24.11.2024, воскресенье |
||||
"Огонек", №34, август 2004 От Нью-Йорка до Минска радиосигнал летит не дольше секунды. От Минска до Нью-Йорка будущий президент Американской радиокорпорации Давид Сарнов добирался в 1900 году почти два месяца Новых американцев встретили земляки, поселили у себя в дешевом пригороде, отгородили угол в комнате, где уже жили четверо искателей счастья, втолковали первое правило: «Здесь, кто вчера приехал, сегодня зарабатывать должен!». Юный Давид учился новой жизни на практике: был мальчиком при лавке, продавал газеты, пел в синагоге, сократил на американский лад имя до Дэйва. Дома до переезда он, по традиции, изучал Тору, но на новом месте времени на традицию оставалось все меньше: надо было помогать семье. Отец обижался на отступника, тот возражал мягко, но упорно: - Сомневаюсь, так ли нужен Богу мой голодный нос, ползающий по Торе... Прошло несколько лет, семья немного встала на ноги, сняли уже не угол - целую комнату в Нью-Йорке. Дэйв старался посещать сначала вечернюю, потом воскресную школу для иммигрантов; отцы и дети сидели в классе вместе. Здесь, в большом городе, четырнадцатилетний Дэйв, уже бегло болтавший по-английски, сделал первый шаг к главной колее своей жизни: стал рассыльным в «Компании беспроволочного телеграфа и сигналов». Заработанные деньги подросток отдавал в семью, себе оставлял полтора доллара в неделю, но не на развлечения: копил на телеграфный аппарат. Дэйв присматривался, как работают операторы (так называли телеграфистов), пытался сам освоить азбуку Морзе: «Они могут, значит, и я смогу! Да и Морзе, который эти точки-тире придумал, не оператором был, а художником! Ничего невозможного, здесь - Америка!». Эталоном успеха был для него электрический символ Америки - Томас Эдисон, тоже сын эмигранта, бросил школу, в двенадцать лет тоже продавал газеты. Про него рассказывали, как он в пятнадцать лет хотел сразу получать оплату телеграфиста высшей категории. Чтобы осадить юного нахала, наниматель предложил ему принять сообщение опытного оператора, известного высокой скоростью работы на ключе. Начался сеанс связи; юнец, одной рукой записывая текст, другой одновременно отстукивал отправителю: «Давай быстрей! Еще быстрей!» - и наниматель сдался. Дэйв тоже самоучкой выработал рекордный темп «морзянки» и получил место оператора там, где был рассыльным, - в компании «Маркони». К 14 апреля 1912 года Сарнов был опытным оператором. Именно в этот день он дежурил на радиостанции компании на верхнем этаже склада в Манхэттене и принял сигнал бедствия с тонущего «Титаника». Переслав страшную весть в редакции нескольких газет, Дэйв продолжал выстукивать позывные «Титаника», но ответа не было - лайнер замолчал навсегда. Вскоре пришла радиограмма с парохода «Карпатия»: услышав сигналы гибнущего гиганта, небольшая «Карпатия» устремилась к месту кораблекрушения, и через несколько часов уцелевших пассажиров начали поднимать из воды. Пока шла операция спасения, пока выяснялись имена живых, Дэйв семьдесят два часа не отходил от пульта, принимая и передавая информацию. В эти дни компания «Маркони» и сам Дэйв приобрели всеамериканскую известность. Инициативный и умелый оператор был повышен сразу на две ступени и в двадцать один год стал помощником менеджера компании. Его должность сегодня определили бы как ответственный за новую технику. Сам Дэйв, вспоминая свою морскую службу, называл себя «впередсмотрящим»: рынок услуг в новой области только предстояло создать - не было систематического радиовещания, диапазон частот станций менялся произвольно, но желание поучаствовать в чуде все равно висело в воздухе, и в компанию «Маркони» посыпались сотни технических фантазий. «Впередсмотрящему» предстояло отделять новаторов от прожектеров, и он сделал верный выбор: Эдвин Армстронг, 23 года, изобретатель гетеродина. Это устройство для усиления слабых сигналов, превратившее радиоприем из искусства в стандартную операцию, стало основой всех последующих приемников. Компания купила патент на изобретение, и Дэйв предложил запустить в продажу «радиомузыкальный ящик» - прообраз приемника с кнопками настройки и граммофонной трубой снаружи. Нажимая на кнопки, можно было слушать отрывочные сообщения отдельных станций, программ передач не было. В это время закончилось строительство первой радиовещательной станции в Питтсбурге. Станция вышла в эфир 2 ноября 1919 года, за год до очередных президентских выборов в США, и Дэйв Сарнов снова оказался в нужный момент в нужном месте: по его предложению станция начала вещание с агитации за кандидата - республиканца Гардинга, популярного в зоне слышимости станции на востоке страны. Избиратели, восхищенные необычной рекламой, обеспечили перевес Гардингу, и тот занял Овальный кабинет в Белом доме. На волне успеха возникла новая структура - Американская радиокорпорация (РКA). Рекламируя программное вещание и продвигая на рынок усовершенствованный «музыкальный ящик», корпорация распространяла специальную открытку, похожую на знакомое всей Америке фото: супруги Эдисон слушают изобретенный им фонограф. На открытке РКА супруги Армстронг сидят на берегу моря в строгих костюмах, и он нажимает кнопку на приемнике-гетеродине. «Ящики» продавались неплохо, считались даже элитным свадебным подарком, но до настоящего торгового бума было еще далеко. Расширяя аудиторию, Дэйв, теперь генеральный менеджер РКА, обратил внимание на спорт и, в частности, на любимый американцами бокс. Случай вскоре представился: летом 1921 года в Нью-Джерси намечалось важное спортивное событие - встреча на ринге двух знаменитых боксеров, Джека Демпси (США) и Жоржа Карпантье (Франция). Матчу придавался политический смысл, президент Франции принял Карпантье перед его отплытием в США. Корпорация организовала прямую трансляцию матча в Америке, а в Париже репортаж с ринга, принятый антенной на Эйфелевой башне, передавался в газету «Матэн». Фасад здания редакции в центре города закрывало огромное панно с силуэтами боксеров, перед зданием толпились тысячи болельщиков. Когда удар наносил француз, на силуэте Демпси вспыхивало красное пятно, толпа ревела: «Вперед, Жорж!»; когда бил американец, красная метка загоралась у француза, знатоки объясняли негромко: «Все еще впереди...» Над Парижем кружили аэропланы: принимая сигналы с Эйфелевой башни, летчики выпускали красные шары при хуках Карпантье; удары Демпси отмечались черными шарами. Передача обернулась сенсацией: слушатели ощутили сопричастность к событию, остальные ощутили желание купить волшебный ящик. За три года после матча было продано три миллиона приемников. Сарнов стал узнаваемой фигурой, лицом корпорации, провозвестником неограниченных возможностей радио. «Завезли моду из Нью-Йорка...» - отплясывают фокстрот под музыку «цветных». А тут еще некто Скопс - учитель в местной школе, юнец приезжий - объясняет детям, что человек произошел от обезьяны и в северных штатах, говорит, давно так учат. За оскорбление нравственности горожане привлекли учителя к суду. РКА «поймала ветер» и вызвалась транслировать процесс в прямом эфире. Целую неделю маленький Дайтон был в фокусе внимания всей страны: иск - необычный, имена участников - на слуху. Обвинитель - сенатор Брайан, бывший госсекретарь США и, как отмечал дотошный репортер, «непримиримый борец против узких юбок, еврейского засилья и теории Дарвина». Сенатор решил, что процесс, который острословы окрестили «обезьяньим», - хорошая стартовая площадка для очередных выборов, а его речи про «традиционные американские ценности» привлекут голоса миллионов избирателей. Настрой суда и публики - помесь протестантского фанатизма с духом Ку-клукс-клана, казалось, не давали защитнику Чарлзу Дарроу никаких шансов. Он шел в суд по улицам, где на магазинах висели грозные объявления: «Хвостатым людям мы не продаем!». Дарроу понимал, что единственная надежда - дать процессу широкую огласку, и здесь радио было незаменимо. В зале суда он подталкивал обвинителя рассказывать о своих взглядах, и миллионы слушателей стали свидетелями дремучего невежества бывшего госсекретаря: тот, например, верил, что праведный Иов провел три дня в чреве кита, а защитник все вызывал его на новые откровения перед микрофоном. Судилище превращалось в буффонаду. «Нокаут!» - сообщили исход схватки ведущие. Помогая трудной победе разума, радио становилось инструментом свободы слова. Советские карикатуристы клеймили Сарнова как «поджигателя войны» С момента возникновения РКА ее лидеры отслеживали горячие темы и запросы «радиопотребителя». В США был единственный оперный театр - Метрополитен-опера в Нью-Йорке; многим меломанам билеты не по карману, а Нью-Йорк неблизко. И вот в 1927 году в эфире впервые звучит опера «Фауст». Автомобиль становится массовым товаром - РКА налаживает выпуск автомобильных приемников. В 1933 году в США начинается Великая депрессия, миллионы людей разорены - РКА выпускает еженедельную передачу с президентом Рузвельтом «Беседы у камина»: в домашней обстановке, как бы зайдя в семью, Рузвельт советует слушателям, как выживать в это трудное время. В 1930 году Д. Сарнов становится президентом РКА. Ему идет сороковой год, он - на гребне успеха; казалось бы, можно спокойно двигаться по накатанной дороге, живя на проценты с капитала. Но «впередсмотрящий» начинает новое дело, начинает, как и раньше, с нуля; эта новинка - телевидение. Дэйв присматривается к работе другого выходца из России: Владимир Зворыкин родом из Мурома, в Америке уже десять лет. В фирме Вестингауза он создает устройство для передачи изображений. По приглашению Сарнова «муромец» переходит в РКА на специально учрежденную для него должность директора электрических исследований. Исследования разворачиваются с размахом: только что в деловом центре Нью-Йорка построен самый высокий небоскреб мира - Эмпайр стейт билдинг и здесь, на 102-м этаже, начинаются опыты с передачей видеосигналов. Проходит восемь лет, и на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке толпы собираются у телеэкранов, работающих на стендах РКА. Победное шествие телевизоров прервала война. Президент РКА, назначенный экспертом армии США по связи, участвовал в создании мощной системы вещания на десятки стран, и в 1942 году вышла в эфир новая радиостанция - «Голос Америки». Позже он приложил руку и к первым приборам ночного видения, и к первым радарам. Карьера Сарнова в военной радиотехнике завершилась генеральским званием, и во время войны в Корее советские карикатуристы клеймили этого «поджигателя войны». После 1945 года корпорация открыла рынок телевизоров, и уже в 1946 году продажи доходили до десяти тысяч штук в день, а лидеры РКА уже заглядывали за горизонт и готовили новое начинание - медицинскую электронику. ...Президент РКА пробыл у руля бессменных сорок лет. При нем клиенты корпорации стали радиослушателями и телезрителями, а сама корпорация воплотила в жизнь ключевой принцип индустрии новостей: «Здесь и сейчас!». Творческие люди часто живут долго: Давид Сарнов покинул мир в 80 лет - на четыре года раньше Генри Форда, на три года позже Орвилла Райта. # 8413 от 28.08.2004 14:28 г. - OnAir.ru На главную |