В двух инстанциях я не был никогда в жизни: в морге и Нацкомитете по Телевидению и радиовещанию Украины. Зато из последней каждый день возвращается на работу какой-нибудь мой коллега и рассказывает что-то очередное из жизни Главного Куратора Украинских СМИ, а потом все вместе, взявшись за руки, мы это в жизнь претворяем.
Одной из последних идей этого органа было обязать всех радио-лицензиатов еще до получения лицензии представить письменные обязательства по ротации как минимум 50% национального продукта в эфире потенциальной радиостанции. Помимо выбора языковой политики лицензиат должен был еще и отчитаться в том, какой процент образовательных, патриотических, культурных, детских и прочих программ он готов предоставить широкой общественности, лишь после этого получить разрешение на открытие станции, произвести все обещанное, а потом Нацсовет тихонечко новорожденный проект отмониторит и сделает для себя не всегда приятные каналу выводы.
Это как если вы арендуете помещение для офиса, то вам его не сдадут до тех пор, пока вы не пообещаете в нагрузку оплачивать еще и близлежащие НИИ с детским садиком. И помимо вас, никому другому тоже не дадут. Ибо заботятся об уровне развития нации и поддержке национального производителя.
Это все, конечно, здорово, только при учете такого аспекта медиа, как рекламодатель и, соответственно, деньги, которые он платит станции (каналу), хочется уточнить – а кто же такой этот «национальный производитель» и какой такой «национальный продукт» он производит. Это композитор, который, пишет песню на территории Украины? Это композитор, который в Украине родился? Понаехавшие не считаются? Это журналист, делающий объективные репортажи об украинских реалиях? Или же это претворенная в медиапродукт эксклюзивная идея, возникшая у гражданина нашей страны и не имеющая аналогов в мире? А вдруг этот украинский гражданин по национальности татарин или грек?
То есть перед тем как выполнять закон, хотелось бы услышать конкретику, а как раз ее-то законодатель дает весьма туманно. Денег не дает тоже. Потому что давать деньги – прерогатива рекламодателя. А рекламодатель не будет давать денег за то, что ему не нравится. О существовании Нацсовета и о том, что именно он скреативил 50% содержание национального продукта, далеко не всякий рекламодатель в курсе. И, правда, чего людей беспокоить-то…
Вот, к примеру, группа «Скрябин». Поем на украинском, живет в Киеве. Соответствует? Соответствует, но к ней есть претензии: Кузьма Скрябин никогда не поддерживал оранжевых, его в верхах не очень любят. Океан Эльзы и ВВ как раз наоборот: на Майдане во время революции пели, их следовало бы канонизировать. А вот, к примеру, Ани Лорак – отвечественная испольнительница? Ну, вообще да. Но иногда поет по-английски. Ани Лорак, поющая по-английски, считается нацональным продуктом? Не считается. Почему не считается? Потому что поет не по-украински. Ага, значит, тех лауреатов «Нашествия» и «Максидрома», которые с Украины, но пели по-русски, тоже на свалку? Похоже, да. А вот, к примеру, станции для тех, кому за 40, люди слушают итальянскую эстраду… А для итальянской эстрады есть вторые 50 %. А первые 50% для, опять таки, национального продукта. Да где же мы его возьмем столько для 12-часового непрерывного вещания в сутки? Как это где??? У нас же есть Нина Матвиенко, Трио Маренич, запись украинского народного хора 1956 года… Да, но у нас другой формат. Формат? А что такое формат? – интересуется Нацсовет.
А ничего, - интересуется обалдевший медиамагнат, - что вот то, что вы только что посоветовали выкинуть на свалку, люди-то, как раз, собственно и любят? А это их проблемы. А ничего, что нас слушать никто не будет, если мы ваш народный хор сейчас в эфир запустим? Зато вас не закроют… И на том спасибо. Кстати, лицензиат… Да-да, это я вам, молодой человек, вам. Пришлите мне плейлисты и программы передач на три месяца вперед, чтоб мы не волновались. Да как же я пришлю, когда мы и на сутки-то вперед не всегда успеваем сделать, специфика работы у нас такая?
В той, старой, гнилой жизни у медиамагната была возможность выбирать, на каком языке, какие проекты, в какой стилистической стратегии производить, и смутное, но неосознанное чувство справедливости теплилось в его сознании: он таки коммерсант, он налоги платит, вот и выбирает сам себе скорость и стиль зарабатывания денег.
В конце концов, методом проб и ошибок медиаработник понял-таки, что ж такое этот «украинский продукт». Это не просто продукт исключительно украиноязычный и произведенный на нашей территории, это продукт, к которому сотрудники Нацсовета привыкши и в идеологической безопасности коего давно убедимшись. Очень, последнее время, котируются желающие крутить в эфире исключительно украинские допотопные песни и пляски. Нацсовет радостно отдает им лицензии, даже не поинтересовавшись качеством аудио и видеоносителей, кстати, нижайшим, - другого нет. От рекламодателей, как вы понимаете, владелец такой лицензии будет отмахиваться топором, однако уверенность в том, что у него не отберут канал через пару месяцев, присутствует, что уже хорошо.
Почему же лишь активных СМИ, лишь радио и телевидения касается все вышеописанное, почему печатные СМИ до сих нагло позволяют себе издаваться (боже правый!) на русском языке и, мало того, не согласовывать с вышестоящими госинстанциями используемые знаки препинания? Ответ прост: потому что в Украине – пока еще, заметим, такое явление, как «частное печатное СМИ» в принципе возможно. Для этого нужно собственное помещение, собственная типография, собственное сырье – это и все мощности, купить при наличии денег можно все перечисленное, а коллектив нанять за зарплату. Или же снять помещение, и сделать заказ типографии, как это в основном и происходит.
Продажа радио и телечастот в Украине не узаконена и уже очень давно уже узаконена не была. Лишь аренда. Поэтому у Нацсовета есть замечательная возможность сдавать частоты тем, кто им понравится. Что является замечательным стимулом национального самосознания владельцев станций и начисто отбивает у них чувство рейтинга и возможность зарабатывать деньги. А также является прочной системой выжимания взяток и штрафов из этих несчастных.
Однако даже в том случае, если вы не первый год на рынке и знаете все лазейки и дырки в законах о национальном продукте, и подходы (черный и служебный) в Нацсовет тоже знаете, не факт, что жить вам вечно и жирно. Ведь ваша частота, которую вы успешно занимаете столько лет, может вдруг понравиться кому-то из членов правительства… и тогда с вас спросят за всё – и за отсутствие образовательных и детских программ, и за диктора с российским акцентом.
Глупо, однако, отказывать кураторам наших медиапристрастий в чувстве юмора. Впрочем, как и их жертвам. Смотреть на одном из украинских телеканалов шоу «Дом-2» с украинским дубляжем, не говоря уже о продублированной Тине Канделаки – сплошное удовольствие, надорвете животы. По утверждению же длинного ряда телевизионщиков, собственные проекты обходятся любому телеканалу в такую копеечку, по сравнению с которой ретрансляция, покупка идей или же передирание оных под копирку (скажем, программа «СудовЁ справи» или сериал «Леся плюс Рома» - российские телезрители могут видеть фактически ее же под названием «Саша плюс Маша», только по-русски) – детский сад, которым можно прикрыть любую дырку в рейтинге.
В принципе, этот текст совершенно спокойно можно был бы принять за рекламную заказуху, призванную увеличить количество заказов на установку в частных квартирах декодеров и спутникового ТВ, а также выделенных интернет-линий для прослушивания интернет-радиостанций, однако коррекции постепенно подвергается и спутник (в частности, украинский зритель уже не видит НТВ+, а кабельную РТР-планету – наоборот, с некоторых пор можно наблюдать только по спутнику), а о контроле над Интернет-ресурсами верхи задумались буквально на днях.
Русский Журнал Сергей Глушко