ВЗГЛЯД. Константин Филатов
В московском FM-диапазоне на волне 96,4 появилась радиостанция «М-Радио». Ее сложно назвать новой, поскольку свое имя радиостанция сделала в начале 90-х, но раньше она вещала только на УКВ-волнах. Никакой политики на радио не предвидится – исключительно музыкально-развлекательный формат. За раскрутку старого бренда берется команда «Love-радио», а финансовую поддержку осуществляет ООО «Медиа Холд»
Руководители нового проекта попробуют выжить в условиях современного рынка, не отступая от главных моральных ценностей начала 90-х - духа надежды и свободы
Переезд c УКВ на FM
С первого сентября на 96,4 FM зазвучала новая радиостанция, которая интриговала своих случайных слушателей тем, что упорно не называла себя по имени. На волнах звучал обратный отсчет, измерявший в тысячах секунд время до часа икс, когда радио все-таки признается, как его зовут. 4 сентября в 22 часа тайна была раскрыта – в московский эфир вернулось «М-Радио».
В 1991 году негосударственных радиостанций в России было очень немного – «Европа Плюс» и радио «Максимум» еще не были абсолютными лидерами, и с ними на равных конкурировали радио «Рокс» и «М-Радио», расположившееся на 71,3 УКВ. Формат у радиостанций был сильно размытым понятием, и у «М-Радио» формулировался приблизительно так: хиты за последние пять лет с добавлением рок-н-ролльной доли. С одинаковым успехом на радиостанции звучали композиции Depeche Mode и Metallica, PJ Harvey и Pet Shop Boys. Со временем вещание станции расширилось на Московскую область и Тверь, где она звучала на волне 102,7 FM. В 1995 году была предпринята попытка вещания в Алма-Ате, тоже в FM-диапазоне, однако проект оказался недолгим.
Конкуренты «М-Радио», начинавшие вместе на коротких волнах, уже давно перебрались в перспективный FM, но по совокупности различных причин «М-Радио» так и не смогло найти для себя новой частоты, хотя попытки неоднократно предпринимались. Пожалуй, именно эта проблема, а вовсе не отсутствие своей аудитории, привела к тому, что в 1999 году на частоте «М-Радио» стал вещать «Русский хит».
Однако 8 лет работы в эфире не прошли даром, и в 2004 году холдинг «АРС» выкупил бренд у ОАО «Концерн «Радио-Центр». Реанимированием волны и ее продвижением в изменившемся FM-сообществе займется команда ООО «Медиа Холд», которая уже сделала успешным «Love-радио».
Традиции и дух свободы
На презентации в клубе «16 тонн» поздравить старое радио с новым рождением собралась большая компания музыкантов, среди которых практически не было новых имен: «Мегаполис», Линда, Александр Иванов, Найк Борзов, «Технология» и многие другие. Пока музыканты выдавали собравшимся проверенные временем хиты, корреспондент газеты ВЗГЛЯД побеседовал с генеральным директором «М-Радио» Андреем Трофимовым о планах на будущее.
«Мы собираемся придерживаться традиций, которые ассоциируются у слушателя с названием «М-Радио», и в первую очередь это касается музыкального формата», - заявил Трофимов. «Как и раньше, на радио будет преобладать зарубежная музыка – приблизительно 70% эфира, но и русским исполнителям найдется место. Что касается самой музыки, то будет многое из композиций, звучащих еще в середине 90-х, хотя обновляться мы тоже будем». Исполнительный директор радиостанции Наталья Михайлова добавила, что одна из задач нового «М-Радио» - не потерять тот дух свободы и надежды, который присутствовал в душах людей в начале 90-х и находил свое отражение в радиоэфире.
О надежде как о необходимой составляющей корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заявил и лидер группы «Рондо» Александр Иванов. «Без желания донести людям позитивный заряд ничего не получится», - подчеркнул певец перед выступлением. «Это относится не только к концепции радио, но и к тем же музыкантам – нечто настоящее может сделать только тот, кто больше думает о творчестве, чем о деньгах. Если же музыкант думает исключительно о финансовых рычагах, то он в музыке ничего не добьется, и всегда найдется кто-то, у кого больше денег и влияния».
Отдельно певец заметил, что сегодня заработать деньги музыкой практически невозможно, даже если у тебя есть имя – все равно тратить придется больше, чем заработаешь. «В настоящее время сделать деньги на музыке у нас могут только пираты», - заявил Иванов.
ShowBiz.ru Николай ФАНДЕЕВ
На вечеринке, устроенной компанией АРС в клубе "16 тонн" по случаю запуска новой радиостанции, от гостей до последнего скрывали название этого радио.
Певец Найк Борзов, исполнивший свою "вечную" "Лошадку", со сцены произнес примерно следующее: "Я поздравляю новую радиостанцию, хотя не знаю, как она называется и какую музыку на сей собираются крутить".
"Я тоже не знаю, что это за радио, - поделился с нами Дмитрий Маликов. - Даже если оно рокерское и меня на нем крутить не будут, это тоже хорошо. Потому что к открытию новых радиостанций я отношусь точно так же, как и к открытию новых артистов".
Кульминация интриги произошла за три минуты до старта эфира, когда в зале потушили свет. Ровно в 22 час. 00 мин. на удивление всем вещание началось с... композиции "Jump" группы "Van Halen" - визитной карточки существовавшего в 90-х "М Радио"!
И как бы в подтверждение всему происходящему на стене "16 тонн" появился огромный черно-белый баннер с надписью "М Радио 96.4 МГц". Прозвучал старый, вызвавший в душах радиоманов ностальгию джингл с кавказским акцентом: "Какие у нее били глаза. И я не устояль". В эфире зазвучали песни... Итак, российское радиовещание, похоже, вступило в новую эпоху - эпоху возвращения закрывшихся по разным причинам коммерческих радиостанций.
Напомним, что "М Радио" было второй (после "Европы Плюс") российской музыкальной коммерческой ЧМ/FM радиостнацией и первой, на которой русскую музыку начали крутить вперемежку с западной. На возродившемся "М Радио" планируют заводить как современные хиты, так и золотые шлягеры 90-х.
По материалам Spletni.ru, noto.ru и m-radio.sddk.ru
Радиостанции - они как люди. Рождаются, проходят через расцвет сил, медленно затухают и, наконец, освобождают своё место более молодым и сильным.
Московское М-Радио - не исключение. Оно красиво прошло свой жизненный путь и незаметно сдало вахту новым напористым радийным веяниям, о которых чуть ниже. А пока - краткое путешествие в прошлое, когда на волне УКВ 71.3 МГц только начали звучать позывные новой станции.
Если кто подзабыл, М-Радио было в числе первопроходцев негосударственного эфира в нашей стране. Появившись в начале девяностых почти одновременно с Европой Плюс (тогда ещё Европа Плюс Москва), Максимумом и Радио Рокс, наши герои занимали уверенное место в этом списке, а других "независимых" радиостанций тогда просто не было и в помине.
Непаханное поле радиоэфира - манящий FM-диапазон с его повсеместным стереозвуком почти сразу привлек к себе всю вышеперечисленную троицу, а вот радио на букву "М" как-то притормозило в техническом развитии и осталось за старшего в диапазоне УКВ. Забегая вперёд, скажем, что именно рамки непопулярных ультра-коротких волн в итоге и стали для М-Радио роковыми. А пока всё было безоблачно. Как и Европа Плюс, своим становлением на российской земле М-Радио обязано французским деятелям шоу-бизнеса, которые сориентировавшись в пустоте тогдашнего нашего эфира, мгновенно сообразили на мощностях останкинских передатчиков новую молодёжную радиостанцию. Французский "след" в местной радио-жизни действительно оказался заметным. Именно на М-Радио впервые появились разнообразные имиджевые заставки (джинглы) - помните легендарное "Я и мой пёс..."? Кстати, тайна "кавказского" акцента голоса, читавшего все эти милые вставки, раскрылась неожиданно просто - читал их вовсе не житель гор, а всего лишь французский продюсер М-Радио, который зачитывал эти русские фразы с бумажки, где они были написаны латинским буквами. :)
Другой гордостью радио "музыки новой волны" (так звучал исходный девиз М-Радио) были кадры, а именно умение притягивать и строить в свои ряды молодых и перспективных журналистов и ди-джеев. Из примеров - такие персоны, как Ник Южин, Слава Финист и Наташа Ростова. Вообще, соперничать с м-радийной школой за первенство в отечественной практике выдумывания броских радио-псевдонимов может разве что Ксения Стриж. К сожалению, как быстро на волне 71.3 вырастали новые таланты, так же скоро, оперившись в профессиональном плане, они покидали родное гнездо. Редко кто задерживался тут более пары лет.
Но не это же погубило в конце концов эту станцию? Прежде всего, М-Радио так и не смогло перерасти УКВ-диапазон и занять своё (законное!) место в пределах FM. Не хватило, по всей видимости, элементарной финансовой базы, а радио - игрушка дорогая! Несколько раз претендовало оно на свободные ЧМ-частоты, но почему-то всё безуспешно.
Не менее острый вопрос - формат и слушатели. Первый давно числился слабым местом радиостанции. Если по состоянию на годик эдак 1992, когда для пересчета коммерческих радио вполне хватало пальцев одной руки, М-Радио с его набором современных западных и российских хитов разных стилей было ново и интересно, то сейчас этим никого не удивишь. Напротив, сегодняшний радиослушатель слишком избалован форматами более тонкими и узконаправленными. Когда-то М-Р выезжало тут за счёт геройского продвижения малоизвестных русскоязычных групп и исполнителей. Именно здесь, а не на Максимуме эта позиция утвердилась впервые. Но с резким увеличением числа конкурентов проявилась вот какая вещь: если новую песню крутить только по одной волне, то массы народные в целом рискуют её так никогда и не узнать. Уж слишком размыта аудиториям по более чем двадцати станциям. Так что и этот пунктик не стал для М-Радио спасительным.
Кто же, выражаясь фигурально, окончательно "добил" восьмилетнего ветерана российского эфира? Ни кто иной, как наш старый знакомый, непотопляемый, крепкий и настырный Русский Хит. О первой, неудачной попытке этого проекта закрепиться в эфирном пространстве я уже как-то рассказывал. Напомню, что он также внезапно потеснил на насиженной частоте радиостанцию Надежда. Правда, тут же был согнан обратно в никуда за несоблюдение условий лицензии. Теперь стало ясно, что тогда Русский Хит отнюдь не проиграл. Сдав противникам радийную Москву, он стал готовить силы для решающего Бородинского сражения, невидимого рядовым любителям послушать радиоволны. Судя по конечному результату, победа в битве осталась-таки за РХ.
Наверху: стажер, Шура Волшебник, Великолепный Гоша, Андрей (DJ Ivanov), Кот Матроскин. Посередине: Наташа Ростова. Внизу: Иван Ковбой, Финист Ясный Сокол.
Краткая информация.
В эфире: с 14 января 1991 года до 0 часов 6 января 2000 года
Официальный день рождения: 28 февраля 1991.
Вещание: круглосуточное
Частоты вещания: Москва и Московская область - 71.3 УКВ (высота антенны 420 м), Тверь - 102.7 FM, Алма-Ата - 103.5 FM, 71.5 УКВ (вещание в Алма-Ате началось в июле 1995 года и было довольно непродолжительным).
Лицензии: №69 от 6.10.92. СП "М-Радио";
№506 от 05.01.95. ТОО "Редакция радиопрограммы 'М-Радио-Новая волна'". "М-Радио-Новая волна", Москва и Московская область, 12 млн.чел., 71,3 МГц, 10 кВт.
№3052 от 13.03.98. ТОО "Редакция радиопрограммы 'М-Радио-Новая волна'". 'М-Радио-Новая волна', г. Москва и Московская область, ежедневно, круглосуточно, 71,3 МГц, 10 кВт.
Адрес с 1991 по 1998 год: 127427, г. Москва, ул. Академика Королева, 15. Телефон студии: 215-18-91.
Адрес с 1998 по 2000 год: 113134, г. Москва, ул. Большая Татарская, 35. Телефон студии: 729-33-77.
Формат радиостанции: СHR/Rock (Европейское хитовое радио за 5 лет), рок-н-ролл.
Учредители: Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (Российская ассоциация международного сотрудничества), Главный центр телерадиовещания и телевидения Министерства связи, Фирма B-COM и радиостанция "Скайрок" (Франция). С 1998 года входила в состав ОАО Концерн "Радио Центр".
С 28 июня 1999 года практически перестала существовать: в эфире был "Русский хит". В декабре возобновилось круглосуточное техническое вещание в прежнем формате, но лицензия не была продлена.
Музыкальные джинглы.