Мнение
Юлия Старикова
В 2004 году в Калошу сели те, кто ходит в клубы «First» и «Осень», и те, кто грабит несчастный народ, который «безмолвствует и пьет», «пьет и безмолвствует».
Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
Ане шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Б. Пастернак
Читая эти строки, не ищите подтекста и, пожалуйста, не привязывайтесь к фактическим неточностям автора, поскольку он, то есть, я, автор, - дилетант.
Прохожу в зал – кругом ноги, ноги, ноги, загорелые коленки вперемежку с деловыми штанами. Смотрю на сцену, а там обнаженные тела извиваются и кричат. Я не сразу понял, что они музицируют. Пытался уловить смысл, но сознание мое дало некоторый сбой и между словами и значением я не нашел сходства.
Одно скажу, воплощение концепции военного государства на «Серебряной калоше» удалось блестяще. Место проведения мероприятия было выбрано неслучайно – Театр Советской армии. Церемонии аккомпанировал военный оркестр. Изюминкой стал балет под названием «Гибель олигархов», в котором Светлые Органы помогали бороться Освободителю народа с Темными силами за права «безмолвствующего народа».
Церемония этого года обличала два типичных для нашей страны явления, которые давно стали предметом поругания, - политика и эстрада. Однако, не смотря на постоянные нападки со стороны интеллектуальной элиты и прессы, русские политики и эстрада, по-прежнему, отражают общественные процессы ярче и точнее всего, от того остаются объектом наблюдения фанатичной публики.
Промежуточные выводы, которые позволила мне сделать церемония, таковы. Юридические аспекты политики и решения, касающиеся жизни всего населения, – это одно, а фактический политик – лицо непосредственно связанное с шоу бизнесом, не более того. Одна иллюстрация - присутствие на церемонии Хакамады, смеющейся в третьем ряду.
И второе, - автор песен, текст и музыка – категории непостоянные и взаимозаменяемые. Нет, не подумайте, слово «плагиат» не упоминалось. На церемонии прием заимствования (мотива, мелодии, ритма по большей части у западных исполнителей) был остроумно назван «в гостях у…».
Весь популизм нашей эстрады – это всего лишь рецидив доавторской или послеавторской производной. Если отчетливо понимать неавторскую природу российской эстрады, можно находить в ней особое очарование и даже любить её. Видели бы вы, как весь зал скандировал под «Черного бумера» в исполнении Сереги.
Суть процесса, происходящего с нашим эстрадным «творчеством» сводится к анекдоту, прочитанному мной в книжке Льва Рубинштейна «Случаи из языка». Цитирую его: «Идет чукча по улице. Видит: валяется на земле зеркальце. Он его поднимает, смотрится в него и радостно восклицает: «О! Моё!». Это ведь ничто иное, как метафора перекодировки авторства, присвоение песен, музыкальных композиций, их апроприация.
«Серебряная калоша» в очередной раз швырнула грязь в лицо Телевизионного сообщества.
Сообщество это – небольшая, но очень влиятельная каста, поскольку её лидеры распределяют огромные ресурсы. Более важные, чем доступ к продаже нефти, инвестициям. И дело тут не в денежных средствах телевидения. Именно телевидение направляет свет времени на человека и, он становится звездой, героем, или убирает свет, и тогда он как публичная фигура исчезает. А ведь простые люди живут в мифологической, медийной, реальности.
Шутливость, граничащая с сарказмом, виделась во всем. Политики, олигархи, рублевские жены, ген директора и продюсеры основных медиа были высмеяны, а некоторые даже раздеты, если, не сказать, подвержены, массовому стриптизу. Ксюша Собчак на церемонию одна прийти не осмелилась и пригласила подругу блондинку, тщетно прикрываясь ею от камер. Страх быть высмеянной в глазах журналистской братии за бездарный и растлевающий молодежь проект «Дом», стройку которого она возглавляет на канале ТНТ, двигал ею, когда она забралась на сцену для вручения защитного цвета купальника с желтой лентой, предназначенного всей Госдуме.
Сомнительные достижения в шоу бизнесе вылились в помои в лицо «пафосной» молодежи и обрюзгших корифеев шоу-бизнеса. Удивительно, если кто-то из них не догадался, что пародия, блестяще преподнесенная ведущими церемонии под стакан водки с соком, это пародия на зрителей с 5-го по 11 ряды, чей совокупный годовой бюджет превысил бюджет Челябинской области.
Сливки общества, заливающиеся от смеха в начале, к концу церемонии сдулись, скуксились и поникшие выходили из зала. Смелые остроты попали в яблочко. Фейерверк, завершающий мероприятие стал для них залпом в спину. А похихикивание думающей публики сменилось затишьем.
Но мои выводы будут не полными, если я не скажу о том, что попытка найти bugs (комп. термин «ошибка»), облив соседа грязью – подход или внедренная система, которые до сих пор остаются признанными образцами мироустройства, крайне неправильна.
Как когда-то СССР воспринимали на Западе как форпост мировой революции. И никого из западного далека не смущали ни ужасы коллективизации, ни внесудебные приговоры политическим оппозиционерам или всего лишь заподозренным в недостаточной преданности и слишком сдержанном энтузиазме. Всему этому тут же находилось объяснение в якобы обострившейся классовой борьбе и злодейских замыслах империализма, в закономерностях исторического процесса, проклятом наследии российского прошлого, косности мужицкой психологии – в чем угодно, только не в самих себе. За редким исключением, человек не видит опасности в самом себе, либо, увидев, молчит, полагая, будто к молчанию обязывает верность заветам общественной системы.
Вот и все. Амбициозный критик самозабвенно верит в то, что он влияет на процесс, так и я обяжу себя поверить, что вопреки влиянию капитала олигархов, до кого-нибудь эта статья и дойдет. И какой-нибудь случайный читатель грустно усмехнется, затем сожмет в руке газету, книгу, и затянет с горя русскую народную песню: «Не для меня…»
20 июня 2005 г.