Музыкальное коммерческое радиовещание - изобретение западное. Многие думали, что и развиваться оно будет по-западному, но сегодня уже с полной уверенностью можно сказать, что и здесь Россия пошла своим путем.
Например, на зарубежных радиостанциях музыкальным ведущим может стать только эрудированный человек с большим жизненным опытом. В нашей стране средний возраст радиоведущего - 20-30 лет. Если в Европе вещатели делают ставку на региональные радиостанции, то у нас - на столичные. "Там" первые строчки рейтингов занимают религиозные и просветительские станции, у нас - музыкально-развлекательные. О том, что сегодня происходит в FM-диапазоне России и Северо-Запада в частности, мы попросили рассказать руководителя регионального департамента вещательной корпорации "Профмедиа" Андрея Бубукина.
Lenizdat.Ru: Андрей, вы довольно часто бываете на региональных музыкальных радиостанциях. Как обстоят дела в регионе?
А.Бубукин: Знаете, Москва тоже регион, только специфический. Нет, любой город, конечно, это специфический регион, но общие тенденции сегодня такие: во-первых, появились деньги на рекламном рынке, то есть резкий рост радиорынка как такового. На каждый федеральный конкурс комиссии ежемесячно, даже от малых городов, приходит от 5 до 12 соискателей. Иногда думаешь: "Боже мой, ну откуда в этом городе могут браться такие деньги?" Вот, например, город Бузулук Оренбургской области, население 87 тысяч человек, 6 радиостанций в FM-диапазоне! Застрелиться можно! Вторая тенденция - это большая склонность к сетевому продукту и меньшая склонность к самостоятельному продукту.
Lenizdat.Ru: Почему?
А.Бубукин: Здесь я вижу несколько причин. Первая - экономическая: сетевой продукт выгоднее, не надо ни о чем думать, ты просто берешь готовый столичный эфир и вставляешь какие-то свои элементы. Вторая причина - отсутствие ноу-хау, общих знаний и элементарной, примитивной информации, как делать радио, каким оно должно быть, почему оно интересно или неинтересно. Кроме того, люди, которые делают свое радио, должны отдавать себе отчет в том, что это радио должно быть интересно не для себя, а для тех, для кого они его делают.
Lenizdat.Ru: Как ведут себя петербургские вещатели?
А.Бубукин: Питер в этом отношении как раз является скорее исключением из правил, потому что в других крупных городах собственных радиостанций очень мало. Например, в том же Новосибирске можно назвать две-три радиостанции - начиная с известного в Екатеринбурге радио "Юнитон", в Красноярске свое собственное "Авторадио" - не московское, в Перми тоже было собственное "Авторадио", которое сейчас переформатируют. Сейчас они будут делать его как "радио для взрослых" - новый бренд. То есть в таких больших городах можно по пальцам перечислить собственные радиостанции, которые хоть как-то могут конкурировать с московскими. Но это скорее исключение из правил.
В отличие от этого в Питере большое количество собственных радиостанций, которые занимают значительную долю эфира. Под "собственной станцией" я могу с полным основанием понимать "Европу Плюс", потому что питерская "Европа Плюс" - это не московская "Европа Плюс" - у них достаточно большой отрезок времени занимает свое вещание. Ну и сейчас в Петербурге умирает радио "Классика" - его берут под "Серебряный дождь", как в свое время закрыли радио "Модерн", на волне которого сейчас работает "Наше радио".
Lenizdat.Ru: Почему на питерских радиостанциях очень мало осталось утренних шоу? Буквально одно-два...
А.Бубукин: Количество шоу уменьшается, потому что исчерпываются ресурсы, потому что лучше сделать хорошо, чем плохо - это естественно. Если это получается не очень хорошо, значит, лучше вообще не делать, а давать утром простой линейный эфир. Я думаю, что нет людей, которые способны это сделать, или они есть, но по каким-то причинам не делают этого. Может быть, не заинтересованы творчески, материально...
Lenizdat.Ru: Не кажется, что Петербург не хочет конкурировать с Москвой? Многие вещатели сегодня говорят: "Зачем делать свое утреннее шоу, если есть Стиллавин с Бачинским"?
А.Бубукин: Во-первых, Стиллавин и Бачинский - это болтовня. Я не имею в виду их шоу, а разговоры о шоу или вокруг него. Говорят, что Толстой или Чехов - классики русской литературы. Возникает вопрос: кто в последний раз читал Толстого или Чехова? Конечно, есть люди, которые читают их, и получают от этого удовольствие, но это не массовое чтение сегодня. Так и здесь, Стиллавин с Бачинским считаются создателями стильного утреннего шоу. Но я сомневаюсь, что у этого шоу реально большая аудитория, потому что оно очень специфическое и узконаправленное. Поэтому если можно конкурировать - надо конкурировать. Если создатель радиостанции говорит: "Зачем я буду потеть, раз есть Стиллавин с Бачинским?!", значит, собственный продукт он отодвигает на второе место. "Ребята, в моем утреннем эфире рекламу размещать не надо, потому что все слушают Стиллавина с Бачинским", - если так рассуждать, то возникает вопрос - зачем тогда вообще утренний эфир? Давайте включать передатчики в 10 утра! Я считаю, что жить надо в соответствии с английской поговоркой: "Если полюбить, так королеву, если украсть, так миллион!" Если выкладываться, то на сто процентов.
Lenizdat.Ru: Кстати, в эфире тех же Стиллавина и Бачинского сегодня можно услышать очень дерзкие выражения, и не только в адрес друг друга, но и в адрес слушателя. Это допустимо?
А.Бубукин: Оскорбление слушателя недопустимо, я считаю. Вообще оскорбление людей - это последнее дело, тем более если это делается специально. Я не сторонник такого радио.
Lenizdat.Ru: Согласитесь, что сегодня язык ведущих, которые работают на музыкальных коммерческих радиостанциях, не отличается богатством и многообразием, не говоря уже об элементарной культуре. Не так давно в эфире одной станции услышала: "Если ты не гей, пришли мне sms!"
А.Бубукин: Я даже не знаю, к чему отнести радио - к элементу культуры или к чему-то еще. Какая-то новая форма общественного сознания... Дело в том, что язык - живое существо, он изменяется вместе с носителем языка - с одной стороны, и с другой стороны - язык является прямым продуктом общества, который его производит, на котором человек говорит. Если язык изменяется, то изменяется он естественным образом - зеркальное отражение менталитета общества, уровня сознания общества на данный момент. Просто общество такое. Это не плохо или хорошо - это надо принять как данность. И какие бы искусственные механизмы ни вводились по ограничениям, язык все равно будет таким. Это язык улиц, и люди хотят его слышать - они на нем говорят. Если ты сейчас будешь говорить на радио языком Чехова или, не дай бог, Пушкина, с его огромным количеством архаизмов, старых слов, красивых, пышных выражений, навряд ли тебя будут воспринимать адекватно, тебя будут воспринимать как больного человека.
Lenizdat.Ru: А как же одна из функций радио - просвещать?
А.Бубукин: Радио должно развлекать, информировать. Точка. Как только начинаешь просвещать, ты теряешь коммерческую составляющую. Это относится к музыкальному радиовещанию. В информационном вещании с языком все более или менее нормально. Я уже не говорю про то, что его очень мало - станций раз-два и обчелся. На "Эхе Москвы" достаточно грамотный русский язык: они приглашают в студию определенных гостей, которые говорят на языке, будем говорить, близком к литературному. На музыкальных радиостанциях, особенно если они ориентированы на молодую аудиторию, язык должен быть соответствующий. В противном случае тебя не будут слушать.
Lenizdat.Ru: Сейчас на некоторых станциях речь линейных ведущих в эфире ограничивается 20-30 секундами, некоторые станции вообще отказываются от голосов в эфире. Вам не кажется, что эта профессия умирает?
А.Бубукин: Дело в том, что людей, которые подходили бы творчески к своей профессии в эфире, сегодня достаточно мало. Люди, которые способны это делать, начинают делать авторские программы, уходят из линейного эфира, что тоже, в общем-то, нормально, потому что человек хочет расти творчески - с одной стороны, и с другой - хочет получать больше, потому что авторский эфир стоит дороже, чем простой линейный. И я считаю, что одним из возможных вариантов будущего FM-радио является эфир вообще без живого голоса. То есть довольная большая работа проводится заранее, делаются какие-то голосовые элементы, которые создают эффект прямого эфира, только они без эканий, аканий... они почище, они выверены, и идет полная имитация прямого эфира, но человек, который не знает этого, никогда не догадается, что голос выдается в записи.
Lenizdat.Ru: Почему в радиопространстве практически не осталось ярких личностей?
А.Бубукин: Диджей - это человек, который является элементом эфира. Он должен соответствовать стилистике, энергетике, саунду и прочим другим элементам эфира. Если он немножко выбивается, если он индивидуален, то часть публики начинает его просто выключать в этот момент. Яркие личности в эфире - они делят аудиторию пополам: одна половинка начинает любить их страстно, другая половинка начинает их страстно ненавидеть и выключать радиостанцию или переключаться на другую волну, что абсолютно невыгодно. Поэтому, как это ни парадоксально, именно вот такой средний уровень линейного ведущего, безликий, который просто создает настроение, говорит какие-то банальности - он значительно более удобен с точки зрения коммерческой организации, чем яркий, необычный, нестандартный ведущий.
Lenizdat.Ru: Многие из радийщиков сегодня спорят на предмет того, нужны ли новости на музыкальной радиостанции...
А.Бубукин: Я считаю, что новости на музыкальном радио нужны - разные, а содержание зависит от формата. На радио "для взрослых" должны быть новости политики, экономики, культурной жизни. Для молодежи эта информация малоинтересна. Например, я знаю многих молодых людей, которые учатся на политологов - они в силу своей будущей профессии должны интересоваться политикой... Ничего подобного! Им она не интересна. Для них институт, образование - одно, а окружающая жизнь - другое. Это не значит, что это плохо, просто они такие. Поэтому на молодежных радиостанциях должны быть новости, которые касаются содержания музыкального эфира - музыкальной жизни, жизни исполнителей, скандалы, то есть то, что можно прочесть в молодежных гламурных журналах.
Lenizdat.ru, Яна Быстрова