"Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, а покорил весь белый свет? Кого повсюду узнают? Скажите, как его зовут?" Ответом на вопросы этой с детства знакомой песенки сейчас может стать - ИНТЕРНЕТ. Интернет охватил весь мир, приобрел массовость и интернет-издания завоевали право называться средствами массовой информации. И все чаще раздаются голоса, что скоро интернет-журналистиска станет основной отраслью СМИ.
Прошлое. Истории NET?
Когда в далеком 1969 году одно из подразделений Министерства обороны США завершило работу над созданием сети ARPAnet, никто не думал, не гадал, что это изобретение послужит прообразом новой коммуникационной сети - Интернет. Кто только ни внес свой вклад в развитие Интернета: инженеры, военные, физики, химики - тысячи имен и фамилий. В 1989-м Тим Бернерс-Ли изобрел язык разметки HTML, WWW, сделав Интернет таким, каким мы видим его сегодня. В общем, история Интернета насчитывает всего 36 лет.
Российский Интернет (Рунет) находится еще на стадии "подросткового" периода. Некоторые исследователи российского сегмента всемирной паутины считают 1995 год временем, когда в нашей стране начала зреть почва для Интернет-журналистики.
Антон Носик в книге "Интернет для журналиста" пишет, что "создание средств массовой информации в русском Интернете стало возможно не раньше, чем сам по себе Рунет стал явлением сколько-нибудь массовым". А массовость, по мнению Носика, Рунет получил к 1998 году, когда количество пользователей перевалило за цифру в 1 000 000.
На информационном портале Первого Юбилея Российского Интернета приведена следующая статистика: в России Интернетом пользуется 10% городского населения. При этом только 34,9% от общего числа пользователей входят в число активных пользователей в России.
- Я думаю, что сейчас интернет-журналистика начинает занимать первое место в системе массовой коммуникации, - говорит Олег Ширяев, шеф-редактор электронной версии газеты "Деловой Петербург". - Почти все СМИ, начиная с телевидения и радио, используют данные, полученные из интернет-СМИ. Кроме того, только в интернете осталась возможность быть максимально откровенным и независимым. Многие идеи, мнения по той или иной проблематике, размещенные в интернете, в дальнейшем используют в публикациях традиционных СМИ. Все это позволяет мне считать, что интернет-журналистика начинает занимать лидирующее место среди других СМИ.
С мнением, что интернет не знает границ, является полем свободы слова и "максимальной откровенности", не согласен Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ:
- Интернет не может обладать свободой слова. Он изначально создавался как американская система связи и распространения информации. Мы зависим от этого американского центра. На одном всемирном саммите в Тунисе представителями США открыто было сказано, что американцы не собираются отдавать общемировое управление общественностью - интернет. Стоит вспомнить, на каком языке ведется формирование всего понятийного и управленческого аппарата того, что есть в интернете... На английском. Мы находимся в полной зависимости от английского языка. Даже только по одному этому признаку интернет не может быть признан демократической структурой.
Еще один момент - это анонимность интернета, которая позволяет свободно манипулировать общественным мнением, сознанием. Нет ни правовой, ни моральной ответственности. Если мы посмотрим, зачем заходит народ в интернет, то увидим, что от 2/3 до 3/4 (по разным опросам разные данные) народу заходят на порнографические сайты.
Настоящее. Компьютерная феня
Английский повлиял на развитие русского языка в пределах интернет-пространства. Каких только измывательств не натерпелся "великий и могучий" за время существования Рунета. Для филологов видеть изменение русского языка стало сродни средневековой инквизиционной пытке: терпеть невозможно, а сделать ничего нельзя. Одни говорят, что функционирование русского языка в интернете наносит ущерб и вредит языку и русской культуре в целом, другие называют этот процесс творческим и сравнивают его с инструментом новой языковой политики России.
На Западе уже несколько лет наблюдают за новым языком, сформировавшимся на базе компьютерно-сетевых технологий - киберязыком. В нашей стране о таком доскональном изучении вопроса пока речь не идет. А жаль. Правда, в Московском государственном университете уже создана специализация "Интернет-журналистика", где будут обучать языковой культуре журналиста интернет-издания. По словам декана журфака Петербургского университета Марины Анатольевны Шишкиной, "ждать осталось не очень долго" - разговор о создании подобной специализации на факультете журналистики СПбГУ тоже идет:
- Пока же формально отельного обучения интернет-журналистике нет. Знания об интернет-изданиях инсталлированы в учебный процесс. Я преподаю рекламу и PR и читаю лекции о том, как выглядит реклама в интернете, мы рассматриваем интернет как один из ресурсов формирования общественного мнения в области PR, мы изучаем такие вещи, как организация сайта, корпоративные издания и его электронные версии. Это все есть, присутствует в процессе обучения, только это не имеет характера отдельной специализации.
Сами же представители интернет-пространства сомневаются, что осталось "ждать не долго".
- Кто же будет преподавать интернет-журналистику в вузах? - спрашивает Андрей Добрый, руководитель информационного портала "CitySpb.ru. Все новости Санкт-Петербурга". - Преподавать-то некому. Нет поколения преподавателей, которые могли бы обучать этому. Они и не появятся. В Петербурге мало настоящих профессионалов. Как только человек "вырастает", он думает: зачем мне идти работать преподавателем, если более выгодно будет заниматься частным бизнесом? Наша школа медленно, но верно погибает.
Олег Ширяев не столь пессимистичен:
- В каждом интернет-издании существует своя технология, своя идеология и свои правила подачи материалов. Технологии вообще могут сильно влиять на правила. Для интернет-журналистики крайне важно уметь работать со словом, чтобы заставить посетителя кликнуть на кнопку "Далее" и прочесть весь текст. Например, в редакции dp.ru введены запреты на использование некоторых "лишних", на наш взгляд, слов и оборотов речи, разработаны некоторые технологии по работе с текстами. Они работают у нас, но, возможно, станут неприемлемы в другом месте.
Будущее...
Исследователи интернета - народ не суеверный. Без всяких предрассудков он рисует картины ближайшего будущего.
- Как мне кажется, - считает шеф-редактор dp.ru, - жизнь Рунета за последние два-три года стала более активной. Это связано с тем, что рекламодатели понимают: интернет начинает занимать лидирующие позиции в процессе коммуникации. Все больше инвесторов хотят вкладывать деньги в интернет. Сейчас мы видим, что Рунет, по некоторым оценкам, пока находится в стадии активного развития, когда, например, существует дефицит региональных интернет-сайтов.
Электронная версия "Делового Петербурга", как и сама газета, принадлежит шведскому медиахолдингу "Бонниер Бизнес Пресс". Для оптимизации работы dp.ru постоянно внедряются как технологические, так и организационные новации: почти ежедневно придумываются новые формы работы с контентом. Ширяев уверяет, что в иные дни сайт посещает до 20 тысяч уникальных посетителей.
- Я думаю, в ближайшее время интернет начнет занимать все больше места в информационном пространстве, - говорит Олег Ширяев, - постепенно отодвигая традиционные СМИ. Единственным существенным порогом в этом процессе для нашей страны является развитие телекоммуникаций. Однако провайдеры уже активно осваивают регионы, а компьютеры, необходимые для работы в интернете, становятся все более доступны. Развитие телекоммуникации, техники позволит прийти интернету почти в каждый дом. А учитывая, что в сети собрано невероятное количество информации (новости, музыка, фильмы, игры и т. п.), то скоро компьютер станет для россиян универсальным окном в мир.
Андрей Потапенко (главный редактор интернет-газеты "Фонтанка.Ру") тоже полагает, что будущее за сетью:
- С каждым годом увеличивается число владельцев компьютеров, увеличивается и число пользователей интернета. Правда, сети, связи сегодня несколько уступают по качеству западным аналогам. Но эта отрасль довольно быстро развивается.
С точки зрения подачи новостей, у интернет-журналистики есть своя ниша. На мой взгляд, эту нишу заполнит такой жанр, как информация. Ее легко искать в интернете, легко систематизировать. По скорости появления на сайте она может поспорить с телевизионными передачами. В свою очередь, система ссылок может дать более полную, независящую от субъективной оценки картину действительности. Так, смотря выпуск теленовостей, зритель, можно сказать, привязан к одному телевизионному каналу. Интернет же дает возможность взглянуть намного шире. Существует целый перечень возможностей, которые можно применить только к интернет-СМИ.
На портале Первого юбилея российского интернета приведены прогнозы развития российского сегмента сети Интернет до 2010 года. Так смоделирована возможная предельная аудитория Рунета к 2010 году - порядка 25-60 миллионов человек. А с ростом количества пользователей увеличивается и количество интернет-СМИ.
Lenizdat.ru , Мария Соколова