В Москве на данный момент вещает свыше 30 радиостанций, а в ближайшем будущем их станет больше - 40. В регионах радиостанций меньше примерно в два раза, притом, что объем рекламного рынка Москвы как минимум в 20 раз превышает объем регионального. Существует ли формула подсчета оптимального количества безубыточных радиостанций? Нужно ли ограничивать выдачу лицензий на радиочастоты? На эти вопросы «Новостям СМИ» отвечает Николай Грахов, руководитель группы региональных радиостанций.
На данный момент в Москве выдано 42 лицензии на радиочастоты в FM диапазоне, а в скором времени будет разыграно еще три. Таким образом, физический предел почти достигнут: максимум составляет 50 частот в диапазоне 88.0 – 108.0 FM. В городах-миллионниках пока до максимума далеко – вещание ведется на 12-20 частотах. Много это или мало? Все зависит от объема рекламного рынка. В подсчетах оптимального количества радиостанций нужно учитывать несколько основных факторов.
Во-первых, нужно определить затраты на содержание одной радиостанции. В типичном крупном городе эти затраты выглядят следующим образом. Оплата передатчика – от $1 тыс. до $2 тыс. в месяц. Если это сетевая станция, то включим оплату программного обеспечения – около $1 тысячи. Плюс аренда помещения ($1-2 тыс.) и зарплаты сотрудников ($2-3 тыс.). Кроме этого, нужно учесть примерный коэффициент, который гарантирует привлечение рекламы через рекламные агентства. В итоге содержание радиостанции обходится в сумму $5-10 тыс. в месяц. Значит, в год эти затраты составят от $60 тыс. до $120 тысяч. Если вы используете собственное программирование, то затраты будут больше. Это первое ограничение при определении оптимального количества жизнеспособных коммерческих радиостанций в регионе.
Второе ограничение – это объем рекламных рынков городов-миллионников. В 2005 году примерный объем самых развитых региональных рынков – Екатеринбурга и Новосибирска – составил около $7 -8 миллионов. Значит, в месяц на рынок приходится около $600 тысяч. Если в городе Екатеринбурге 17 радиостанций, то получается, что на каждую станцию приходится около $35 тыс. в месяц. Но нужно учесть, что мы взяли самые крупные региональные рынки, а, например, в Челябинске объем рынка составляет ориентировочно около $3,5-4 млн. в год, при этом в городе тоже 17 вещающих станций, значит, на каждую приходится около $18 тыс. в месяц.
Все бы было предельно просто, если бы не третье ограничение - известный принцип Парето (80 на 20), который применительно для данного случая гласит, что 20% радиостанций собирают 80% общего объема рынка рекламы. Это соотношение, конечно, не абсолютно, но можно сказать, что 70 к 30 примерно соблюдается. Исходя из этого, получаем, что, например, пять радиостанций Екатеринбурга собирают в месяц около $400 тысяч. А на остальные 11 приходится всего около $200 тысяч. Впрочем, в Екатеринбурге убыточных станций нет, но очевидно, что такие доходы позволяют лишь содержать часть станций и получать очень небольшую прибыль, которой не хватит на развитие и собственное программирование.
В итоге, для такого объема рынка – 20 станций – это лимит, так как при большем количестве станций некоторые из них будут нерентабельны. Нужно, конечно, учитывать и то, что новая радиостанция, новый нишевой формат привлекает дополнительную аудиторию, а, соответственно, рекламодателей, но этот фактор не может повлиять на ситуацию в целом.
В связи с вышеперечисленными доводами напрашивается вывод – необходимо ограничивать количество радиостанций, как это предлагают сделать некоторые участники рынка, то есть, перестать выдавать частоты. Конечно, для вещателей было бы очень неплохо, если бы, например, на московском рынке существовало всего пять радиостанций. Однако я придерживаюсь иной точки зрения. Это было бы лучше для радиостанций, но не для слушателей и рекламодателей. Количество радиостанций должно быть ограничено рынком, а не внешним влиянием, нам хватает и ограничения ГКРЧ, которое предусматривает всего 50 радиостанций в диапазоне FM, с разрывом 0,4 МГц. Если сравнить рынок радио и рынок печатных СМИ, то почему бы не ограничить тогда и количество журналов и газет? На мой взгляд, радиостанций должно быть столько, сколько может вместить рынок. К тому же, если заглянуть в ближайшее будущее с Wi Max, то вполне возможно, что появятся сотни интернет-радиостанций, принимаемых на мобильные коммуникаторы, и которые не будут ограничены физическими параметрами частотного диапазона, и которые также будут собирать рекламу, как и привычные FM-радиостанции.
ТОЧКИ НАД «i»
Соответствует ли количество радиостанций в вашем городе объему рекламного рынка?
Елена Данилова, генеральный директор радиостанции «Наше Радио» (г. Санкт-Петербург):
– Сейчас в Санкт-Петербурге вещают 25 FM-радиостанций, и это количество пока соответствует объему рекламного рынка города. По крайней мере, ни одна станция еще не закрылась из-за нехватки рекламы. Но если радиостанций станет больше, то, думаю, может возникнуть дефицит рекламы. Если говорить о «Нашем радио», то у нас за последний год объем рекламы вырос примерно на 17%. Приблизительно такая же динамика наблюдается и у других игроков.
Борис Ройзман, генеральный директор радиокомпании «Радио-Континенталь» (г. Челябинск):
– Как любому руководителю радиостанции, мне бы хотелось, чтобы конкурентов было как можно меньше. На самом деле, рынок сам себя регулирует, если не будет выгодно, люди просто не пойдут в этот бизнес. Обычно в конкурсе на разработку частот в каждом городе участвуют более 10 радиостанций, и это говорит о том, что в радиобизнесе можно заработать. Чем больше растет рекламный рынок, тем лучше. Сказать, соответствует ли количество радиостанций в Челябинске объему рынка довольно трудно. У нас около 15 радиостанций, среди них есть как частные, так и получающие дотации от государства, о работе всех судить трудно.
Владислав Советкин, генеральный директор ЗАО «Телекомпания «Русский проект» (г. Ульяновск):
– В сфере радиобизнеса работает одно золотое правило – нужно считать не столько количество радиостанций, сколько количество оригинальных форматов. Сейчас в FM-диапазоне Ульяновска отсутствует почти половина оригинальных форматов, которые есть в Москве. Например, нет «Авторадио», «Русского радио», станций «Юмор FM», «Эхо Москвы» и «Шансон». Не представлены также «Наше радио» и «Ретро FM». Если все эти радиостанции вдруг сразу появятся на нашем рынке, резко расширится радийная аудитория, радио станут слушать сразу в полтора-два раза больше человек. Соответственно, расширится и рынок. Сейчас наши радиостанции, а их пять в FM-диапазоне и столько же в УКВ, не являются равнозначными участниками рынка. Количество станций примерно соответствует объему рекламного рынка. Каждая радиостанция для того, чтобы себя прокормить, должна зарабатывать около 400 - 500 тысяч рублей, а ежегодный объем ульяновского рынка радийной рекламы мы оцениваем в $2,5 миллиона.
Сергей Охняков, генеральный директор ЗАО ТРК «Авторадио ТВ» (г. Пермь):
– На мой взгляд, у нас не хватает радиостанций для начала нормальной конкурентной борьбы. Не все сегменты радийного и рекламного рынков закрыты. Еще до пяти станций нужно, чтобы выделились два-три сильных игрока, обладающих несколькими частотами в холдинге и, соответственно – несколько мелких игроков. С другой стороны, объемы рекламного рынка Перми ограничены и, согласно прогнозам, его рост не будет стремительным. Это – тенденция общероссийская, во всяком случае – по крупным городам. По рейтингу на ноябрь – декабрь 2005 года лидером пермского радийного рынка является «Русское радио», на втором – наше «Взрослое радио» (бывшее местное «Авторадио», не имеющее отношения к московскому), на третьем – пермский «Хит-FM», тоже не входящий в столичную сеть. В Перми на сегодняшний день вещают 12 станций. Еще три находятся в стадии получения лицензий – это сетевые «Авторадио», «Ретро FM» и «Европа Плюс».
Новости СМИ