04.12.2024, среда


Геннадий Тряхалов (Иваново): история успеха владельца медиа-холдинга


"Частник.ру", 26.10.2004
Анна Кулик

«Как же много человеку надо, когда у него много есть.
Я т-те выключу! Реклама на «Русском радио».

«Медиа» бывают разные: печатные и непечатные (электронные то есть), информационные и развлекательные. А еще бывают ожиданно убыточные, неожиданно убыточные и прибыльные. Последних и в России и, тем более, в Иванове зна-а-ачительно меньше, чем первых двух (так или иначе убыточных). Конечно же, потому что это не теневая швейка и не ларечная коммерция – не тот бизнес, который приносит быстрые деньги. Тут мало быть бизнесменом-технологом – только с добавлением артистизма, трезвого авантюризма, философского стоицизма из обычного предпринимателя может получиться медиа-магнат, пусть даже и местного масштаба.
Итак, знакомимся. Геннадий Тряхалов – владелец медиа-холдинга: «Русское Радио», «Авторадио», газеты «Автотранзит». 41 год. Отец-водитель, мать- ткачиха. Женат, имеет двоих детей. Закончил 65-ю школу в Иванове. Служил в Афгане. После госпиталя вернулся домой, поступил на физфак ИвГУ. («У меня склонность к точным наукам. Тем более еще в школьные годы участвовал в разных математических олимпиадах – получалось, нравилось».) Уже в студенческие годы начал сотрудничество с конструкторским бюро ИСПО: Владимир Павлович Кабаидзе отобрал группу из семи студентов для разработки первых лазерных станков. Естественно, после окончания ИвГУ ушел к Кабаидзе. Пока работал в КБ ИСПО, получил второе высшее образование – в Москве, в «станкине». С удовольствием вспоминает, что в их отделе именно у него первого появился первый компьютер образца 1988-89 года. («Как меня уговаривали «не терять» время на его изучение: да брось ты, за кульманом быстрее».) А в 1990 году с ИСПО ушел – сначала в СП «ASI», потом в «Микротех» инженером, а затем (перестройка же началась!) – в другую частную фирму главным бухгалтером.

- А как вы поучаствовали в приватизации?
- Свой ваучер продал, купил бутылку красного вина и выпил за здравие и процветание тех, кто его ваучер в конечном итоге купит («Если бы мне дали возможность вложить его в «Газпром» - конечно, вложил бы. Но нам ведь не предложили «Газпром». Поэтому оставалось два варианта: продать или… все равно продать».) Кстати, если говорить о приватизации или прихватизации – отношусь к этому философски. Да, кому-то в начале перестройки крупно повезло: я был наблюдателем, как господа-руководители растаскивали заработанное трудовыми коллективами имущество по своим карманам. Но протекционизм в России был и будет. Они делали это ради детей – как могли, как им предлагали обстоятельства. Я ведь тоже сейчас работаю ради своих детей – лишь бы они наработанное мной не разбазарили. Но не биться же мне головой об стену, что чьи-то родители что-то прихватили, а я начинал с нуля?

- Итак, будущий медиа-магнат…
- Магнат, говорите? Ну-ну, продолжайте…

- Итак, будущий медиа-магнат становится главным бухгалтером…
- Шили «постельку», рубашки, короче, делали деньги на ширпотребе. Сам я коммерцией не занимался, но работал главным бухгалтером - этот опыт потом помог мне в создании собственного бизнеса. По сути, я до сих пор бухгалтер. Но ивановский текстиль то в гору, то загибается – короче, в какой-то момент мы из этого бизнеса «вывалились». Наверное, я мог бы стать директором ларька. Но у меня другие претензии в жизни. И в долгих мучениях у троих экс-коммерсантов родилась мысль – открыть бизнес на радио. Благо, тогда, в 1993 году это не стоило баснословных денег: заплатил 1200 рублей за частоту – и вещай себе на здоровье. Опять же, вспомните, тогда был рекламный бум всяких хопров, ммм и прочих пирамид: если пирамиды так разбрасываются деньгами – почему бы не взять (коммерческий расчет). Физическое образование захотелось куда-то приложить – почему бы не в радиоволны. Ну и опыт – мы в бизнесе уже что-то понимали.
В 1993 году мы с компаньонами организовали FM-радио станцию «Ностальжи». Это была одна из первых станций в городе. Начинали работать с нуля, в первые месяцы работы вошли в минус. То есть это был ожидаемый минус – для меня ожидаемый: ну, глупо было надеяться, что радио станет прибыльным с первых же дней – в него надо было вкладывать и вкладывать.

- А из каких денег вы вкладывали?
- Пылесосами параллельно торговали, бензинчиком, нефтепродуктами.
Вложения-то, в общем, в отличие от сегодняшних дней, были не сумасшедшими – тут не столько средства требовались, сколько терпение. Я оказался самым упертым в нашей команде. Я остался, другие отодвинулись.
Итак. 1993 год – радио «Ностальжи». 1997 год – «Русское радио». Приблизительно тогда же умерло «Ностальжи», но в эфире появилось радио «5 этаж» («Куда-то надо было девать накопленный творческий потенциал».) 2002 год – «Русское радио-2» (некоммерческий проект). 2003 год – на смену «5 радио» пришло «Авторадио». В том же году начала выходить газета «АвтоТранзит». Рейтинг «Русского радио» в Иванове – непременно в тройке лидеров вместе с «Европой Плюс» и «Радио 104,2».Соответственно, и доходность.

- Когда вы поняли, что дело пошло, что бизнес стал приносить доходы?
- Я до сих пор этого не понял. Денег не хватает всегда. Это нормальное состояние. Идей больше, чем денег. Бизнес - вещь непредсказуемая. Сегодня ты в плюсе, завтра уйдешь в минус. Главная задача - бизнесмена этот процесс контролировать, постоянно соизмеряя свои желания с возможностями.
Проблемы в принципе всегда одинаковые, только масштаб разный. Десять лет назад я думал как снять 10 квадратных метров для станции, сейчас я думаю как снять 400 квадратных метров под офис холдинга. Хотя должен сказать, что в московском офисе ивановское «Русское радио» на очень хорошем счету – мы доказали, что на УКВ можно делать деньги.

- Вы считаете себя баловнем судьбы или всего приходилось добиваться своим трудом?
- Нет, фортуна меня не баловала. Только труд. Кропотливый труд. Надо анализировать, думать, рассчитывать что делать, когда делать и как делать. Спишь и все равно что-то обдумываешь. Манна с неба никогда не сыпалась. Удача сама по себе никогда не приходит. Для того чтобы что-то получить, надо работать. Если и были удачи – в чистом виде, то лишь на ошибках конкурентов.

- Но, наверное, доставалось и от конкурентов тоже? Наверняка в вашей практике случались неудачи, проколы, что-то не получалось. Как вы вели себя в подобных ситуациях?
- Мы живем в обществе, а не в закрытой колбе. И, конечно, бывает все. Неудачи - это нормальное явление. Они даже полезны для бизнеса. Это накопление опыта. Если конкурент проявляет акульи повадки – ну что, это тонизирует, заставляет оставаться в форме. Уместно вспомнить, как в начале 90-х город буквально захлестнула волна «ларечников». Ларьки ставили на каждом углу, конкуренция была страшная. Прошло время, и две трети таких торговых точек закрылись. Остались лишь самые сильные, предприимчивые, которые не ждали у моря погоды коммерсанты – естественный отбор. Нам всем хуже от этого стало? Нет. У кого-то хватает сил, у кого-то нет.
Есть одно «но». Можно и, наверное, нужно стремиться к монополизму (только не подумайте, что я на это претендую!), но не дай Бог, остаться одному на этом рынке и загнуться от тоски. Я, к сожалению, чем дальше, тем больше замечаю, что и медиа-бизнес превращается просто в бизнес: машина крутится, все технологично, структурировано – но для меня креативность уходит на второй план после управления. Наверное, это не только у нас, наверное, это закономерно. Возможно, и газета у нас появилась потому, что надо было разнообразить бизнес не ради самого бизнеса, а ради и нас в том числе.
А формула успешного предпринимательства - интуиция и опыт в равных долях. И проблем хватает. Причины разные. Ну, например, сейчас нас областной комитет по управлению госимуществом выселяет буквально на улицу (холдинг арендует у областных властей офисы). Да, я могу понять - они хозяева. Что хотят, то и воротят. Но в инфраструктуру вложены деньги, и нам не выгодно их терять. Это, пожалуй, первое наше, мягко говоря, недопонимание с властями – до сих пор мы друг другу жить не мешали.

- Были ли такие моменты, когда руки просто опускались? Казалось, что очередная неудача вас сломит...
- Таких моментов не было. Их и не надо допускать. Каждый негатив надо превращать в позитив, встать с другой стороны проблемы и подумать, как это можно использовать во благо. Можно, конечно, мечтать и рисовать замки на песке, а потом жаловаться, что тебе их не дали построить. Но чего таким способом добьешься в жизни? Это не значит, что можно останавливаться на достигнутом. Но стремление к лучшему должно быть поступательным, шаг за шагом к успеху. Главное - фундамент такой лестницы. Поднимаясь выше, стоит время от времени оглядываться назад и задавать себе вопрос: «А не рухнет ли это все?».

- А поднимаясь по социальной лестнице, вы часто оглядываетесь назад – посмотреть на тех, кто не смог или не захотел подниматься выше? Что Вы о них думаете?
- Я философски отношусь к тем, кто собирает бутылки на улице - каждому свое: цена любого места в обществе - та ответственность, которую ты несешь в этой жизни. Видимо, того же бомжа его жизнь устраивает. И может быть, он прав больше, чем я, который надумывает себе проблемы: помыть машину, отремонтировать офис, заменить компьютер. А у него стоит на каждый день одна-две задачи – он с ними справляется. Если он сядет за руль троллейбуса – его статус, в нашем традиционном представлении, повысится, но за это ему придется взять на себя ответственность за пассажиров, за технику.

- Никогда не хотелось сменить вид, заняться чем-нибудь другим?
- Я больше ничего не умею. Хотел бы лепить пельмени, но я не умею. Иногда вдали от суеты, думаешь, не плохо было бы колбасу выпускать или котлеты. Хочется делать что-то реальное, что можно потрогать. Сейчас продукт нашей фирмы виртуален, радиоволны нельзя пощупать. Но приходишь на работу, тебе звонят люди, что-то просят, о чем-то спрашивают, и думаешь - «Ну надо же! Ты еще кому-то нужен». И все мечты уходят на второй план.
Уйти из медиа-бизнеса никогда не хотелось. Возникает усталость, но не более того. Я приведу по этому поводу такой пример. Ткачиха, стоя за станком, день изо дня совершает монотонные, отточенные движения. Она профессионал в своем деле. Так же и мы совершаем каждый день отточенные движения. Но иногда хочется заняться чем-то новым. Я нахожусь в постоянном поиске.

- Геннадий Викторович, вернемся к вашему холдингу. Не секрет, что одна из состаавляющих успешного бизнеса – слаженный профессиональный рабочий коллектив. Как вы решаете внутренние проблемы?
- Бизнес- это командная игра. И главная задача руководителя фирмы - не допустить революционной ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят». Надо поддерживать баланс между твоими желаниями и возможностями и желаниями и возможностями работника. Важно уметь выслушать человека и популярно объяснить ему, что ты от него хочешь.

- Проблема текучки кадров никогда не возникало? Если да, то как вы с ней справляетесь?
- Текучка кадров есть всегда, но не лавинообразная. С одной стороны, незаменимых кадров нет. Однако за профессионалов надо держаться – не только потому, что на оттачивание квалификации работника тратится немало времени и денег, но и потому что найти по-настоящему способного работника (пусть неопытного, но перспективного) сложно.

- Вы считаете себя состоявшимся бизнесменом?
- Об этом судить не мне. Могу лишь сказать, что я пытаюсь состояться и никогда не останавливаюсь на достигнутом. Проблем не боюсь. И возвращаясь к Вашему вопросу о роли фортуны в моей жизни, наверное, признаюсь: мне везет всю жизнь – просто я умею радоваться маленьким удачам, к проблемам отношусь не как к тупику, а как к стимулятору, и все время мне чего-то хочется…


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 7024 от 29.10.2004 03:09 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты