24.11.2024, воскресенье


В России вводится новый налог – на прослушивание музыки


"Новые Известия - Санкт-Петербург", 18.03.2005
Константин Баканов, Мария Селезнева
  
 
Отправляясь к друзьям на большую вечеринку, отныне нужно быть готовым к тому, что средь шумного бала придет «человек в штатском» и потребует заплатить... за музыку. Он вам скажет, что по закону вы обязаны отчислять деньги производителю музыки, которая воспроизводится публично. Не исключено, что после ухода первого человека к вам постучится второй и потребует заплатить еще раз. На сей раз авторам песен. К такому правилу в ближайшее время будут приучать всех россиян – от владельцев ресторанов и дискотек до водителей маршруток и продавцов в сельпо. Причем отвертеться от музыкального налога не удастся, видимо, никому – по сведениям «НИ», к разработке нормативной базы по борьбе с организациями, незаконно использующими фонограммы, уже подключилась Генеральная прокуратура. В конце концов за музыку в ресторанах, автобусах и бассейнах снова заплатим мы с вами.

Вслед за Российским авторским обществом (РАО), оскандалившимся своими планами брать деньги за музыку с водителей маршрутных такси (см. публикацию «Такси и блюз» в «НИ» от 26.10.2004), на арену «музыкальных поборов» вышла вторая организация – Российская фонографическая ассоциация (РФА). Для начала она решила взяться за питерских рестораторов. Если РАО собирает деньги для авторов музыкальных произведений, то РФА – для исполнителей и производителей фонограмм.

В Российскую фонографическую ассоциацию входят крупные российские и зарубежные компании звукозаписи, продюсерские центры и исполнители: Борис Гребенщиков, Татьяна Овсиенко, Universal Music, Sony Music, «Мелодия», «Никитин», «Райс ЛисС» и другие. Руководители этих лейблов занимают посты в правлении РФА. В общей сложности на их долю приходится 80% производимой в России музыкальной продукции. Именно этим компаниям в конечном счете и предназначаются деньги, сбором которой занялась РФА.

За основу своей работы по «осуществлению сбора вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», ассоциация взяла статьи 45 и 46 закона «Об авторском праве и смежных правах». Закон в РФА трактуют просто: владельцы магазинов, ресторанов, автобусов, офисов, пляжей, самолетов, если в них звучит музыка, обязаны делиться прибылью с ассоциацией.

Деньги РФА пытается взимать за воспроизведение даже тех музыкальных произведений, которые не принадлежат ее членам, и с тех, кто не получает от музыки прямого дохода. Коммерческим воспроизведением в числе прочего считается музыка на бесплатном детском зимнем катке или на территории ярмарок, во время общественных мероприятий с бесплатным входом, вроде Дня города. Согласно положению фонографической ассоциации о минимальных ставках, к некоммерческому исполнению можно отнести лишь музыкальное сопровождение на семейных домашних обедах. Если же на вечеринке присутствует «значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», да еще праздник устраивается на открытой площадке, то владелец этой площадки или помещения также должен заплатить.

Взносы за публичное воспроизведение назначены немаленькие. Так, владелец загородного дома, решивший пригласить на свадьбу дочери всех своих друзей и знакомых, должен заключить с РФА контракт и заплатить за использование фонограммы 5% от общей суммы затрат на проведение праздника, причем не менее 6 тысяч рублей. Несколько месяцев назад в Москве на переговорах с рестораторами и отельерами были озвучены следующие «тарифы». Разовая выплата – 1500 рублей, если число посадочных мест не превышает 30, от 31 до 45 мест – 2000 рублей, далее по 500 рублей за каждых 15 посетителей. А ресторанам в торговых центрах предложено платить не менее 10000 рублей. Распределяются эти средства очень занимательным образом: 50% получает исполнитель произведения, оставшиеся 50% по принципу 20 на 80 делят между собой РФА и производители фонограмм.

Все это называется защитой смежных прав. Злостных нарушителей этих прав РФА карает пока очень редко: радикальные меры со стороны невесть откуда взявшейся ассоциации вызвали бы сейчас сотни тысяч судебных исков. Пока тактическая цель РФА – разъяснительная работа. «Мы могли бы заставить платить гигантские штрафы за каждую песню, но предпочитаем действовать убеждением», – сказал «Новым Известиям» генеральный директор РФА Вадим Ботнарюк. Все свои силы некоммерческая организация сосредоточила пока на ресторанах и торговых комплексах. Вместе с Российской академией правосудия и Генеральной прокуратурой России разрабатывается нормативная база по борьбе с организациями, незаконно использующими фонограммы. Какие карательные меры в ней предусмотрены, пока не разглашается.

На вопрос о том, как реагирует владелец ресторана, когда к нему приходят и требуют денег, г-н Ботнарюк ответил честно: «Посылает матом». Однако винит в этом традиционное российское разгильдяйство, привычку ни за что не платить и тотальное несоблюдение закона «Об авторском праве и смежных правах».

Любое публичное использование любой песни г-н Ботнарюк называет воровством. Между тем руководство РФА признается, что ассоциация – структура негосударственная, и на вопрос, почему именно ей должны платить бизнесмены, причем по тарифам, определенным самой фирмой, отвечает заученно: дескать, Вася Пупкин, конечно, тоже может создать контору по сбору денег, но только ему придется убедить всех, что он не жулик. РФА убедила, а кроме нее этого пока никому сделать не удалось. Что касается государства, то, по словам гендиректора, оно уже много лет самоустраняется от этой функции.

Сейчас отчисления только из Питера в РФА составляют около 500 тысяч рублей в месяц. Всего по России, по данным на декабрь прошлого года, сборы составляли более 100 тысяч долларов в месяц. При этом, по словам Вадима Ботнарюка, в Голландии «музыкальных налогов» ежемесячно собирают на 300 млн. евро. А Голландия, как известно, намного меньше России. Несложно посчитать, что если РФА выйдет хотя бы на голландский уровень, каждый гражданин России будет платить по 2 евро в месяц. А если в России будут тотально соблюдаться европейские нормы, то платить придется по 25 евро ежемесячно.

Глава петербургского отделения РФА Эрик Вальдес Мартинес утверждает, что в Европе за фонограммы платят все: кафе, рестораны, торговые центры, и не понимает, почему у российских предпринимателей подобная инициатива не находит должного энтузиазма. Видно, не знает западный юрист, занимавшийся защитой интересов кинокомпаний «Коламбия пикчерз» и Уолта Диснея, что в России ничего не делается вполсилы. Если устанавливают налоговые ставки, то такие, что съедают 80% доходов. Если государство помогает малому и среднему бизнесу, то так, чтобы этот бизнес не мог существовать и развиваться. А если приходят брать деньги в пользу «бедных», то до самих «бедных» в лучшем случае доходят крохи. Неудивительно, что предприниматели воспринимают в штыки очередную структуру, предлагающую им делиться прибылью.

«Новый музыкальный порядок» в России может стать инструментом давления на любую организацию. «Раньше приходил пожарник и еще кто-нибудь из местных властей, заставляющий клеить праздничные плакаты и новогодние гирлянды на лобовое стекло продуктовой палатки, а теперь компанию им составит парочка «музыковедов в штатском» – от РАО и РФА, – сказал «НИ» на условиях анонимности владелец одного из столичных продуктовых магазинов. – Конечно, мы вынуждены будем поднять цены, если нас обложат новым налогом». Но если владельцы ресторанов и магазинов сетуют, что доход от музыкального сопровождения в общей доле их прибыли мизерный и платить зачастую отказываются, то организации, действительно зарабатывающие на музыке, воспринимают деятельно РФА совсем по-иному. Так, уже 10 радиостанций и 30 дискотек Петербурга заключили с ассоциацией коммерческие договоры.

Любопытна и система подсчета музыки, которая крутится в облагаемом «музыкальным налогом» заведении. Дело в том, что чем больше крутят, к примеру, альбом Дмитрия Маликова, тем больше должны быть отчисления производителю его пластинок. Разумеется, в ресторане не станут записывать, какие именно песни слушали их посетители за день. Поэтому было решено взять плей-листы радиостанций, вычислить среднее число эфиров того или иного исполнителя на российском радио и эту статистику взять за среднюю. Таким образом, если в ресторане крутят малоизвестную этническую музыку, джаз или классику, деньги, скорее всего, уйдут тем, кто напечатал диски Верки Сердючки и Наташи Королевой.

В конце беседы с генеральным директором РФА корреспондент «НИ» задал ему простой вопрос: «Когда к вам домой приходят гости и у вас играет музыка, вы платите в свою ассоциацию отчисления?» Г-н Ботнарюк признался, что не платит, сославшись на то, что его домашние гости не составляют «значительное число лиц». Шеф РФА пообещал, что до абсурда доводить ситуацию не будет. Но коммерсанты, к которым приходят его гонцы, сегодняшнюю ситуацию оценивают именно как абсурд. Так что на всякий случай не приглашайте г-на Ботнарюка к себе в гости.

Тарифы РФА за публичное исполнение музыкальных произведений

Дискотеки, клубы, спортивно-оздоровительные центры, выставки и другие общественные места с платным входом – 6% от дохода с продажи билетов, но не менее 6 тыс.руб.

Гостиницы, санатории, пансионаты, дома отдыха (за музыку в номерах) – 0,5% от ежемесячного дохода, поступающего от проживания в номерах, но не менее 6 тыс. руб. в месяц.

Средства пассажирского транспорта – 0,2% от ежемесячного дохода.

Спортивные соревнования (в т.ч. массовые катания на коньках и роликах), показы мод, конкурсы красоты – 2% от дохода каждого мероприятия, но не менее 5 тыс.руб.

Театры, кинотеатры, клубы, дома культуры (за музыку в фойе), выставки и ярмарки, парки, сады и другие общественные места с платным входом – 1,5% от дохода, поступившего от продажи билетов, но не менее 3000 рублей в месяц.

Парковые аттракционы, луна-парки, аквапарки с платным входом – 0,5% от дохода, полученного от основной деятельности, но не менее 6000 рублей в месяц.

Зрелищные мероприятия с бесплатным входом – 5% от общей суммы затрат на проведение мероприятия, но не менее 6 тыс. руб. за одно мероприятие.

Массовые мероприятия, организаторами которых выступают органы власти и/или местного самоуправления, – 0,4% от общей суммы затрат на проведение мероприятия, но не менее 3000 рублей за одно мероприятие.

Предприятия общественного питания, рестораны, клубы с бесплатным входом – 1% от ежемесячного дохода пользователя, но не менее 1000 рублей в месяц.

Предприятия торговли, бытового обслуживания, фойе кинотеатров, домов культуры и гостиниц, в парках, садах и иных общественных местах с бесплатным входом – 0,2% от дохода пользователя, полученного от основной деятельности, но не менее 6000 рублей в месяц. 

Рестораторы Санкт-Петербурга о планах РФА

Денис ФИРСОВ, PR-менеджер ресторана «Достоевский»:
– Если бы ко мне обратились с предложением платить за музыкальное сопровождение в зале, то я бы подал в суд. Я не хочу спорить с тем, что у авторов и исполнителей есть права на их песни, но у меня нет никакой уверенности в том, что эти права есть у какой-то ассоциации и она передаст деньги музыкантам. Это не Америка. Это Россия, и вопрос с авторскими правами здесь не проработан должным образом. А что касается желания РФА брать музыкальный налог с предприятий питания, то просто рестораны – это самый быстрый и легкий способ для ассоциации заработать денег. РФА – это коммерческая ассоциация, и вряд ли она станет ввязываться в судебный процесс. Не получив деньги в одном месте, просто обратится в другой ресторан. Вообще, вопрос об оплате за авторские права должен решаться не на уровне РФА, а на законодательном уровне, тогда мы бы стали платить за использование музыки. А так я всегда могу сказать, что просто мой бармен громко слушает музыку.

Павел СЛУЦКИЙ, директор по рекламе ресторана «Карл и Фридрих»:
– В нашей стране существует большая проблема по защите авторских прав. Это стало одной из причин при выборе нами музыкального сопровождения для нашего ресторана. Мы нашли музыку, на которую ни у кого нет авторских прав – народную немецкую. Купили диски и крутим их. А платить за наших исполнителей мы бы не стали. Обратились бы в суд, который может длиться бесконечно долго, и бились бы до победного конца. У нас уже есть опыт в таких делах. У нас уже три года идет судебное разбирательство как раз за использование музыкального фрагмента, и, судя по всему, продлится оно еще очень долго. Сложно доказать плагиат.

Ирина РАТАЕВА, юрист ресторана «Англетер»:
– Мы платим Обществу охраны авторских прав за использование записей наших и зарубежных музыкантов уже много лет. Я считаю, что если есть закон, то его надо исполнять. Если предусмотрена законом оплата труда музыкантов, то этот труд надо оплачивать. Это нормальная практика. Исполнители имеют право получать деньги за свое творчество.


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 6636 от 24.03.2005 00:17 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты