"Немецкая волна", 03.10.2004
Татьяна Петренко
Музыка в Германии – тема политическая. По крайней мере, когда дело касается музыки отечественной. На этой неделе ее судьбой озадачились депутаты бундестага.
Темой последнего заседания комиссии бундестага по культуре и СМИ стало предложение ввести официальные минимальные квоты для радиостанций на проигрывание немецкой музыки.
С просьбой об этом к депутатам обратились более 500 немецких музыкантов и деятелей культуры, подписавших соответствующую петицию. В петиции говорится, что американские и другие международные поп-группы полностью "захватили" немецкий радиоэфир. Это лишает будущего немецких музыкантов, прежде всего малоизвестных. В эфир – с большим трудом – пробиваются только звезды, прославившиеся еще в 70-х и 80-х годах, такие как Герберт Грёнемейер (Herbert Grönemeyer).
Авторы петиции ссылаются на опыт Франции, где восемь лет назад радиостанции обязали включать в эфир не менее 40 процентов отечественной музыки. Несоблюдение квоты грозит лишением лицензии. Немецкие сторонники квот прелагают соотношение 50:50, чтобы, мол, и с новой музыкой слушателей знакомить и старых звезд не забывать.
Культурный патриотизм или экономическое процветание?
Предложение вызвало бурную реакцию всех заинтересованных сторон. Мнения политиков разделились. Министр экономики Вольфганг Клемент (Wolfgang Clement) и министр культуры Кристина Вайс (Christina Weiss) насильственное введение квот не поддерживают и взывают к доброй воле радиовещателей.
Тем не менее, Кристина Вейс
приветствовала дебаты по поводу поддержки местных талантов и призвала радиостанции относиться к музыке не просто как к средству привлечения слушателей. "Радио должно поддерживать культуру, и в первую очередь – свою собственную", - заявила она в интервью журналу "Шпигель". Особенно это касается общественно-правовых радиостанций, поскольку они не находятся в финансовой зависимости от доли аудитории.
Телерадиовещательная корпорация ARD, равно как и Союз частных радиостанций (СЧР), считают введение квот абсолютно неприемлемым шагом, который поставит под угрозу существование многих радиостанций. СЧР даже грозит дойти до Конституционного суда, если квоты станут реальностью.
На стороне радиовещателей стоят и свободные демократы. Представитель СвДП по культуре Ханс-Йоахим Отто (Hans-Joachim Otto) назвал предложение о введении квот контрпродуктивным и протекционистским. По словам Отто, подобные предписания напоминают ему медиаполитику в бывшей ГДР.
Немецкая музыка тоже продается
Опасения коллег с радио не разделяет руководитель самого популярного в Германии музыкального телеканала VIVA
Дитер Горни (Dieter Gorny). В интервью газете "Тагесшпигель" он поддержал идею о введении квот – однако в меньших масштабах. По мнению Горни, квота в 20 – 30 процентов положительно сказалась бы на развитии немецкой музыкальной индустрии.
Дитер Горни знает, о чем говорит. Открыв телеканал VIVA восемь лет назад, он сделал ставку именно на немецкую музыку – и не прогадал: сегодня VIVA – лидер среди музыкальных каналов. Далеко позади осталось даже американское MTV. "VIVA создала форум для немецкой поп-сцены. Коммерческий успех популярных сегодня немецких групп – это результат сотрудничества самих музыкантов, музыкальной индустрии и телеканала VIVA", заявил Горни.
У нас слушают отечественное
В отличие от Германии, в России лейбл "наша музыка" в поддержке депутатов парламента не нуждается. В российской радиосетке можно найти целый ряд станций, предлагающих своим слушателям исключительно отечественную музыку. Самый успешный на сегодняшний день проект – радиостанция "Наше радио".
Причем помимо чисто вещательных функций, "Наше радио" целенаправленно занимается поиском и "раскруткой" молодых коллективов. Новые имена радиостанция выводит в эфир в специальных рубриках "Оно Вам Надо" и "Чартова Дюжина" или включает в ставший уже многотомным сборник "НАШЕСТВИЕ". А на своем сайте "Наше радио" предлагает список звукозаписывающих фирм, к которым молодые таланты могут обратиться напрямую.