23.11.2024, суббота


Александр Герасимов: "Манией величия не страдаю"


Александр ГерасимовАлександр Герасимов, главный редактор радиостанции «Cити-FM 87.9».
Онлайн-интервью.

Скажите, пожалуйста, а зачем «Газпром-медиа» два явно конкурирующих проекта — ваше радио и «Эхо»?
— Во-первых, я работаю на «Сити-FM», а не в «Газпром-медиа», и на этот вопрос должен отвечать не я.
И потом это большой миф, что «Сити-FM» и «Эхо» — две конкурирующие станции, мы расходимся минимум по двум позициям. Первое: «Сити-FM» абсолютно аполитичная станция, у нас даже в стайл-буке записано, что сотрудники радиостанции не имеют права на собственную политическую позицию. Нарушение этого правила жестоко карается главным редактором. И второе: у нас очень точно определена целевая аудитория, мы не бьем по площадям, как это делает большинство немузыкальных станций, мы работаем на москвича старше 35 лет, но не взрослее 55−ти, с высшим образованием, с доходом выше среднего и так же, как наши сотрудники, аполитичного «офисного животного».

Зависит ли редакционная политика «Сити-FM» от акционеров станции?
— За полтора года, которые я прожил на радио, у меня не было ни одного сеанса общения с представителями акционеров по поводу редакционной политики.
Договоренность о формате вещания в свое время была: было бы странно, если бы было по-другому. Акционер имеет право знать, о чем будет кино. Все общение с отцами-основателями происходит исключительно на финансовой поляне, к которой я, к счастью, никакого отношения не имею.

Испытывали ли вы давление собственников НТВ? Есть ли оно сейчас со стороны владельцев «Сити-FM 87.9» на вашу журналистскую деятельность?
— На телевидении такая же история, как и у всех остальных СМИ, входящих в «Газпром-медиа».
Функция «Газпром-медиа» — это отжать побольше денег, сделать каждый из проектов максимально выгодным по бизнесу.

В чем, по вашему мнению, заключаются основы журналистской этики?
— Это дурацкий вопрос и абсолютно надуманный, потому как этика — целиком гуманитарное понятие, и этика журналиста ничем не отличается от этики водителя грузовика или овцевода. И десять заповедей морального кодекса строителя коммунизма, как их раньше называли, никто не отменял.

Что вы думаете по поводу недавнего скандала Арутюнян—Альбац? И взяли бы вы такого журналиста, как Евгения Альбац, на работу?
— Я Женю знаю достаточно давно, я ее однажды брал на работу на НТВ, и с уважением отношусь к каждому проявлению самобытности человека вообще и журналиста в частности.
Женя известна крайними проявлениями нетерпимости к тому, что она считает неправильным, но это ее право. Но сейчас на работу я бы ее не взял, потому как знаю ее десять лет и какое-то время мы уже работали вместе. И потом она ни при каких обстоятельствах не вписалась бы в наш style book, ни по одному из пунктов.

Радио «Сити-FM» изначально позиционировалось как современное и «европейское», серьезное и информативное радио. На деле станция оказалась чересчур бытовой и узкоориентированной — не хватает мировых новостей, да даже российские события не всегда освещаются достаточно полно. Мне кажется, что даже о визите нашего «достопочтенного» президента в очередной Мухосранск слушать интереснее, чем о взломе гаража на Новоясеневской улице и краже оттуда трех банок варенья. Может, стоит немного «обфедералиться»?
— С самого начала «Сити-FM» позиционировалось как крайне локальная информационная станция. У нас в подзаголовке логотипа русским по белому написано: московское информационное радио. Это было абсолютно прагматичное решение, к которому мы пришли в результате исследования рынка московских радиовещателей. Ниша городского радио почему-то была пуста, и было бы пошло в нее не зайти, что мы и сделали. Но коль скоро Москва — это Третий Рим, мировая столица и здесь располагаются кроме гаража с тремя банками варенья Кремль, Дума и прочие российские и общемировые радости, то мы освещаем и то, что там происходит. При условии, что это будет интересно москвичу.
Скажем, длинная история с иранской ядерной программой, которая, наверное, беспокоит все мировое сообщество, для нашей станции будет предметом освещения только в том случае, когда в Иране что-нибудь рванет и этот взрыв каким-нибудь облаком может коснуться нашей целевой аудитории. С другой стороны, мы не лезем глубоко в такие темы из тех же самых прагматичных соображений, о которых я говорил выше. В московском эфире существует минимум пять радиостанций, которые в обязательном порядке подробно расскажут о проблемах ядерной безопасности, приведут несколько десятков экспертов и сделают из этого тему дня. Конкурировать с коллегами, которые занимаются такими вопросами на протяжении нескольких десятилетий, бессмысленно. Ну и потом, мировая практика говорит, что нормальному человеку вне революционной ситуации ближе проблемы его собственного города, улицы, дома, чем знаменитый Гондурас.

Александр Анатольевич, как вы оцениваете перспективы запускаемой конкурирующей станции «Бизнес-FM»?
Новостная площадка и аудитория у вас будут совпадать?
Запуская сейчас рекламную кампанию в наружке, чем руководствовались, когда принимали решение?

— Я слышал о «Бизнес-FM» и даже практически из первоисточника знаю бюджет этой станции. Ресурс туда вкладывается замечательный, и денег немеряно, но с «Бизнес-FM» складывается парадоксальная ситуация. На мой взгляд, эта станция будет конкурировать прежде всего с телеканалом, который называется РБК TV.
Если я правильно понял концепцию вещания станции из разговора с ее главным редактором, и то и другое СМИ будут абсолютно фоновыми, предназначенными для «белых воротничков». Но если в телевизоре можно нарисовать красивые цветные картинки, иллюстрирующие экономические тексты, то на радио надо изобретать такие формулировки, которые бы цепляли не меньше, чем яркое изображение в «ящике». Насколько я понимаю, радиорынок Москвы — это задача катастрофически тяжелая. И дай бог, если у акционеров «Бизнес-FM» хватит времени и денег для того, чтобы найти адекватных исполнителей. А что касается пересечения аудитории и новостной площадки, то, скорее всего, мы будем пересекаться, и новая станция может даже переманить часть наших слушателей.
Что же до рекламной кампании, то ноябрь-декабрь для любого рекламодателя, которым мы в данном случае выступаем, максимально благоприятны. Целевая аудитория, что называется, «легла и просит». Ежели говорить о креативе, то это работа нашего отдела маркетинга, который с помощью каких-то рекламных агентств изобрел максимально, на наш взгляд, адекватный образ того, что мы хотели бы донести до слушателей.

На какую часть московской аудитории вы рассчитываете в будущем и какие цифры вы можете назвать сегодня?
— Сегодня у нас порядка 2% в аудитории 12+. А в целевой аудитории (30−49) почти 3%, что, на наш взгляд, вполне себе ничего для станции, вещающей всего восемь месяцев.
Что касается планов, то в принципе, получив процентов пять целевой аудитории, мы в состоянии в понятном будущем выйти как минимум на самоокупаемость.

А почему на «Сити-FM» нет серьезной аналитической программы, хотя бы подобной эфирам Е. А. Киселева, но только в вашем исполнении? Вы не хотите ссориться с властями?
«Профиль текущей политики» не беру в расчет, так как к аналитике стеб и перечисление произошедшего отношения не имеет.

— Я в эфир не собираюсь. Я его объелся на телевидении, манией величия не страдаю, да и времени на собственную программу сейчас нет. Юная радиостанция требует практически 24−часового внимания главного редактора. Что касается серьезной аналитической программы, то ее не будет исходя из тех же самых прагматических соображений. Конкурировать на вытоптанной поляне с монстрами — глупость. И в этом смысле «Профиль текущей политики» — абсолютно оригинальный продукт, не имеющий аналогов. Авторы программы, не последние ребята в журналистике, — Алексей Волин, Георгий Бовт и Игорь Зимаков, — не замыленные эфиром и, слава богу, относятся к политике без придыхания.

Какие гости эфира вам наиболее интересны и кто сегодня в основном приходит к вам на передачи? — Радио — такая штука, в отличие от телевизора, где очень сложно замаскироваться за картинкой. Гости, как, впрочем, все наши журналисты, должны уметь внятно разговаривать. Это первое условие приглашения в студию. Мы всегда в прямом эфире, и у нас нет возможности монтировать приходящих, вырезая длинные паузы, невнятные междометия и проч. Ну и любой гость должен быть интересен нашему слушателю.
В принципе гиперзадача любого радиовещателя — стараться удержать аудиторию от попыток переключения кнопки на радиоприемнике. Отчасти список гостей нашего эфира обусловлен этим обстоятельством. А кто у нас в студии — можно зайти на сайт, у нас там есть какая-то кнопочка, через которую можно выйти на фотографии посетивших нашу радиостанцию людей. У нас нет черного списка, в нашей студии может оказаться любой персонаж, интересный москвичам, за исключением крайних политических радикалов.

Уважаемый Александр, слушаю «Сити-FM» только благодаря ведущим эфира — Суханову, Волковой, Марченко, Быкову, которых интересно слушать вне зависимости от тем и гостей! Остальные, к сожалению, на мой взгляд, малопрофессиональны, либо обсуждаемые темы неинтересны. Почему так часто меняются составы пар дневных эфиров и отчего такая текучесть кадров на вашей станции?
Почему в эфире у вас идет заставка «Московский лексикон» без указания автора этих одностиший? И кто отбирал эти фразы, слишком часто в них пошлости и сальности?
Где можно увидеть итоги проводимых ранее акций: по бензину, мигалкам, ржавым авто? И планируете ли новые акции, к Новому году, скажем?

— Здорово, что в вашем списке уже четыре человека, которых вы запомнили. Попытайтесь вспомнить хотя бы одну фамилию на тех информационных радиостанциях, которые появились в московском радиоэфире в течение этого года параллельно с нами. Думаю, что вам этого не удастся. Я бы этот список еще расширил известными голосами таких людей, как Александр Любимов, Юлий Гусман, Яна Поплавская, Виктор Набутов, могу перечислять дальше… А что касается текучки кадров, повторяю, нам всего восемь месяцев, у меня руки по локоть в крови, увольнял, увольняю и увольнять буду сотрудников, которые не соответствуют тем высоким стандартам, которые мы сами себе определили. Думаю, что, когда «Сити-FM» исполнится столько же лет, сколько и нынешним лидерам радиорынка, наше штатное расписание будет абсолютно незыблемым.
«Московский лексикон» не несет никакой смысловой нагрузки, это такая фишка, придуманная для того, чтобы сломать темпоритм эфира, если хотите, ударить слушателю по ушам. Если вы об этом спрашиваете, значит, мы своей задачи добились. «Московский лексикон» стал одним из опознавательных знаков «Сити-FM». Более того, скажу по секрету, точно так же практически бессмысленны объявления о задержках рейсов в московских аэропортах, но их вы можете услышать только на нашей радиостанции, и они тоже являются нашим опознавательным знаком.

Скажите, ежедневные разговоры в полночь о сексе — это способ привлечь молодежь? Исчерпаема ли тема секса, его отклонений и вариаций?
Ведь дневные новости слушателям до 25 неинтересны. Даже судя по форуму, большинство посетителей (15−30 лет) заходит только в тот раздел эфира. А целевая аудитория у вас в начале определялась, как от 35 и старше…
За что вы можете уволить с радиостанции? И что может переполнить чашу терпения?

— Любые разговоры в нашем эфире — это способ привлечь целевую аудиторию. И секс интересует эту аудиторию не меньше, чем новости Москвы, мировой политики или информация о пробках на дорогах. Что же до исчерпаемости темы секса, то могу перефразировать вождя мирового пролетариата: секс неисчерпаем как вселенная.
Что касается слушателей до 25 лет. Новости им неинтересны не только дневные, но и утренние, ночные, вечерние и далее по списку. Повзрослеют — придут к нам.

Я перестаю слушать «Сити-FM», как только замечаю неправильное произношение названий московских улиц, особенно меня раздражают неправильные ударения. Вы как-то работаете со своими корреспондентами?
— Если вы вспомните эфиры «Сити-FM» ; в начале февраля, когда мы только начали вещание, то названия московских улиц произносились неправильно процентов на 105. Сейчас, в ноябре, все выглядит вполне пристойно. Дело в том, что процентов 60 наших журналистов — дремучие провинциалы, но за восемь месяцев они выучили практически всю топонимику нашего города.

Я задам вопрос, который разрушает сам себя. Мне приходилось работать и на радио, и в сетевых СМИ, и у меня возникло четкое ощущение, что люди, которые звонят на радио, и те, которые пишут на форумах, больные, причем со сходными диагнозами. Насколько этот срез представителен? Зачем вообще интерактивность?
— У меня есть нескромное подозрение, что мы сгенерировали новое поколение аудитории. Я сам всегда считал, что общение с любой редакцией — это удел шизоидов, но оказалось, что нам на станцию звонят вполне приличные люди, которые не только хорошо зарабатывают, но и глубоко разбираются во вполне серьезных темах, обсуждаемых в нашем эфире. Для меня это стало открытием. И большое спасибо всем, кто не ленится набрать наши заветные семь телефонных цифр. Благодаря им эфир наш выглядит, как мне кажется, более чем живым. По поводу звонков могу добавить еще одно странное наблюдение: с нами почему-то не общаются ни через пейджер, ни через SMS — достаточно дешевые средства коммуникации, а вот повисеть минут сорок в ожидании на мобильном телефоне за свой счет — вполне нормально. И для меня это загадка.

Скажите, законно ли «Сити-FM» дали премию «Радиомания-2005», ведь официальный старт вещания только 1 февраля 2006 года, а в 2005−м станция вещала только в тестовом, закрытом режиме?
Что делает большой начальник Медиасоюза Александр Любимов на радио, если у него и так забот куча? Не из-за зарплаты ведущего же, согласитесь?

— 1. Я знаю, что законно, но не знаю, как отвечать на этот вопрос. Условия «Радиомании» предусматривали определенные сроки выхода продукта в эфир, и мы в эти сроки вписывались.
- 2. Это вопрос к Александру Любимову, по поводу его зарплат. Насколько я понимаю, Саша с большим удовольствием работает в нашем эфире, обсуждая по пятницам в своем шоу самые значимые события этой недели в нашем городе.

Какую роль в вашем бизнесе (на CFM) играет интернет? Есть ли какие-то акценты?
Есть ли какая-то политика по развитию веб-сайтов как самоценных источников информации, или их роль всегда будет баннерной?

— Сайт «Сити-FM» — это не самостоятельное СМИ, а интернет-приложение к нашему эфиру. Как самостоятельный бизнес мы его не рассматриваем, но понимаем, что привлечь дополнительную аудиторию с его помощью — вполне реализуемая задача. На сайте можно найти расшифровки наших больших программ, их аудиофайлы, а также минимально достаточную информацию о том, что собой представляет радио «Сити-FM».

Скажите, пожалуйста, почему у «Сити-FM» такой большой штат корреспондентов? На очень многих городских мероприятиях присутствует небольшой просто-таки взвод репортеров вашей радиостанции. Перестраховываетесь? Или это обеспечивает объективность оценок?
— У нас, наверное, штат корреспондентов один из самых больших на радиорынке, объясняется это исключительно форматом нашего вещания. При достаточно серьезной закрытости информационных источников Москвы корреспондентский корпус, бегающий по городу, — немаловажный ресурс. Увиденное собственными глазами и рассказанное по радио вкуснее сухих агентских сообщений.

Правда ли, что репортеры вашей станции работают больше, чем где-то еще в Москве? Говорят, что они просто постоянно в работе. И если да, то с чем это связано?
— Подозреваю, что этот вопрос написан сотрудником нашей редакции.
Отвечаю. Работали, работаете и будете работать. В вашем возрасте (20−25 лет) — это единственный способ создать себе приличную репутацию и продвинуться в журналистике. Других я не знаю.

Как вы объясните такую особенность радио: фальшь и искусственность, да и вообще характер человека, гораздо ярче слышен, чем виден? И те, кто на ТВ смотрится хорошо, на радио вообще неинтересны: почему картинка так нас, зрителей, обманывает, а эфир раздевает? Может, тому есть научное определение?
— Ответ простой. У любого человека, сидящего у «ящика», работают два органа чувствовосприятия — глаза и уши. Внимание распыляется; яркой картинкой можно прикрыть любую глупость. Радио человек только слушает, и поэтому дурак на радио — он и есть дурак, неприкрытый. И еще одно обстоятельство: по собственному опыту знаю, что процентов девяносто текстов в телевизоре произносится суфлером, а половина из этих девяноста написаны не произносящими их. И если такой телевизионный персонаж появляется в радиостудии, то предложение из трех слов, произнесенное самостоятельно, для него мировой рекорд.

Как вы считаете, проблема пробок в столице разрешима? И выгодно ли вам ее разрешение?
— Мы с пробками не боремся, мы их фиксируем каждые 15 минут, больше любой радиостанции в московском эфире. Мое личное мнение: пробки в Москве рассосутся поколения так через два, потому что их основная причина — абсолютное хамство людей, сидящих за рулем.

Александр Анатольевич, я был у вас на экскурсии, видел много молодых журналистов в редакции. Означает ли это, что они молодые, но хорошие профессионалы, или здесь коммерческая подоплека — им можно меньше платить? Если не секрет, сколько вы платите своим журналистам?
И еще вопрос: как попасть к вам на работу?

— Ответ простой. Иван, попасть на работу к нам вполне реально, достаточно прислать на наш адрес свое резюме, если у вас нет журналистского образования, это увеличивает ваши шансы. Я лично ненавижу журфак МГУ и считаю, что журналистского образования нет и быть не может. Либо человек может думать и писать, либо нет. Это, как петь.
Что касается зарплат, то они у нас средние на московском медиарынке и с точностью до седьмого знака после запятой совпадают с опубликованной недавно средней зарплатой в нашем любимом городе.

«Эксперт»


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 11927 от 15.11.2006 23:07 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты