Специально для OnAir.ru
1 августа Юрий Костин, вице-президент по связям с общественностью «Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ), отмечает свой день рождения. OnAir.ru присоединяется к многочисленным поздравлениям и задает «виновнику» несколько торжественно-глобальных вопросов...
OnAir.ru: Юрий, совсем недавно Вы стали лауреатом премии «Медиа-менеджер-2006» в специальной номинации «Пионер коммерческого радиовещания».
Продолжая аналогию, на пионерском движении Вы в свое время не остановились, а продолжали успешно развиваться в заданном направлении, и сейчас уже, пожалуй, не последний человек в ЦК.
Вам как профессионалу, у которого отечественный радиорынок развивался не то что на глазах – практически на руках, – вопрос: довольны ли Вы им сегодня?
Юрий Костин: Главное, что сегодня отечественный радиорынок уже действительно существует и даже растет и развивается в нормальном русле. Он, бесспорно, интересен, потому что на нем присутствуют разнообразные проекты – от гламурных до экзотических. Плюс, на многих радиостанциях и вокруг них образованы почти что самостоятельные проекты и звезды. За этим чрезвычайно интересно наблюдать. Но лучше всего принимать участие в этом увлекательном процессе.
OnAir.ru: Кем Вы ощущаете себя по отношению к радиорынку – со-творцом, одним из рулевых, или, скорее, тем человеком, что наблюдает за развитием со стороны и следует за процессами? Грубо говоря, кто кого ведет?
Юрий Костин: Со-творцом, скорее всего. Я работаю в передовой команде. Мы придумываем что-то новое и зачастую понимаем, что спровоцировали новые движения, тенденции, изменили или скорректировали моду. Мы не боимся неизведанного. Мы в ВКПМ – бесспорные первооткрыватели. Это мне по душе.
OnAir.ru: Какие важные процессы современного этапа развития рынка Вы бы выделили?
Юрий Костин: Сейчас действительно ощутимый рост рынка радиорекламы происходит не в столице, как это было пару лет назад. Кроме того, налицо очередной этап консолидации рынка, перераспределения баланса сил и борьбы за сферы влияния. Борьба эта ведется разными методами, не всегда рыцарскими. Но радио, слава Богу, остается до сих пор одним из более-менее цивилизованных видов деятельности.
OnAir.ru: Вы считаете, что наш рынок должен и будет развиваться по какой-то оригинальной, чисто российской модели, или мы целиком переймем одну из западных моделей развития?
Юрий Костин: То, что он должен идти своим путем, я не уверен. Но я знаю, что мы все равно будем отличаться от всего остального радийного мира. С одной стороны, мы более креативны, а, значит, более интересны. Но, с другой стороны, у нас миллион причин, которые тормозят развитие рынка и которые кроются в нашей истории и обусловленным ее менталитетом.
OnAir.ru: Ваши Интернет-проекты при этом должны способствовать вливанию российского радио в международное Интернет-пространство? Не сотрутся ли при этом какие-то характерные только для русского вещания черты, не жаль ли усреднять продукт до общепонятного уровня (если такие черты вообще есть)?
Юрий Костин: Вещательные каналы, которые будут развиваться в рамках «Интернет Радио» (это зарегистрированное СМИ, которое работает в рамках Интернет-сайта www.101.ru) совсем не похожи на международные аналоги. Такой экклектики в рамках каждого конкретного канала нет и пока что не будет больше нигде. Достаточно сказать, что только мы в России научились так искусно смешивать российскую и зарубежную музыку в рамках одной радиопрограммы.
OnAir.ru: Как Вы считаете, может ли со временем русская музыка стать интересной за рубежом кому-то помимо наших бывших соотечественников и лингвистов-русофилов?
Юрий Костин: Очень сомневаюсь. Музыкальная составляющая здесь недостаточно привлекательна для зарубежного слушателя. А нюансы языка? «Русские песни», например, - это и Высоцкий, и Митяев, и Визбор, и Розенбаум, и Звездинский, и Расторгуев, и Михаил Круг. Можно взять любую песню перечисленных авторов и исполнителей, и сразу станет ясно, что это творчество не расчитано на международный успех. Как перевести фразу «изгиб гитары желтой» на английский? The bend of a yellow guitar? И что? Нет, вряд ли нашу музыку будут слушать водители грузовиков из Теннесси.
OnAir.ru: Стоит ли, по-Вашему, ставить в радиобизнесе далеко идущие глобальные цели? Рынок весьма динамичен и непредсказуем… Или он уже достаточно развит, чтобы жестко подчиняться своим устоявшимся законам?
Юрий Костин: Сейчас уже никак нельзя без планирования. Уровень развития рынка позволяет. Но надо постоянно быть начеку и всегда иметь право и возможность оперативно реагировать на изменения. Рынок радио не любит лентяев и формалистов. Таких нужно бояться. Сегодня они показали хорошие результаты, чтобы понравиться акционерам, а завтра угробят бизнес.
OnAir.ru: Не возникает ли у Вас ностальгии по тем временам, когда можно было прийти в радио с бешеным энтузиазмом и оригинальными идеями и – пусть кустарно, пусть не так профессионально, – но воплотить их в жизнь? Сейчас такое невозможно, по крайней мере, не в эфирном пространстве. Не жалеете о той прошлой свободе?
Юрий Костин: Мне кажется, что мы, те, кто пришел в радио в начале 90-х годов прошлого века, прежде всего, скучаем по юношескому авантюризму, который куда-то ушел. К тому же, каждому времени свои законы.
Совершенно точно уверен, что сейчас ни у кого нет шансов начать собственный радиопроект без солидной поддержки.
OnAir.ru: Под занавес не могу не схулиганить. Как же нынче пионеры отмечают свои победы и праздники? ;))
Юрий Костин: Нынче пионеры отмечают свои праздники по-пионерски, то есть на всю катушку. На то они и пионеры, чтобы и в труде и в праздности быть первыми :).
Справка
- Родился в г. Москве 1 августа 1965 года.
- В 1987 году окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД СССР.
- С 1986 по 1987 г.г. работал редактором отдела Северной Америки информационного агентства ИТАР-ТАСС.
- С 1987 по 1992 г.г. работал старшим редактором, заведующим отделом радиовещания на США и Великобританию Radio Moscow World Service Гостелерадио СССР.
- Идейный вдохновитель радиостанции «Радио 101».
- Пионер коммерческого радиовещания (премия «Медиа-менеджер-2006)
- В н.вр. - вице-президент по связям с общественностью «Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ)
- Хобби – авиация, мото-спорт.
- Женат. Имеет сына.
1 августа 2006 г.