную систему потребителей своей продукции особенно серьезному испытанию. В этот период ASA зарегистрировала рекордное количество жалоб граждан страны на рекламную продукцию, которая вызвала у них раздражение, либо оскорбила их.
В минувшем году британцам не понравились 14080 рекламных продуктов, в числе которых и телевизионные видеоролики, и наружняя реклама, и рекламные объявления в прессе или интернете. Всего же за год комиссией были получены 24192 жалобы на некачественную или оскорбительную рекламу. По сравнению с предыдущим годом в 2007 году их количество увеличилось почти на 10 процентов. Составители отчета подчеркивают, что больше всего отрицательных отзывов вызвала телевизионная реклама (9915 жалоб), значительным было и неудовлетворение рекламой в Сети (2980 жалоб). Комиссии по стандартам в рекламе пришлось пойти на адекватные меры: в минувшем году по требованию ASA 2458 рекламных роликов и объявлений были измененены или полностью изъяты из эфира и печати, что тоже является своеобразным рекордом.
I
Больше других в 2007 году раздражение британцев вызвала рекламная кампания родного министерства здравоохранения, которая была направлена на борьбу с курением. В рамках этой кампании был снят телевизионный рекламный ролик, созданы баннеры в интернете, рекламные объявления в прессе и на рекламных щитах. Все эти продукты связывает общая деталь: они изображали курильщиков с устрашающего вида рыболовными крючками в губе или щеке. Таким образом британские борцы с табаком решили передать тягу к сигарете. И, естественно, именно этот малоприятный рекламный ход вызвал отвращение и напугал зрителей - на рекламу поступило 774 жалобы.
II
Следующим в рейтинге неприязни идет рекламный ролик новой жевательной резинки фирмы Cadbury, в котором ее нахваливает темнокожий парень, говорящий с сильным карибским акцентом. Вместо желания купить жвачку у британцев он вызвал жалость - в адрес ASA поступило 519 жалоб с требованием немедленно прекратить расистские издевательства над представителями карибской культуры.
III
Защитникам прав женщин не пришелся по вкусу рекламный ролик компании Rustlers, предлагающей продукты питания быстрого приготовления. В этом ролике, рекламирующем бургеры, которые можно приготовить в микроволновке, мечтательный молодой человек приглашает к себе домой девушку на чашечку кофе. Усадив ее ждать кофе на диванчике, он проходит на кухню, где набирает что-то на встроенном в стену пульте управления: несколько секунд - и девушка на диване уже в нижнем белье. Голос за кадром сокрушается: "Ах если бы в жизни все можно было бы приготовить так быстро, как бургеры от Rustlers". Британцы (по всей видимости, в данном случае британки) сочли этот ролик сексистским и унижающим достоинство женщины. На него пожаловались 219 раз.
IV
Далее в списке оказался ролик крупного производителя мебели MFI. В этом ролике изображается обычный вечер британской семьи: родители в домашней обстановке ожидают свою дочь с прогулки. Она появляется, и между матерью и дочерью начинается разговор о том, в котором часу следует возвращаться с домой и не вредны ли алкогольные напитки детскому организму. Беседа эта проходит на повышенных тонах, девочка выходит из комнаты, хлопнув дверью, и вдруг оказывается, что все это происходило в павильоне мебельного магазина. Голос за кадром резюмирует: "Мебель MFI - почувствуй себя как дома!". Именно это утверждение и обидело 217 британцев, которые отказались признать неприглядную картину конфликта поколений деталью своей повседневной жизни.
V
Следующий видеоролик тоже посвящен семейной обстановке. В нем мы видим британскую семью, которая собралась за общим столом. Вдруг выясняется, что дочь недовольна тем, что ее мать подает к столу Quorn, поскольку это "коронное блюдо" дочери и только она может его готовить. Дочь так расстроена, что мама похитила у нее славу хорошей хозяйки, что отказывается есть. Когда же голодный брат протягивает руку к ее тарелке, сестра выхватывает вилку и произносит угрожающим голосом: "Тронешь мою еду, почувствуешь мою вилку". 181 жалоба была подана в SAS на это видео. Британцы сочли, что рекламщики пропагандируют насилие среди детей.
VI
Пропаганда насилия стала причиной недовольства зрителей также и новым роликом напитка "Оазис" (Oasis) компании Coca Cola. В нем измученные жаждой антилопы гну добираются до водопоя после долгих странствий по выжженной солнцем саванне. Однако они отказываются пить воду из реки, поскольку в ней, к сожалению, течет не "Оазис". Вдруг из реки выскакивает крокодил и хватает одну из антилоп. Жестокость рептилии вызвала неудовольствие 180 корреспондентов комиссии.
VII
122 нарекания вызвала нагота британского пенсионера, который предстал на рекламном плакате благотворительного фонда British Heart Foundation в купальной шапочке и очках для ныряния. Обнаженное мужское тело не оставило равнодушными британцев, которые указали комиссии, что эти плакаты часто размещают вблизи школ, и их могут видеть дети. Оскорбленные потребители рекламной продукции не захотели принять во внимание даже тот факт, что все "самое страшное" на постере заслонено от детских глаз женщиной в купальнике, которую обнаженный мужчина обнимает.
VIII
Кормящим грудью матерям не понравился рекламный ролик искусственного питания SMA. Их обидело, что рекламщики не указали в ролике, что заменитель грудного молока рекомендуется применять только, когда ребенку уже больше шести месяцев. Они также сочли, что ролик может подвигнуть многих молодых мам к тому, чтобы отказаться от грудного вскармливания, доверившись продукции SMA. Эта реклама вызвала 109 нареканий.
IX
68 жалоб поступило на рекламный плакат защитников животных (PETA), крупным планом изображающий щекастого мальчугана готового вот вот вонзить зубы в огромный бургер. Подпись на плакате гласит: "Кормить детей мясом - это жестокое обращение с детьми". Критиков плаката насторожило то, что создатели этого рекламного продукта призывают полностью исключить из детского рациона мясные продукты, тогда как делать это можно только в том случае, если содержащиеся в мясе питательные вещества будут заменены другими продуктами.
X
Последнее место в десятке заняла реклама таблоида The Sun, которая размещалась на общественном транспорте. На ней изображается обнаженная по пояс девушка, грудь которой прикрывают две увеличенные 10-пенсовые монеты. 56 жалобщиков нашли эту рекламу слишком откровенной, однако члены ASA заключили, что она не развратнее любого бикини.
Антон Лысенков Lenta.ru