23.11.2024, суббота |
||||
Создатели сетевых радиопроектов уверяют, что слушатели вскоре выбросят приемники за ненадобностью. Основания есть: порталы вроде Finetune, Soundpedia, AOL Radio, Pandora привлекают миллионы слушателей. Самый популярный в Европе ресурс - британский Last.fm (по оценке экспертов, в месяц сайт посещают около 20 млн слушателей). Сервисы и принцип работы порталов схожи: пользователь создает собственное сетевое радио, основываясь на личных предпочтениях. ради онлайн "Музыкальная социальная революция" - гласит шапка сайта сетевой радиостанции Last.fm на одноименном ресурсе. Создатели Last.fm считают, что, начав пользоваться услугами их сервиса, потребитель уже не вспомнит о других кнопках. Онлайн-станция раскрутилась практически без всякой рекламы, как, например, это делают в сети многие музыканты, - из уст в уста, от одного юзера к другому Правда, такая сарафанная раскрутка закончилась в мае этого года - медийный концерн CBS Corporation купил Last.fm за $280 млн. Закончилась она, с одной стороны, революционно для сетевого радио, но с другой - вполне традиционно: подобными метаморфозами успешных интернет-проектов уже никого не удивить. А ведь еще несколько лет назад онлайн-радиостанции мало чем отличались от традиционных. Они позволяли пользователям слушать то, что считали нужным их создатели, без предоставления каких-то дополнительных возможностей. Но сегодня ситуация изменилась. Индивидуальность при работе со слушателем - это основное преимущество онлайн-радио перед традиционным fm. Например, на Last.fm есть специальная программа, отслеживающая музыку, которую слушает пользователь на компьютере, и автоматически определяющая музыкальные пристрастия человека. Затем предлагается прослушать композиции, пользующиеся популярностью у других посетителей сайта с похожими музыкальными предпочтениями. Кроме того, пользователь Last. fm имеет возможность завести собственную страницу и общаться с другими пользователями. Last.fm уместнее называть даже не сетевым радио, а бесплатным музыкальным сервисом. Сейчас он становится еще и конкурентом YouTube - на Last.fm появилась возможность смотреть видеоклипы. русская версия К сентябрю 2007 года на Last.fm, на сайте которого есть русскоязычная версия, было зарегистрировано более 37 тыс. пользователей из России (считаные месяцы назад было менее 30 тыс.). В самой России также предпринимаются попытки самостоятельно сделать функциональные и конкурентоспособные сервисы. Два самых громких на сегодняшний день проекта - Bee.fm и Moskva.fm. Bee.fm работает как "радио на заказ". В отличие от первопроходца Last.fm, Bee.fm позволяет составлять собственный плей-лист и бесплатно прослушивать композиции из коллекции ресурса, а не схожую по запросу музыку. Как указано на сайте Bee.fm, ежемесячная аудитория станции - 85 тыс. человек. При этом в полдень буднего дня, судя по замерам Bee.fm, число онлайн-слушателей не часто превышает 500 человек. Цифра более чем скромная. Однако рост аудитории заметен - в начале вещания в марте 2007 года среднее число пользователей не превышало 200. Moskva.fm позиционируется как независимый аналитический ресурс, позволяющий в режиме реального времени получать и обрабатывать статистические данные о вещании всех московских радиостанций в fm-диапазоне. На сайте нет ссылок на разработчиков и владельцев, кто стоит за этим ресурсом, ИР узнать не удалось. Известно лишь, что домен зарегистрирован на некого Konstantin Smirnov и московский адрес в спальном районе Орехово-Борисово. Появление сервиса Moskva.fm вызвало в блогах живую реакцию и детский восторг. "Охрененная замутка", - выпадает в осадок kossmoss. "Действительно, очень полезная штука", - вторит ему guruken. "Обалдеть", - добавляет dt. "Весчь!", - ставит точку typh00n. где деньги Кроме музыкальной слежки, технически система Moskva.fm позволяет мониторить и рекламные ролики в эфире. Вслух об этом пока не говорится. Но, вероятно, на рекламном мониторинге создатели ресурса могут заработать больше, чем на любых других услугах. Но это в теории. На практике все обстоит не так привлекательно. На Last.fm компаниям предлагают размещать баннеры на сайте в эфире. Насколько успешно - сказать трудно. Во всяком случае, рекламных баннеров на главной странице не видно. На Bee.fm пытались заработать на рекламе. До 1 августа 2007 года. С этого дня Bee.fm начал вещать без рекламных блоков, которые ранее вставлялись каждые 15 минут. Официальная причина – ради увеличения удовольствия от прослушивания музыки. Но есть и другая версия. Постоянные слушатели Bee.fm рассказывают, что в рекламных блоках постоянно рекламировалась российская IT-компания "Вебальта", разработчик самой станции. Поскольку пользователей это раздражало, а рекламодатели не спешили вкладывать деньги в ресурс, от назойливой рекламы просто отказались. "В первую очередь это был шаг навстречу пользователям", – объясняет отсутствие рекламы на Bee.fm исполнительный директор "Вебальта" Алексей Чурбанов. Среди доавгустовских рекламодателей Bee.fm Чурбанов смог назвать, помимо "Вебальта", туроператора Joytours и компанию Altastat (система размещения рекламы). В Joytours не стали комментировать опыт работы с Bee.fm, объясняя это тем, что в данный момент реклама компании нигде не размещается, так как отдел рекламы в организации был ликвидирован. О мотивах второго рекламодателя Altastat несложно догадаться, если учесть, что ее продукт был разработан в партнерстве с "Вебальта". На сайте Bee.fm до сих пор висит объявление с приглашением к сотрудничеству рекламных агентств. Алексей Чурбанов не исключает возобновления трансляции рекламных блоков через несколько месяцев, ориентировочно в ноябре. Опыт Bee.fm и Moskva.fm показывает, что сетевые вещательные проекты в России не имеют достаточной популярности и, что может быть важнее, их разработчики четко не представляют, на чем могут зарабатывать. "До сих пор самая большая проблема интернет-вещания – это отсутствие четкой коммерческой модели. Без ее реализации вещание в интернете можно рассматривать либо как сопутствующий проект эфирного вещания, либо как арт-проект", - убежден совладелец "Русской Медиагруппы" Сергей Кожевников. Поэтому участники fm-радиорынка сходятся на том, что fm-станции не воспринимают коллег из виртуального пространства как конкурентов в борьбе за рекламные бюджеты. "Если рассматривать радио с точки зрения площадки для рекламы, то традиционному радио онлайн-вещание пока не угрожает, ведь рекламодатели покупают не проплаченные минуты и секунды, а аудиторию", - говорит директор по работе с клиентами рекламно-консалтингового агентства NAME Лариса Степанова. радио с барьерами Отсутствие четкой стратегии и малая аудитория у сетевых проектов - лишь вершина айсберга. Их развитию препятствует целый букет трудностей. Первая из них - недостаточное проникновение интернета в регионах - традиционно остро ощущается в России и других развивающихся странах. Аудитория Рунета, по данным "Ромир", в первом полугодии 2007 года составила 22% от общего числа россиян в возрасте 18+ (25 млн человек). По прогнозу министра информационных технологий и связи России Леонида Реймана, к 2010 году каждая российская квартира будет обеспечена возможностью широкополосного доступа в интернет. А главный управляющий компании Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм прогнозирует, что число россиян, использующих широкополосный доступ в интернет, к 2010 году составит около 7,9 млн человек. Пока за интернет-трафик пользователям приходится платить заметно больше, чем за прослушивание традиционных приемников. Так что популярность сетевого вещания - это вопрос коммерческий и… технический. "Всерьез говорить о влиянии сетевых станций на радиобизнес можно будет тогда, когда интернет станет общедоступным, - уверен Сергей Кожевников. - Пока подобные рассуждения - это то же самое, что спорить, какие билеты лучше: железнодорожные или авиационные. Если в городе нет аэропорта, разговор может быть сугубо теоретический". Возможно, в ближайшем будущем вопрос доступа и снимется с повестки дня. Подвижки к этому уже есть. Например, в начале сентября компания "Стрим" совершила мини-революцию на рынке, введя абонентскую плату в 29 рублей в месяц (тариф "Деньги"). Но это локальный прорыв – предложение "Стрима" ограничивается лишь Москвой, а включенный трафик всего 500 Мб. Если предположить, что широкополосный доступ в интернет станет общедоступным и аудитории сетевых станций в России станут миллионными, у онлайн-станций появятся новые препятствия. IT-отделы многих компаний, возможно, станут просто перекрывать доступ к ресурсам, как это происходит с сервисом Livejournal.com, чтобы отсечь работников от доступа к некорпоративным интересам. Таким образом, потенциальная аудитория проектов может значительно сократиться. Видимое спасение из этой ситуации – потребление сетевой музыкальной продукции с домашних компьютеров. Но вот неувязка: по данным "Левада-центра", выход в интернет из дома имеют лишь 10% россиян. Еще одна проблема в России пока не слишком актуальна, но в Европе и США точно находится на первом месте. Это вопрос соблюдения авторских прав при проигрывании треков в онлайне. Самые горячие споры ведутся в США. Компании, представляющие интересы лейблов, требуют значительных отчислений. Радийщики не согласны, так как это путь к возможному уничтожению индустрии интернет-радио в США или к тому, чтобы на плаву остались лишь гиганты, ведь суммы могут превышать доходы станций. Пока точка в этом споре не поставлена. Алексей Чурбанов из "Вебальта" уверяет, что Bee.fm производит "отчисления в организации, обеспечивающие коллективное управление авторскими и смежными правами". По словам музыканта и генерального продюсера компании "Снегири-музыка" Олега Нестерова, пока в массовом порядке от владельцев сайтов отчислений не поступает, "хотя за использование в эфире фонограмм любая станция, в том числе и онлайн, обязана перечислять деньги в Российскую фонографическую ассоциацию. За публичное использование авторских прав – в Российское авторское общество". Еще одно больное место сетевых проектов – физически ограниченное число мест доступа к порталам. Сегодня станции можно слушать со стационарных компьютеров и ноутбуков. Bee.fm и некоторые другие проекты имеют мобильную версию, но очевидно, что пользоваться всеми сервисами ресурса с помощью телефона технически трудно и затратно. Обычное же радио можно слушать практически где угодно. С другой стороны, у каждой fm-станции есть пределы физической досягаемости сигнала. И выехав за пределы региона или страны, слушатель теряет возможность слушать любимую музыку. вопрос жизни В Москве, несмотря на доступность интернета, fm-кнопки могут составить бoльшую конкуренцию виртуальным, нежели в регионах. Причина - особенности местного радиорынка. В столице на fm 50 частот. Московский fm-рынок считается одним из самых плотных и конкурентных в мире. "В Москве сейчас представлены станции почти всех возможных музыкальных направлений, - подтверждает Лариса Степанова. - Региональному российскому рынку есть куда развиваться". В целом, по мнению Степановой, слушание онлайн-станций часто является попыткой не нашедшей на fm любимую музыку аудитории сделать то же в интернете. Представители радиобизнеса полагают, что во многих странах fm-станции уже не отвечают запросам молодой аудитории, а потому при раскрутке ресурсов все технические трудности могут отойти на второй план. Лариса Степанова считает, что перспективы имеют интернет-проекты самих радиостанций. "Российский радиобизнес сам оказывает влияние на формирование музыкальных сетей в интернете - открывается онлайн-вещание известными радиостанциями, такими как "Радио 101" (ВКПМ), "Наше.Ру" ("Наше радио")", - отмечает Степанова. Но после появления Moskva.fm, где в одном месте собраны почти все цифровые аналоги московских fm-станций, перспективы влияния радиобизнеса кажутся сомнительными. Как не исчезло радиовещание после появления телевидения, так и не исчезнут fm-станции с появлением онлайн-вещателей, уверен Сергей Кожевников. А Лариса Степанова называет интернет-вещание лишь дополнением к существующему fm. Разговоры о судьбах массмедиа ведутся не только в формате ТВ-радио. В последние годы возникают споры о том, выживут ли печатные СМИ с усилением позиций электронных. Но в этом вопросе, похоже, поставлена если не точка, то запятая. Стороны вроде бы сошлись на том, что оба вида СМИ будут вполне мирно сосуществовать друг с другом, а медиаменеджеры воспринимают страницы печатных изданий или портал лишь как платформы для размещения контента. Однако в отличие от газет, онлайн-версии которых практически идентичны печатным выпускам, интернет-вещание продвинулось заметно вперед по функционалу и удобству. Вот только оценит ли эти удобства массовый слушатель? Эксперты утверждают, что зачастую человек воспринимает новую музыку до 23 лет. А Last.fm (в среднем возраст пользователей, по собственным оценкам, не превышает 30 лет) предлагает слушателям "что-нибудь новенькое". Захотят ли взрослые слушатели этого новенького или придется ограничиться молодежной аудиторией? Вопросов больше, чем ответов. Выходит, в споре между "новыми" и "старыми" радийщиками правы последние. И выкидывать приемники не нужно! Пока Сергей Суворов, "Индустрия рекламы" # 14536 от 24.12.2007 22:06 г. - OnAir.ru На главную |