Ольга Кербабаева
В конце 2002 года на питерской станции "Radio Studio" впервые в истории российского радиовещания было создано "подэфирное" коммуникационное пространство. SubAir - это постоянно действующее многоканальное поле общения, связанное с основным эфиром и позволяющее слушателям посредством телефона одновременно общаться как со станцией, так и друг с другом.
Первым проектом радиостанции, ориентированным на возможности SubAir, стали Air Diving Games.
О самой станции и о том, что представляет собой проект, OnAir.ru рассказали шеф-редактор "Radio Studio" Татьяна Боровикова и руководитель редакции специальных программ Сергей Авдеев.
Татьяна, что представляет собой "Радио Студио", и какова история его создания?
Татьяна Боровикова: "Радио Студио" - это музыкальная станция, созданная в Санкт-Петербурге более 2-х лет назад. "Родители" ее - руководство ночного клуба "Метро", самого большого и популярного в городе.
А история такова. Был (и есть) клуб - успешный, демократичный и единственный в Питере, куда несколько раз в неделю уже более 6 лет стоят многочасовые очереди. Было желание развиваться дальше. Не просто открывать новые клубы, а на основе клубного опыта делать что-то другое. Например, все в той же индустрии развлечений заняться совершенно иным бизнесом - радио.
Была выбрана молодежная аудитория. В ходе всяческих подготовительных работ и исследований определились с форматом, собрали команду и 1 января 2001 года стартовали.
На сегодняшний день вещаем в трех городах: Петербурге (102.4 FM), Выборге (103.1 FM) и Кингисеппе (101.7 FM).
С какой идеей станция выходила на рынок, и изменилась ли она за эти 2 года?
Татьяна Боровикова:
Основная идея отражена в нашем внутреннем слогане, который очень любят наши ведущие - "радио без проблем". Конечно, мы не использовали его ни в каком пиаре, но в эфире он звучит до сих пор. И самые первые установки, с которыми "Студио" вышло в питерский эфир - модно, стильно, позитивно, динамично и современно - актуальны до сих пор.
Почему в качестве адресата была выбрана именно молодежь?
Татьяна Боровикова:
Это было определено изначально - благодаря клубу о ней и ее пристрастиях многое было уже известно.
На момент создания "Радио Студио" большая часть радиостанций активно открещивалась от того, что их слушает молодежь. Коммерчески успешной считалась аудитория от 25 до 40 лет. Именно ей отдавали предпочтение рекламодатели, и именно эту часть аудитории, независимо от реальной картины и результатов социологических исследований, многие станции предпочитали называть своими основными радиослушателями.
Мы же решили ориентироваться на молодых людей, и, как показало время, выбор был сделан правильно.
Каков формат станции, и почему был выбран именно он?
Татьяна Боровикова: По международной классификации - формат CHR/Pop. Современное хитовое радио с преобладанием хитов в стиле поп; соотношение отечественной и западной музыки 1:1; целевая аудитория 12-25.
На тот момент эта ниша была свободна. Кроме того, был проанализирован западный опыт, как радийный, так и телевизионный, и опыт "Метро".
По жанрам: новости, юмористические и развлекательные программы небольшого хронометража (3-5 минут), радиоигра нового поколения "Air Diving Games". Хит-парадов нет принципиально (весь эфир - один сплошной хит-парад), концертов по заявкам тоже. Если и появится возможность заказывать любимые песни, то это будет неким прорывом в области высоких технологий. В принципе, такие планы и возможности у нас есть.
Какова информационная составляющая вашего эфира: много ли новостей дает станция? Какого рода?
Татьяна Боровикова:
Новостных программ у нас достаточно много: "Водяные знаки" - новости из мира больших денег; "VIP-news" о VIP-персонах; как и где отдохнуть - "Зажигалка"; "Обыкновенный сериал" о новинках лицензионного видео. Из несерьезного: "Бар новостей" о курьезных ситуациях и программа "про это" "Приват-рум".
Все программы от официальных новостей до "Приват-рума" жестко хронометрированы (не более 3-5 минут.).
Основной принцип официальных новостей (выходят 5 раз в день в исполнении Сергея Гордеева) - отсутствие негативной информации любого рода. Кроме того, новости политической и социально-экономической жизни обязательно перемежаются со всякого рода забавной информацией, что облегчает их восприятие.
Сергей, расскажите о том проекте, что был запущен на вашей станции.
Сергей Авдеев:
Проект Air Diving Games - это очень гибкая, легко трансформируемая платформа, которая позволяет запускать различные игровые и даже познавательные проекты. Скажем так, A.D.G. - это нацеленный в будущее комплекс хард и софт средств.
Для реализации игровой платформы A.D.G. приобреталось дополнительное оборудование и телефонные линии. Система управляется уникальным, специально для A.D.G. созданным софтом. Многоканальная связь и конференсинг реализованы на базе оборудования Dialogic:
- DTI600/SC (интерфейс на два канала E1);
- D640/SC (голосовые ресурсы для двух каналов);
- DCB640/SC (конференц-плата на 30 участников).
Стоит это всё дорого, но не дороже хорошего рейтинга.
С какой целью станция пошла на такие траты?
Сергей Авдеев:
Цель святая - привлечь внимание наших слушателей. Обеспечить иной уровень восприятия эфира.
Вложенные в проект силы и средства видны невооружённым глазом. Однако задача-то ставилась не купить слушателя (это всякий может за деньги), а привлечь, предложив ему уникальный продукт. Арифметическим добавлением дорогостоящих дивайсов к уже имеющемуся оснащению данная задача, увы, не решается. На первый план тут выходит идеология. Слушатели ведь отлично понимают, что сделано, как и для кого. Полагаю, они оценят это обязательно.
Мы просто стремимся стать уникальной станцией, а уникальные вещи интересны всем.
В чем состоит принцип осуществления проекта?
Сергей Авдеев:
Принцип - расширение развлекательных возможностей FM-радио за счёт вынесения игровой составляющей формата в телефонные сети, напрямую связанные с эфирной студией.
Нами было замечено, что многие (практически все) игры, существующие сегодня на музыкальном радио, имеют серьёзные недостатки, не позволяющие им стать полноправной частью формата станции.
Проблема в том, что всякое "инородное тело", встроенное в течение линейного эфира, серьезно нарушает его целостность в восприятии слушателя. Создателям игр приходится идти на компромиссы: делать их короче, проще, незаметнее, - даже если это идёт вразрез с интересами спонсоров.
Собственно, если бы не возможность привлечь играми спонсоров, многие музыкальные станции вообще бы отказались от создания этих "лирических отступлений". Вместе с тем понятно, что хорошая игра с хорошими призами могла бы привлечь дополнительных слушателей. Весь вопрос в том, как занять большой и интересной игрой мало места в эфире.
И как вы этот вопрос решили?
Сергей Авдеев:
В рамках проекта Air Diving Games создали "подэфирное" пространство, названное нами SubAir. Его можно сравнить с интернетом, только вместо пользовательских компьютеров здесь телефонные аппараты (в том числе и сотовые). В SubAir как бы под эфиром проходят отборочные этапы игр с участием множества игроков. В прямой эфир выходят только финальные розыгрыши. Это не отвлекает эйр-джея на "неудачные попытки" и тем не портит эфир. И финальная часть получается очень интересной и динамичной, потому что в эфире появляются люди, уже прошедшие 90% пути к победе.
Что же представляют собой эти игры, и каковы правила участия в них?
Сергей Авдеев:
Сегодня полностью разработаны пять интеллектуальных игр: "Эгоист", "Треугольник", "Эдельвейс", "Невидимка" и "Марафон". В эфир запущены две первые из перечисленных. Чередуясь, они выходят 3-4 раза в день, абсолютно не мешая течению музыкального эфира.
Правила игр, естественно, отличаются, и в некоторых случаях радикально. Подробно могу остановится на игре "Треугольник", которая уже несколько месяцев успешно идёт в эфире.
Игра основана на принципах классической викторины. Начинается она с того, что в эфире проходит информация о её начале (специальный джингл). С этого момента слушатели могут набрать телефонный номер и войти в SubAir. Виртуальная ведущая (ее зовут Делфи) предлагает ответить на 10 вопросов. Отвечать следует нажатием на клавишу телефона, соответствующую одному из вариантов ответа.
Ответив на все 10 вопросов, игроки попадают в полуфинальную зону, состоящую из конференций на 3х участников каждая, и могут общаться между собой, знакомиться, делиться впечатлениями.
Процесс заполнения конференций занимает до 40 минут, и все это время в эфире идет обычный музыкальный эфир. Ведуший в студии (не путать с виртуальной Делфи) наблюдает за ходом процесса на одном из мониторов студии.
В момент, когда около десятка конференций сформированы, начинается розыгрыш финала. Ведущий в прямом эфире задаёт вопрос всем конференциям и предлагает три варианта ответа. Та конференция, которая ответит (также нажатием клавиши) верно и при этом окажется первой, выходит в прямой эфир.
В прямом эфире им предстоит ответить (уже голосом) на главный вопрос, опять же выбрав из трех вариантов. Это всегда вопрос от одного из наших ведущих или от звёзд шоу-бизнеса. Верный ответ заранее записан в студии голосом автора вопроса.
Финалисты выбирают один из вариантов, после чего в эфир запускается тот самый верный ответ. Далее понятно - выигрыш или проигрыш.
Насколько активно слушатели включились в игру?
Сергей Авдеев:
Мы могли только мечтать о такой активности. Буквально вода в радиаторах закипает! Количество одновременно играющих измеряется сотнями, а желающих сыграть - тысячами.
Это с каким же упорством надо к вам дозваниваться!
Сергей Авдеев:
Нет, в том-то и дело, что благодаря многоканальной связи долго дозваниваться слушателям не приходится. Мы прекрасно понимали, что любая радиоигра с использованием, например, всего одной телефонной линии сводит её к борьбе с АТС, а не с радиостанцией. Кому это интересно? В чем игра?
Ваши игры называются страшным словом "интеллектуальные". Какой уровень интеллекта необходим для участия в них? Проводились ли исследования, насколько IQ ваших слушателей соответствует требуемому?
Сергей Авдеев:
Господь с вами! Нас интересуют только их кошельки!
Ну, а если серьёзно, то проект A.D.G., в первую очередь, развлекательный проект.
Что же касается наших слушателей, то они, все без исключения, умные, красивые, добрые и весёлые люди. Студенческая молодёжь, в основном.
И все же, что представляет собой вопросная база?
Сергей Авдеев:
Она насчитывает несколько тысяч вопросов трёх уровней сложности, и в некоторых играх ("Эгоист", например) игроки могут выбрать уровень сложности игры. От этого зависит и уровень приза.
Процентное соотношение задаваемых вопросов разных уровней в общей совокупности регулируется программными средствами, а это значит, что игра никогда не будет отпугивать своей сложностью, или напротив, излишней простотой.
Появились ли уже постоянные слушатели и участники игр? Можно ли говорить о некоем клубе слушателей-фанатов "Радио Студио"?
Сергей Авдеев:
Конечно. Так как станция молодежная, то и фанов у нас достаточно. И новый проект, кажется, еще пополнил их ряды.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития проекта?
Сергей Авдеев:
Планы развития A.D.G. составлены на несколько лет вперёд. Уже сейчас видно, что параллельно с их осуществлением будут появляться новые технологии, о которых мы пока и не подозреваем. Что ж, будем корректировать наши планы, улучшать их.
В любом случае, в области интерактивных проектов "Radio Studio" пока "впереди планеты всей". По нашим данным, аналогов Air Diving Games нет не только в российском радиоэфире, но и за рубежом. Постараемся не сдать этих позиций. Пока же выставили проект на конкурс "Радиомания-2003" в номинации "Радиоигра". Надеемся победить.