18.04.2024, четверг


Александр Абрахимов: "Радио необходима школа!"


Ольга Кербабаева

16 ноября в рамках первого регионального этапа Фестиваля информационных программ «ВМЕСТЕ - РАДИО» директор службы информации «Радио Диско» Александр Абрахимов провел в Хабаровске мастер-класс для руководителей и журналистов радиостанций Дальневосточного округа. На семинаре обсуждались две темы – «Новости в современном эфире музыкальной радиостанции» и «Амплуа ведущего информационных программ».
Александр Абрахимов является членом экспертного совета Фестиваля уже третий год. О том, какая ситуация складывается в регионах с информационным вещанием, и о том, как, по его мнению, эту ситуацию можно исправить, Александр рассказал OnAir.ru.

OnAir.ru: Александр, Вы участвуете в Фестивале «ВМЕСТЕ – РАДИО» уже третий раз. Произошли ли в этом году какие-то изменения в организации региональных этапов?
Александр Абрахимов:
Да, и мне кажется, что с точки зрения организации Фестиваль развивается очень успешно.
Семинары стали проходить по секциям. Я отдельно работаю с журналистами, потом отдельно – с программерами, дирекцией станции. Часто обсуждаем вопросы взаимодействия информационной службы и рекламы.
Важно, что мы перестали раздавать всем сестрам по серьгам. И участники это поняли.
Что мне особенно понравилось в этот раз – мы ушли от обезличенности и называли каждого, кто представлял тот или иной радиопродукт, по имени и фамилии. Наконец-то вышли на авансцену конкретные люди, и они, поверьте, были нам очень благодарны.

OnAir.ru: Вам приходится отслушивать сотни информационных выпусков региональных станций. Какое общее впечатление они оставляют?
Александр Абрахимов:
Общее впечатление – стагнации. По всем трем критериям, по которым оцениваются программы: и форма, и содержание, и исполнение. Радио стало болотом, а мы никак мы не можем найти те фильтры, которые бы очистили воду, – покрылась бурой тиной.
Причем, недостатки у всех одни и те же.
Беда с подбором информации. Они рассказывают не то, о чем хотел бы узнать слушатель. Местной информации почему-то предпочитают официоз. В них словно вбита одна стандартная схема: российские новости – международные – региональные – культурные – досуг. Например, «FM-Хабаровск» - ни одной городской новости в выпуске. Единственная местная информация, которую можно услышать, – это прогноз погоды, и то как некое одолжение.
Беда с энергетикой. В эфир надо врываться, а они заходят с интонацией: «А можно к вам?». Другое должно быть ощущение от ведущего: я пришел, чтобы вам рассказать. Нет, не с трибуны, – я стою с вами на одном уровне, но я знаю больше, чем вы все, поэтому занимаю эту позицию. 
Беда с программированием. Нет гармонии между музыкальным программированием и информационным. На фоне поющей Кати Лель вдруг появляется официальная сводка, и о чем-то там заявляет президент Путин. Ну, как он после Кати Лель может восприниматься?
Беда с голосами. Продолжается мода на глупые голоса, фальшь и неестественность. А люди уже ушли от этого. Даже государственный телеканал «Россия» себе этого не позволяет. Телевидение стало человечнее, чем радио. А мы, оставаясь интимным СМИ, продолжаем «левитанить» и басить, и думать: ох, какую ценную информацию мы передаем…
Создается впечатление, что все, кто выходит сегодня с информацией в эфир, заведомо поражены какой-то неистребимой инфекцией Гостелерадио.

OnAir.ru: И ситуация характерна для всех трех округов, в которых Вы побывали за три года?
Александр Абрахимов:
Да. Единственное исключение – Владивосток. Он стал победителем практически во всех номинациях.
Очень интересно работает радиостанция «Лемма». Это действительно прорыв. Люди заговорили на другом –  живом, нормальном – языке. И смогли «поймать» свою аудиторию, их и слушают. Причем, главную роль здесь играет не столько музыкальный формат, сколько интонация. Слушатели нашли в станции собеседника.

OnAir.ru: Виден ли какой-то прогресс за три года, что проводится Фестиваль? 
Александр Абрахимов:
В целом пока - нет.
Кстати, радио «Лемма» и три года назад было самым популярным. Возникает вопрос. Ребята, у вас же перед глазами успешный прямой конкурент, почему вы не хотите ничего менять? Ответ: «Мы придерживаемся классических канонов». Потом выдохнули и сказали честно: «А нам Москва диктует: делайте, как мы».
А в Москве-то ситуация не многим лучше. Низкий профессионализм – проблема всей нашей радиоотрасли.
Ведь с чего, например, начался конец Радио MAXIMUM? С прихода непрофессионалов. Раньше MAXIMUM считалось одним из самых устойчивых брендов, потому что запустили его очень умные люди: Александр Юриков, Артур Селищев. Это наши учителя, они нас придумали, указали вектор и дали возможность развиваться. Вспомните, каких людей они нашли для MAXIMUM: Юля Бордовских, Леша Пивоваров, Глеб Овсянников, - все они стали успешными.
А потом пришел Козырев и объявил себя гуру. Но он не открыл ни одной звезды. Митрофанова - это самооткрытие.

OnAir.ru: А Максимова?
Александр Абрахимов:
Ольга до прихода на MAXIMUM уже работала на радио. И ее успех вообще закономерен, потому что она – очень интересный, самобытный, если можно так выразиться, человек.
Так вот, на момент моего ухода на станции не оставалось уже ни одного человека, имеющего образование журналиста. Даже программный директор не понимал разницы между специальной, музыкальной и информационной программой, пытаясь выдать за новостные выпуски программу о шоу-бизнесе.
Итог: красивейший радио-корабль потопили глупые капитаны.  
И этот пример не единственный. Приход в радио непрофессионалов – явление повсеместное. Я не говорю о генеральных директорах - они управленцы, они могут быть кем угодно. Я говорю о творческих единицах. Программные директора, кто они по профессии? Строители, инженеры, водопроводчики, военные, милиционеры, ладно бы врачи – медбратья…
Вы знаете, чем они занимались в последнее время? Перечитывали одни и те же любезно переведенные американские книжки о радиобизнесе: как делать утреннее шоу, как делать вечернюю программу и т.д. А начитавшись, сказали себе: да, теперь я самый главный программный директор. И налепили такого, что уши просто не выдерживают этого звукового оформления.

OnAir.ru: А может ли, например, новостная служба каким-то образом формировать себя сама, без вмешательства программного директора?
Александр Абрахимов:
Да. «Студия 15» формировала себя без программного директора. Единственная проблема, которая всегда возникала, - это длительность выпуска новостей. У всех программных директоров сформировалось четкое убеждение, что четыре минуты новостей - это слишком много. Ведь в американских книжках написано, что норма - 2,5-3 минуты. Но они забывают, что тот объем информации, что проговаривается за 3 минуты английской речи, никак не проговорить за то же время на русском языке. Такова его специфика. Надо же это учитывать, быть еще немножко и лингвистом-филологом.
Да что там филологом, хотя бы владеть русским языком. Просто ужасно, когда человек, занимающий пост программного директора, отвечающий вообще за звучание компании, не может грамотно связать двух слов. А ведь это очень распространенная ситуация, и разного рода фестивали и премии это подтверждают.
Сейчас вообще такой момент, когда хочется прямо кричать: ребята, школа нужна, иначе можем все потерять. Будет продолжатся призыв непрофессионалов в профессию – и все.

ОnAir.ru: А кто учить-то будет?
Александр Абрахимов:
Мы. Придется сокращать собственное эфирное время и как-то передавать. Потому что молодежью вообще никто не занимается.

OnAir.ru: Ну, можно сказать, что, участвуя в семинарах «ВМЕСТЕ – РАДИО», Вы уже вносите свою лепту. А с какими еще проблемами, помимо непрофессионализма некоторых сотрудников, Вы сталкиваетесь на региональных станциях?
Александр Абрахимов:
Основная проблема - непонимание значения радио в провинции. Такое ощущение, что радио у них живет вообще отдельной от человека жизнью.
Я придерживаюсь другого принципа. Радио для меня как слушателя – это часть жизни. Информация, которую станция дает своей аудитории, должна быть ориентирована именно на ее интересы и потребности. Лучшая новость – та, которую вечером, придя домой, хочется пересказать своим домашними или друзьям. И мне дико слышать, когда многоуважаемая мной служба информации одной из радиостанций начинает выпуск новостей с Тбилиси: «В адрес Тбилиси опять звучат какие-то угрозы со стороны Москвы». Не думаю, что кто-то вечером придет домой и начнет с этого разговор за ужином. Это не новость, это официоз. Чтобы узнать об этом, достаточно раз в день включить телевизор или купить утром газету.

OnAir.ru: То есть, если упростить, главное для службы информации – понять, кто твой слушатель, и подстроиться под его интересы?
Александр Абрахимов:
Нет, служба информации должна свою аудиторию формировать, объединять вокруг станции. У меня глубокое убеждение, что радио - это больше, чем набор звуков. Это некий организатор эфирного пространства, и он организует это пространство для определенных людей – приятных и близких друг другу. Понятно, что есть станции, которые должны обслуживать тех, кто пивом в палатке торгует, и тех, кто не ленится шевелить собственными мозгами. Разные задачи. Но станция должна своих слушателей к себе притягивать. Говорить: «Давай, вот наша компания. Тебе нравится, как мы говорим, о чем мы говорим, какую музыку мы слушаем? Присоединяйся. Здесь успешные, нормальные люди с адекватным тебе кругом интересов и шкалой ценностей».
А сейчас большинство информационщиков предпочитает просто сливать информацию с двух-трех новостных лент, все информационные выпуски получаются на одно лицо, и не происходит необходимой коммуникации со слушателем.

OnAir.ru: На Фестивале Вы традиционно проводите семинар по организации новостной службы радиостанции. Какой Вы видите хорошую службу информации?
Александр Абрахимов:
Ну, здесь все, конечно, зависит от того, как станция зарабатывает.
На станции, которая обслуживает мегаполис, нормальная служба информации должна иметь как минимум четыре хороших голоса (два женских, два мужских), четырех корреспондентов (двое из них должны владеть в совершенстве разными иностранными языками) и свою машину. Все корреспонденты должны иметь водительские права, чтобы этой машиной пользоваться. Должна быть очень хорошая, не громоздкая техника для репортажей.
Журналист как представитель всей компании должен быть всегда весел, опрятен и хорошо пахнуть. Он может, конечно, витать в другом мире, исключительно информационном, но нельзя забывать, что новости-то мы ищем здесь, в реальном общении.
И конечно, сотрудники должны быть независимыми в суждениях. Каждый материал, каждый репортаж – это личность.
То же самое важно и для небольших городов, только поделите все на три.

OnAir.ru: А где  можно искать людей для новостной службы?
Александр Абрахимов:
Искать можно в самых неожиданных местах. Среди актеров, способных людей других профессий. На факультете журналистики…

OnAir.ru: Неожиданное место…
Александр Абрахимов:
Да, это неожиданное место. Потому что сегодня очень мало ребят с факультета приходит на FM-станции. Они просто слышат тот уровень, который им предлагается, и не идут.

OnAir.ru: Каковы Ваши критерии отбора претендентов? Что они должны уметь, чему их нужно учить?
Александр Абрахимов:
По своему опыту я знаю, что научить человека этому очень тяжело. Это должен быть настоящий фанат информации. Талантливый человек. С хорошим языком,  неожиданным взглядом на жизнь.
Но найти качественных новостников очень сложно. Приток талантливых людей в радио до сих пор невелик (в сознании многих эта отрасль остается закрытой), а «производством» информационных звезд опять же никто не занимается.
И как следствие: на московских станциях на ухо давит провинциальный акцент. Послушайте ведущих и новостников - они все с «говорком». При том, что человек, выходящий в эфир с новостями Москвы, должен знать город как свои пять пальцев. Он должен быть москвичом.

OnAir.ru: Получается, что, как только в регионах появляется интересный человек, его приглашают в Москву. Регионы при этом остаются без ярких личностей, а в Москве процветает провинциальное радиовещание. Как же можно выйти из этого порочного круга?
Александр Абрахимов:
Не знаю. Разве что платить в регионах местным «звездам» московские зарплаты.
Но это невозможно, потому что у региональных радиобизнесменов сложилась общая позиция: «Нам на радио «звезды» не нужны. Получают свои 5000 рублей - пусть будут рады…»
Я встречался в Хабаровске с генеральными продюсерами, директорами, пытался объяснить, что это тупиковый путь. Кажется, они и сами уже это понимают, потому что с кадрами у всех ситуация кризисная. Радио уже стало не модным как средство зарабатывания на жизнь. Молодежь и все более-менее талантливые люди избегают радио, сразу пытаясь устроиться на телевидение, потому что зарплаты в радио-  и телекомпаниях несопоставимы.
А еще удивляемся, почему радио остается не самым эффективным рекламным носителем? Поэтому. Потому что публика и рекламодатель хочет быть с победителем, а не с проигравшим. А радио пока – проигравший среди других СМИ. Если мы говорим об этом по-честному. А себе врать – себе дороже.

02.12.2004 г.


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 18011 от 02.12.2004 00:57 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2023 гг. © OnAir.ru - Наши контакты