22.11.2024, пятница


С водителей маршруток будут брать деньги за трансляцию музыки


БАБР.РУ, В. Канцельсон, СФО

На днях Российское авторское общество приняло решение предъявлять судебные иски водителям маршрутных такси за трансляцию музыки в салонах. Иски будут предъявляться как за громкое звучание музыки по радио, так и за аудиокассеты.

Российское авторское общество объясняет такое решение статьей 39 Закона об авторском праве, в котором говорится, что за любое публичное исполнение музыкальных произведений необходимо платить, причем не автору произведения, а обществу по коллективному управлению правами, то есть в данном случае – Российскому авторскому обществу. Эта норма действует еще с советских времен и выполняется с большей или меньшей старательностью при воспроизведении музыкальных произведений в кинофильмах, по радио, на телевидении и т.д.

Проблема заключается в том, что водители маршрутных такси, в салонах которых играет музыка, формально попадают под действие этого же закона. При этом совершенно безразлично то, что радиостанция, играющая музыку, уже заплатила за право воспроизведения. Дело в том, что фактически человек, слушающий радио, поневоле публично воспроизводит музыку без согласия радиокомпании. Подобное воспроизведение, осуществляемое бесплатно (к примеру, через динамики, орущие на всю улицу), нарушением закона не является, а вот за плату – является. К несчастью водителей маршруток, маршрутка априори является местом с платным входом, что, по трактовке закона, является основанием для взимания платы за воспроизведения в таком месте музыки.

Решение Российского авторского общества вызвало понятное беспокойство среди водителей маршрутных такси, впрочем, вскоре сменившееся на более спокойные чувства. В российской реальности совершенно очевидно, что подобные иски будут неудачны для Российского авторского общества, так как неизбежно возникнет масса проблем с доказательной базой и оценкой нанесенного ущерба.

С другой стороны, при желании местных властей, имеется возможность централизованно утверждать некий плей-лист разрешенных к воспроизведению мелодий, за которые каждый водитель маршрутного такси будет вынужден отчислять некую сумму в обязательном порядке, независимо от того, играет у него в салоне музыка или нет. Камнем преткновения в таком решении неизбежно окажется разница в музыкальных вкусах водителей, большинство из которых, хотя и предпочитают репертуар "Русского радио" или "Радио шансон", но, тем не менее, могут значительно расходиться во взглядах на то, какой репертуар крутить в своей машине весь день.

Мировая практика также свидетельствует не в пользу водителей такси. Статья 39 Закона об авторском праве полностью согласуется с европейскими законодательными стандартами, по которым осенью 2003 года за радио в салоне стали платить таксисты в Хельсинки, а с 1 сентября станут платить и таллиннские таксисты. Законодатели проводят в этом вопросе прямую аналогию с ретрансляцией радио и телепередач в сети Интернет, которая осуществляется исключительно за плату.

Должен насторожить заинтересованные стороны тот факт, что Российское авторское общество за последние годы выиграло практически все гражданские процессы, связанные с нарушением авторских прав. В частности, в мае 2002 года были поданы иски Российского авторского общества к иркутским телекомпаниям "АИСТ" и "АС Байкал ТВ", причем Российское авторское общество, будучи фактическим монополистом в творческом мире, не только выиграло процесс, но и поставило телекомпании в очень сложные условия, предложив кабальную форму договора на трансляцию музыкальных произведений.

Впрочем, у водителей есть прекрасный выход. Они могут совершенно спокойно, не беспокоясь о возможном нарушении закона, слушать в своих салонах произведения музыкальных классиков, большая часть из которых находится в ином мире и при всем желании не может потребовать компенсации за нарушение своих прав...


* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.

# 10550 от 23.08.2004 22:55 г. - OnAir.ru



  На главную
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты