24.04.2024, среда


Владимир Туз: "Это конец FM-вещанию"


"Белорусская газета", 27.01.2005

Один из самых популярных российских DJ’ев Владимир Туз откровенно расстроился, узнав о последних событиях в белорусском радиовещании и непосредственно на минском «Радио Рокс», где работал в середине 90-х. Корреспонденту «Белорусской газеты» Туз спрогнозировал будущее белорусских FM-станций.

- Замминистра информации РБ Сергей Булацкий, объясняя «политику культурного протекционизма на радио», сказал, что белорусский опыт не является неким уникальным явлением: есть «мировой опыт, который показывает, что все испытывают трудности на этом пути». Известны ли вам примеры результативности подобных экспериментов?
- Протекционистская политика на радио действительно практикуется, скажем в Боливии, Колумбии, Бразилии. Но, боюсь, белорусской музыки просто не хватит, чтобы закрыть 75% эфира, даже если собрать самые лучшие группы. Это отдаляет белорусскую аудиторию от русской и мировой музыкальной культуры. Рок не знает границ, у него нет национальной окраски. «Битлз» принадлежат всему человечеству и даже, может быть, в большей степени русским, чем ливерпульцам. Ни к чему хорошему 75% не приведут: белорусская музыка станет музыкой внутриреспубликанского употребления. Будет появляться все меньше исполнителей, способных перешагнуть пределы своей страны.
То, что людям навязывают, не имеет права на жизнь. Искусство не терпит насилия. Такая маленькая страна, как Латвия, где треть и даже больше российского населения, прилагает массу усилий, чтобы сохранить свою культуру. Беларусь в этом не нуждается! Белорусская культура настолько мощна сама по себе, настолько красочна, живописна и созвучна душе человеческой, что она все скажет сама за себя.
Когда я работал на «Радио Рокс», то ставил белорусскую музыку не потому, что работал в Беларуси, - просто она мне нравилась Эта музыка звучала два-три раза в час, не реже. То, что сегодня происходит в белорусском радиовещании, я расцениваю как цензуру. Цензура никогда не оживляла национальное искусство, которое должно само прокладывать себе дорогу.
Прошлым летом мне пришлось побывать на российском фестивале, куда съехались исполнители со всех регионов СНГ - это было богатое и пышное зрелище. Первую премию взяла белорусская певица, по-моему, из Гомеля. Жюри, в основном российское, отдало предпочтение именно ей: то, что делала белорусская певица, было выше всяческих похвал. Эта девочка, невероятно талантливая, могла бы стать знаменитой. Но если насильственно в эфире крутятся пять-шесть групп, люди просто прекращают слушать радио. Вернутся времена, когда через «глушилки» слушали «Голос Америки», «Радио Свобода» и т.д. Потребитель сам должен решать, какой товар ему нужен. Если он не получает этого товара, то найдет способ его получить в обход существующих условий. Белорусские радиостанции просто потеряют слушателей и рекламу. Сам бизнес независимого, коммерческого FM-вещания в этих условиях может «загнуться».
Потом уже поздно будет сожалеть... Вообще это очень похоже на стиль правления в Беларуси: принять резкое решение без публичного обсуждения, потому что кому-то показалось, что от этого станет лучше. Но я уверен, что лучше не станет.

- Но на белорусском радио «засилье» российской поп-музыки. И жестко ограничить ее присутствие - это, по мнению чиновников Мининформации, «единственная возможность для отечественных музыкантов занять лидирующие позиции в своей стране».
- В России есть канал «Культура» - низкозрительный, с весьма невысоким рейтингом. Канал для интеллигенции, для людей, которые хотели бы в любое время дня и ночи смотреть фильмы Антониони, Тарковского, лучшие постановки московских театров. Он имеет право на некоммерческую жизнь только потому, что спонсируется государством. Госбюджет - это гарантия его сохранения. Это дело государства! В латиноамериканских странах некоторые радиостанции, согласно контракту, не имеют права передавать иную музыку, кроме латиноамериканской, поскольку там слишком много североамериканской музыки. Но об этом заботится государство, оно выбирает себе некий анклав в прессе, на радио, телевидении и говорит: об этом мы заботимся, на это направляем наш бюджет, это площадка, которая не даст загнуться национальной культуре.
Все остальные вольны жить, как хотят. Не дело государства навязывать формат вещания независимым радиостанциям, которые выживают, продавая тот продукт, который принимает слушатель. Как говорил Мао Цзэ-дун, есть поле, на этом поле растут разные цветы. Пусть некоторые цветы поливает государство, чтобы они росли пышнее, чем остальные. Но остальные пусть растут сами по себе. Люди вложили в радио деньги, рискнули, завоевали часть рынка, и вдруг им сверху навязывается музыкальная цензура. Навязывание государством какого-то формата всем станциям - это конец FM-вещания.

СПРАВКА «Белорусской газеты». Владимир Туз родился в Подмосковье в 1955г. Окончил Московский иняз им. Тореза. Работал гидом-переводчиком в латиноамериканской редакции «Радио Москва», был в первом составе DJ’ев московской радиостанции «Радио Рокс».

 

Под одну балалайку

Алексей Демьянов

С 16 января у одной из старейших белорусских FM-радиостанций радикально изменился формат. На смену классике мировой рок-музыки в эфире «Радио Рокс» зазвучали голоса на родном языке. «Белорусский формат» равняет всех под одну балалайку.

По словам продюсера «Рокса» Дмитрия Овсяникова, «с 1 января мы должны выполнять новую норму, а 25% музыки на английском языке как-то странно смотрятся в окружении 75% белорусских песен. Поэтому мы приняли решение изменить формат, хотя во многом это решение вынужденное». Что касается определения нового звучания старой волны, то Овсяников затруднился определить название нового формата: «достаточно трудно говорить о формате при 75% белорусской музыки». Сейчас в эфире «Рокса» звучат ретро, шансон, русский рок, качественная русская поп-музыка. Новый «Рокс» не идет по стопам «Русского радио». По мнению программного директора «Русского радио» в Беларуси Антона Славина, «мы не пересекаемся с ними ни по аудитории, ни по песням». Сегодня станция обзаводится новой упаковкой эфира, объясняя слушателям, что с ней произошло.

Парадоксы радиопротекционизма почувствовали не только станции, но и исполнители. 21 января состоялась презентация CD «Песня года Беларуси-2004». Участников проекта отбирало ОНТ по итогам хит-парадов белорусских FM-станций. Удивительно, но «Черный бумер» - песня года, победившая по итогам телефонного голосования телезрителей, не вошла в презентуемый компакт-диск. Зато есть песня, набравшая наименьшее количество зрительских голосов (в 82 раза меньше, чем «Бумер»), - «Радио Луна». Как объяснил генпродюсер ОНТ Егор Хрусталев, «диск готовился еще до выхода передачи в эфир. Мы предложили исполнителям принести записи своих песен для диска. Успели не все».

Введение обязательных 75% наверняка повлияет на результат «Песни года-2005». Но гендиректор ОНТ Юрий Козиятко настроен оптимистично: «Чем больше будет ротаций белорусских песен в эфире, тем лучше». Среди исполнителей такого оптимизма не замечено: за три недели нового года станции еще не получили ни одной свежей песни от белорусских исполнителей, не считая творений самородков из районных ДК.

Увеличение белорусской музыки в эфире - сказочный подарок российским звукозаписывающим компаниям. В связи с ростом продаж они увеличат свои доходы, белорусские же исполнители, получающие процент от прибыли станций, заработают куда меньше из-за падения интереса слушателей и оттока рекламодателей.

СПРАВКА «Белорусской газеты». Радио «Рокс» стало первой станций в FM-диапазоне в Беларуси. Московский «Рокс» начал ретрансляцию в Минске в 1992г. В середине 90-х он прекратил свое существование. 30 апреля 1997г. на смену ретрансляции пришло собственное вещание белорусского «Радио Рокс» FM102,1. «Рокс» всегда оставался станцией, которая крутит рок-музыку. Существенные коррективы были внесены в плей-лист станции после введения обязательных 50% белорусской музыки. Введение 75% привело к изменению формата.


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 15458 от 28.01.2005 13:27 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты