21.11.2024, четверг |
|||||
До "Радиомании" осталось 26 дней. Питер моют. На Авроре расчехлили пушки... Леонид Авер В преддверии Премии Попова и "Радиомании" OnAir.ru предоставил членам жюри возможность высказаться. Наш первый гость - член жюри "Радиомании-2003" Александр Шерель. Александр Аркадьевич ШЕРЕЛЬ - сценарист, критик, ведущий теле- и радиопрограмм, преподаватель, исследователь средств массовой коммуникации. 1961-1962 гг. - корреспондент "Московского Комсомольца". (Кто есть кто на российском телевидении. М., 2001.) OnAir.ru: Вы были членом жюри прошлогодней "Радиомании". Что Вы отнесли бы к успехам и что - к недостаткам прошлой премии? Александр Шерель: Я считаю, что этот конкурс - вещь чрезвычайно важная. По многим причинам. Во-первых, пришло огромное количество очень интересного материала, по которому можно было понять, как развивается современная российская радиожурналистика. С моей точки зрения, эта Премия аккумулировала не только более или менее профессиональные работы, но и тенденции развития радиовещания в целом. OnAir.ru: Были ли представлены региональные работы? Каков был их профессиональный уровень? Александр Шерель: Я этими проблемами занимаюсь уже полвека, и могу сказать, что работы региональных журналистов по уровню дарования и творческого поиска ничуть не уступали лучшим образцам московских - государственных и коммерческих - радиостанций. OnAir.ru: Какие номинации кажутся Вам наиболее важными и интересными? Какую номинацию Вы бы добавили, убрали? Александр Шерель: Я обязательно добавил бы номинацию "лучший режиссёр радио" и, может быть, "лучший звукорежиссёр". Это традиции, которые идут от художественного радиовещания, позднее перешедшие и в радиожурналистику. Ведь не случайно сегодняшняя журналистика и новые её направления базируются на экспериментах наших великих мастеров, начиная с Розы Марковны Иоффе и Всеволода Эмильевича Мейерхольда, и кончая работами Андрея Тарковского и Анатолия Эфроса. Не в театре у микрофона, а именно в публицистическом радиотеатре. Их опыты чрезвычайно интересны и актуальны сегодня. Они перешли и в современную радиорежиссуру. OnAir.ru: Вы уже ознакомились с конкурсными работами этого года? Что из прослушанного материала Вам понравилось или запомнилось больше всего? Александр Шерель: Ознакомился. Но извините, сейчас идёт конкурс. Я не имею права об этом говорить. OnAir.ru: С чем было связано изменение принципа подбора жюри в этом году? Как Вам кажется, его состав стал лучше или хуже? Александр Шерель: Я не очень следил за тем, как он изменился, мне об этом трудно судить. И потом, я сам член жюри. Как я могу судить о работе коллег? Согласитесь, это было бы не очень этично. OnAir.ru: Не будучи напрямую связанным ни с одной из ныне действующих радиокомпаний, Вы относитесь к категории независимых экспертов. Как Вы считаете, насколько объективной будет оценка генеральными директорами станций работ своих конкурентов и не повлияет ли это на объективность премии вообще? Александр Шерель: Во-первых, меня трудно назвать независимым экспертом. Я вообще не понимаю, что это такое. Это тот, кто сидит дома и слушает "Би-би-си", а потом сравнивает? OnAir.ru: А насколько объективной, на Ваш взгляд, была прошлогодняя "Радиомания"? Александр Шерель: А что значит объективность в культуре? Скажите мне, пожалуйста, объективны ли были государственные премии, когда их присуждал Немирович-Данченко, а подписывал лично товарищ Сталин? Нет. OnAir.ru: Что Вы думаете о возобновлении Премии Попова? Александр Шерель: Я ничего не знаю о том, что Премия Попова возобновилась. Я в прошлом году разговаривал с директором этой премии, и он сказал, что они вошли в состав "Радиомании". Но думаю, что чем больше премий, тем лучше. Как говорят китайцы, пусть расцветают все цветы. OnAir.ru: Может быть, тогда стоило бы всё-таки объединить эти две премии? Александр Шерель: Это не мне судить. Я не знаю, кто их спонсирует, но думаю, что вопрос финансового обеспечения тоже играет свою роль. Если Премия Попова возобновилась, то, скорее всего, как конкурирующее предприятие, а я не сторонник конкурирующих конкурсов. OnAir.ru: Сколько вообще премий нужно нашему радиобизнесу для полного счастья? Александр Шерель: Любопытный вопрос. Я думаю, что может быть несколько премий, но одна премия должна быть связана с радиожурналистикой, другая - с радиоискусством, поскольку у нас в стране нет ни одной премии за художественное вещание, и так далее. OnAir.ru: Как Вы относитесь к идее переноса церемонии вручения "Радиомании" в Питер? Александр Шерель: В Питере замечательные традиции радиовещания 20-х годов, в Питере когда-то работали выдающиеся дикторы и режиссёры. На питерском радио есть практика работы в суперэкстремальных условиях времён войны, передачи Ольги Берггольц, Всеволода Вишневского, Лазаря Маграчёва и их коллег. Радиоспектакли, поставленные позднее Товстоноговым. Это замечательные традиции. Почему же от них нужно отказываться? Питер вполне достоин того, чтобы там проводилась "Радиомания". Я думаю, дело не только в том, что президент родом из Питера… OnAir.ru: А название "Радиомания" вам нравится? Александр Шерель: Мне лично не очень, потому что "мания" - это слово из медицинского словаря. Но оно довольно оправдано. Недаром говорят, что человек, увлекающийся искусством - а радио тоже искусство - всегда немножечко "со сдвигом". 6 апреля 2003 г. # 13153 от 24.03.2003 00:10 г. - OnAir.ru На главную |