БГ дал интервью Алексею Мунипову из "Известий". В котором сообщил, что уже подписал контракт с "Радио Россия" на производство радиопрограммы, где будет ведущим.
"Известия", 18.04.2005
Алексей МУНИПОВ
"Аквариум" выпустил альбом "Zoom Zoom Zoom", и сегодня во МХАТе играет новые песни. Перед концертами БГ рассказал обозревателю "Известий" Алексею Мунипову о своих отношениях с Ямайкой и о том, почему кремлевская администрация создает новый рок-клуб.
известия: Давайте я вас сразу спрошу про эту встречу с Сурковым. Согласитесь, неприятная история вышла.
БГ: Наоборот! (радостно) Такой шум, такой скандал! Главное, пишут журналисты, которые там не были, со слов людей, у которых свои интересы, и говорят они далеко не все... Кратко: Славу (Суркова) я знаю несколько лет. Частая тема наших разговоров: что не все вокруг так хорошо, как хотелось бы. Конечно, у него свои проблемы, у меня свои. Я даже не знаю, чем он там занимается. И тут вдруг выясняется, что кое-что все-таки исправить можно. Потому что его слово кое-что значит. Напомню: петербургский рок-клуб был основан КГБ. Идея была собрать всех подозрительных в одно место, чтобы за ними было легче присматривать. Она обернулась тем, что все подозрительные начали дружно играть, к ним еще подтянулись, и эта штука совершенно вышла из-под контроля. А главное, что люди получили сцену. И любой парень в городе Петрозаводске знал, что он может приехать сюда и будет принят. Рок-клуб существовал довольно долго, около пяти лет. Он исчез по вполне понятным причинам - потому что КГБ распался. И что теперь? Вот это (показывает стопку компакт-дисков) мне надавали за утро. Мне это во всех городах суют, и по Сети шлют. Я, конечно, не успеваю слушать. А если и успею - что я могу? Своей газеты нет, радио тоже.
известия: То есть вы хотите создать...
БГ: Новый рок-клуб. Да. При этом я абсолютно не отвечаю за мотивы, например, людей из администрации. Надо думать, у них есть свой интерес. Но если в России появится хоть одно место, куда люди смогут присылать свою музыку и знать, что их услышат... Я по себе помню, как этого не хватало в 70-е. Это было, пока существовал рок-клуб, этого не было в 90-е и сейчас этого нет. И этого не сделает ни "Фабрика звезд", ни фирмы грамзаписи. Им даже мы не нужны. А такая вещь необходима! И мне поневоле приходится становиться панком и говорить: а пошли вы все на хрен со своими политическими пристрастиями!
известия: Почему же тогда все участники встречи так нервно реагируют на расспросы?
БГ: Да потому что они... (делает паузу, переводит дыхание) Ладно, это не для микрофона. Пусть все говорят что хотят, если им это нравится. Вопрос один: кто будет отслушивать? А тут вариантов нет. Я это дело никому не доверю. Ни у кого нет хорошего вкуса. Но если собрать вместе пять-шесть неслучайных человек - Кинчев, Земфира, Шахрин...
известия: Какая-то уж больно фантастическая идея.
БГ: Это будет центр. Там будет бар, несколько столиков, и туда никого не будут пускать, кроме своих. И мы там соберемся за рюмкой водки или пинтой "Гиннесса", пусть раз в месяц, и спросим: тебе нравится? А мне не очень. Такой текучий худсовет. И хотя мои вкусы наверняка отличаются от вкусов Макара или Шнура, но они прошли через то же говно, что и я. И мы договоримся. Ну и вообще, если бы Шнур вел программу по ТВ, а я - по радио, пусть даже про театр жестокости Антонена Арто, все бы от этого только выиграли.
известия: Для этого помощь Суркова совершенно необязательна: как будто кто-нибудь откажется от вас в роли ведущего...
БГ: Уже, уже. Я сегодня подписал контракт с "Радио России". И на всю страну буду играть ту музыку, которую люблю. С удовольствием поставлю ранние песни Летова, или Янку, или Вову Синего. Или ленинградских панков: "Я жертва радиации, налейте мне стакан". Такие вот вещи, которые целиком ушли в трещины.
известия: А ведь большинство этих людей живо. Какой фестиваль можно было бы собрать! Вова Синий, "Желтые почтальоны", "Стук бамбука в 11 часов"... Гениальная и забытая русская музыка.
БГ: Мне лично достаточно записи, видеть их даже не так интересно. Нет, идея замечательная, кто-то это безусловно сделает. Шахрин тот же. Или Кинчев наконец проснется. Вообще у меня ощущение, что этот год - начало какого-то нового прекрасного периода. Я лет 20 его ждал. У меня блестящее ощущение будущего. Невероятное.
"В депрессию я могу впасть легко и часто это делаю"
известия: В прошлую нашу беседу вы жаловались, что хотя бы приблизиться к тому, как поют самые неказистые негры в Кингстоне, ужасно сложно. Тем не менее "Zoom Zoom Zoom" - это сплошь африканские ритмы. Проблема исчезла?
БГ: Я просто перестал обращать на нее внимание. Правда, теперь начинает лезть какой-то армянский акцент. Я стараюсь воздерживаться, но так почему-то получается ближе всего к Ямайке. Настоящие рэггей-коллективы у нас должны быть грузинскими.
известия: Так странно, что это "тру-ля-ля" написал тот же автор, что недавно спел: "Моя Родина, как свинья, жрет своих сыновей".
БГ: Если бы реальность была только тем, что описано в этой песне, все могли бы немедленно покончить с собой. Но все-таки этот мир - место абсолютно счастливое и полноценное. И только мой собственный кретинизм мешает мне это увидеть. Нет, в депрессию я могу впасть легко и часто это делаю. Но голова мне подсказывает, что депрессия закончится, а настоящее останется. С другой стороны, если я все время буду петь "ля-ля-ля, какие тут цветочки" - что отчасти отражает мое состояние, - то сам себя на части разорву.
известия: А от готовой лондонской записи почему отказались?
БГ: Оказалось, что в России она просто не звучит. Она красиво сделана, мои тамошние друзья жутко хвалят, я раздуваюсь от гордости... А ставлю у нас и через три минуты понимаю - зараза, я опять обоср...ся. После нескольких таких случаев я понял, что зря себя мучаю - просто мы перестали совпадать. Здесь надо делать более едко, живее, с большим количеством иголок. Заметь, что английскую музыку у нас практически никто не слушает. "Оазис" в 96-м им казались бунтарями, а нам - ну сытые, спокойные дети. Самый жесткий британский хип-хоп для русских нервов - тьфу, пшик.
известия: Что-то незаметно, чтобы русская музыка была такой, как вы описываете, - живой и едкой.
БГ: Да если бы я такую услышал, я бы давно на пенсию ушел собирать цветы. Все впали в спячку! Вся история самого страшного русского панка заключается в том, чтобы достать кое-что из штанов и мягко побить им о микрофон. Почему Игги Поп до сих пор вставляет с чудовищной силой? Он же очень простой, даже не деструктивный. А наши все деструкторы - они как кошечки. Мягкие, тихие, ни звука, ни ярости. И так это обидно! Если Бог даст, я все-таки как-нибудь покажу, как надо. Материал-то есть, лежит уже очень давно.
известия: А еще что-нибудь лежит?
БГ: Альбомов шесть или семь ждут своего часа. Среди них есть... как бы это описать... Ну вот, знаешь, есть жесткая гитарная группа System Of The Down, да? И есть такие японские безумцы Mad Capsule Market, это сочетание довольно отвязного сверхпанка с совершенно чумной электроникой. Prodigy рядом с ними - очень культурные люди. И наконец, есть произведение Шёнберга "Просветленная ночь", самое его начало, где несколько контрабасов и виолончель играют странную, полуавангардную, но на самом деле очень простую фигуру. И вот сочетание гитарного безумия Mad Capsule Market и System Of The Down с симфоническим оркестром - это то, чего я хочу.
известия: С трудом себе это представляю.
БГ: Не вместе, нет! Чередуя. И все это под обычные мои песни. А сверху еще авангарда подбавить типа Кайзера Лукаса. И сделать это мейнстримом. Потом, уже давно пишется целый цикл переработок кельтских мелодий с русскими текстами, связанными с потреблением алкоголя. Идет работа с электроникой. И так далее.
известия: Не бывает такого, чтобы от написанной песни потом вы испытывали если не неловкость, то хотя бы изумление: зачем, к чему я это сочинил?
БГ: Зачем и к чему - всегда ясно. Песня же сама себя объясняет. Это не шарада, там нет отгадки. Она - как удило. Но я все равно удивляюсь, восхищаюсь даже. В Индии в джипе шофер случайно поставил "Русский альбом", так я совершенно охренел. Я забыл, как он звучит, 15 лет его не слушал, а тут... Не понимаю, как я эти песни писал! Это какой-то гений писал, не я! Я не умею так слова составлять!
известия: Вы раньше любили говорить, что песни пишутся сами; иными словами, некие высшие силы используют вас как репродуктор. Но все-таки иногда кажется, что они время от времени кричат вам туда всякие глупости.
БГ: Наверное, я не очень точно формулировал. Как Цветаева говорила: в Бога я верую, но если Он начнет меня учить писать стихи, я скажу: отдохни. Пишу я их сам. Высшие силы могут дать импульс, еще могут - силу и здоровье, не более. Да, я догадываюсь, что мои песни со стороны могут выглядеть достаточно странно. И даже очень странно. Но я прекрасно понимаю, что имеется в виду в каждой из них. И судя по реакции некоторых людей, они тоже догадываются.
известия: Ну хорошо. Вот эти ваши очередные существа из новых песен - Сестра Хо, братья Забодай, Билли Боб Харлей... Они вообще кто? С какой целью вы их плодите?
БГ: Бессмертная Сестра Хо - это реальный исторический персонаж, автор китайского трактата по даосской алхимии. Я просто не мог устоять перед безумной красотой этого имени! Билли Боб Харлей - такая смесь Харлея Дэвидсона и Билли Боба Торнтона, он отлично попал к ней в пару. Братья Забодай сами пришли, в Коктебеле. Написал про них - и через полчаса разбился на квадроцикле. А приходят они, могу точно сказать, от веселья. Самые безумные вещи приходят в голову, когда тебе хорошо и друзьям вокруг радостно.