AdMarket.ru, 19.05.2005
Дмитрии Савицкий, генеральный директор
радиостанции «Серебряный дождь»
Уровень социальной рекламы в России по сравнению с развитыми странами все еще очень низкий, хотя ситуация уже лучше, чем пять лет назад. Количество социальной рекламы в стране прямо пропорционально росту уровня жизни населения. На Западе люди богаче, соответственно, существуют многочисленные социальные программы правительства, города, района и т.д. На благотворительные акции закладываются немалые бюджеты, которые выстреливают совсем по-другому. В западных странах понимают, что на воспитание людей и пропаганду надо тратить деньги.
Почему СМИ в массе своей не уделяют внимания и эфирного времени социальной рекламе? Может, это принципиальное нежелание участвовать в том, что не приносит деньги, может, просто руки не доходят. Позиция нашей радиостанции такова: зарабатывая деньги на рекламе, средство массовой информации должно участвовать и в социальных проектах. Подобная практика уже давно считается нормой в Европе, но это пока не прижилось у нас. Мы сознательно достаточно много и активно ротируем социальную рекламу, потому что хотим, чтобы Москва быстрее вошла в перечень европейских столиц не только по количеству проживающих в ней миллионеров, но и по вежливости водителей, по чистоте улиц и т.д. Это важно, и это наш долг как СМИ, как радиостанции, которую слушают полмиллиона человек каждые 15 минут.
Социальная реклама появилась в эфире «Серебряного дождя» с самого начала работы радиостанции. В 1996 году вышли ролики под хедлайном «Поддержите отечественный кинематограф», потом совместно с Красным Крестом мы запустили рекламу против распространения противопехотных мин и самостоятельно – «Позвоните родителям». При этом за все время, что мы даем в эфир социальную рекламу, нас мало кто об этом просил. Обратились лишь Владимир Познер с просьбой запустить ролик «Стоп СПИД!» и правительство Москвы с акцией «Не ставьте машины на газоны». Всю остальную социальную рекламу, идущую в эфире, мы инициировали сами.
Например, сейчас у нас идет акция «Не пейте за рулем». Ее смысл в том, что известные люди – Элтон Джон, «Аэросмит» (Джо Перри и Стив Тайлер), Андрей Кончаловский, Андрей Макаревич, Сергей Казанцев, Валерий Шанцев и многие другие (около сорока известнейших людей) говорят в эфире «Серебряного дождя»: «Не пейте за рулем, потому что это может быть опасно». В день крутится по 2–3 ролика. Совсем недавно, 28 апреля, были запущены новые ролики, призывающие к вежливости за рулем.
Мы в основном делаем рекламу, направленную на автомобилистов, среди них много наших слушателей. В дальнейшем мы планируем сделать социальную рекламу против национализма и в поддержку бездомных животных. Но это в перспективе: мы не можем давать в эфир слишком много социальных роликов, т.к. это, во-первых, будет неправильно по отношению к слушателям – они не поймут, к чему мы их все-таки призываем. И, во-вторых, у нас практически нет свободного эфирного времени, все куплено. Если честно, я думаю, сейчас мы даже перегружены социальными проектами. Мы ведь коммерческая радиостанция, за счет доходов от рекламы сами живем и оплачиваем услуги передатчиков. Поэтому пока не можем отказаться от платной рекламы в пользу благотворительных акций.
Кстати, социальную рекламу во всем цивилизованном мире размещают за деньги. По идее, к нам должны приходить представители государственных структур, различных ведомств и говорить: «Вы автомобильная радиостанция. Мы хотим, чтобы водители были вежливыми. У нас есть такой-то бюджет. Давайте разместим такой-то ролик». Мы бы дали скидку большую, всякие бонусы, упомянули организацию. Ведь ничего страшного нет в том, что компания или конкретный человек дает деньги и просит: «Скажите, пожалуйста, что я автор». Это абсолютно нормально. Меценатство, спонсорство – вполне цивилизованные и оправданные вещи. Раньше, когда люди жертвовали деньги на церкви, на табличках при входе писали их имена – меценат, купец первой гильдии такой-то пожертвовал 100 рублей на строительство. Но пока никто не приходит с такими предложениями, ни государство, ни разные коммерческие и даже благотворительные организации.
Поэтому мы делаем все сами. А ведь социальная реклама – это улица с двусторонним движением. С одной стороны, здорово, когда сознательные граждане сами, без подсказки, не из-под палки и не за деньги ставят социальную рекламу. Потому что это их гражданская позиция такая. Но, с другой стороны, должно быть не менее хорошее правительство города и страны, которое понимает, что воспитание людей – это в том числе и пропаганда, а не только запреты и устрашающие меры. Они должны какой-то бюджет закладывать и тратить на это. На рекламу в прессе, на ТВ, на радио. Может, конечно, и тратятся эти деньги, но я ни разу в жизни их не видел.
Зато мы получаем шквал писем от слушателей с благодарностями за ту колоссальную работу, которую проделываем. Хочется сказать спасибо всем, и надеемся, что ситуация с социальной рекламой в нашей стране все же изменится в лучшую сторону.
* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.