Ольга Кербабаева
Вот уже второй год московская продакшн-компания i-RADIO выставляет свои работы на соискание Национальной Премии «Радиомания». В этом году в номинации «Оформление эфира» выставлена звуковая продакшн библиотека «Эволюция». О библиотеке и о компании, которой исполняется 3 года в мае 2004 года, OnAir.ru рассказал директор i-RADIO Андрей Лаупер.
OnAir.ru: Андрей, рынок продакшн-компаний только начал развиваться в России. Когда и почему Вы решили в него включиться?
Андрей Лаупер: Действительно, рынок продакшн в нашей стране стремительно растет и развивается. Что касается нашего решения, то вход в этот бизнес произошел несколько лет назад, когда мы поняли его потенциал. Теперь мы с удовлетворением может заявить, это была правильная ставка.
OnAir.ru: Что служило Вам руководством к действию, примером - опыт отечественных аналогичных компаний, или же западные образцы?
Андрей Лаупер: Несколько лет работы на отечественном радио послужили хорошей школой, а примером для подражания и источником вдохновения был развитый британский радиорынок.
OnAir.ru: Чем Вы занимались ранее, и чему пришлось учиться, какие добирать навыки, чтобы руководить новым делом?
Андрей Лаупер: С детства я мечтал о музыке, радио и обо всем таком. И я считаю, что мне очень повезло, потому что мои мечты претворились в жизнь. В 16 лет я работал «говорящей головой», был информационным ведущим и ди-джеем. Позднее серьезно увлекся производственным процессом и креативом. Со временем пришли некоторые знания, опыт, поэтому появление собственного дела я воспринимаю как само собой разумеющееся.
OnAir.ru: Какой набор сотрудников был необходим на начальном этапе?
Андрей Лаупер: Начинали с одного компьютера на троих и небольших заказов на рекламу. Сейчас дело обстоит куда лучше :). С тех пор штат увеличился, теперь каждый целенаправленно занимается своим участком: продюсеры – проектами, саундпродюсеры – звуком, менеджеры – продажами и дистрибуцией.
OnAir.ru: Трудно ли сегодня подобрать хорошего звукорежиссера, креативщика?
Андрей Лаупер: Найти в Москве толковых звукорежиссеров, продюсеров и креативщиков безумно сложно. Эти позиции самые востребованные. Увы, в нашей стране нет учебных заведений, которые бы выпускали специалистов достойного уровня. Вот и пожинаем плоды – на московском радийном рынке, как карты в колоде, тасуются одни и те же персонажи. Сегодня он работает на одном радио, завтра его переманивают на другую, и так по замкнутому кругу. Я подчеркну, что сами специалисты в этом не виноваты, просто на рынке реально мало профессиональных и адекватных людей. С этим приходится сталкиваться систематически.
OnAir.ru: Как обстояли дела по началу с клиентурой?
Андрей Лаупер: По началу приходилось выезжать исключительно на своем имени и прошлых клиентах. Со временем, к счастью, ситуация менялась. На данный момент у нас значительный послужной список, постоянные клиенты, большое количество проектов, проведенных кампаний и мероприятий.
OnAir.ru: Обращаются ли к вам из регионов, и дифференцируется ли стоимость заказа для них и столичных заказчиков?
Андрей Лаупер: Хочу сказать, что в последнее время мы ощущаем огромный интерес со стороны регионов. Особенно это касается оформления эфира. Финансовая стабильность в стране и развитие регионального радио сделали свое дело. Люди готовы тратить деньги, готовы заказывать профессиональную «упаковку» в столице. Теперь основные критерии - качество и профессионализм. И это отрадно подмечать.
OnAir.ru: Каким образом происходит взаимодействие с заказчиком: он приносит уже полностью готовый сценарий, или вы составляете его по получении задания?
Андрей Лаупер: В работе с заказчиком возможны различные варианты. Если в роли клиента выступает рекламное агентство, то эти ребята точно знают, чего они хотят, и, как правило, предоставляют готовые тексты для продакшна. При работе с «прямыми» заказами в дело вступают наши креативщики и копирайторы. На основании клиентских брифов и выкладок, они разрабатывают сценарный план или рекламную кампанию в целом.
OnAir.ru: Сложно ли выполнять заказы по оформлению эфира диаметрально противоположных станций?
Андрей Лаупер: Сейчас в нашем активе уже более 60 оформленных радиостанций в нашей стране и за ее пределами. У нас накоплен достаточный опыт, для того чтобы не мешать все заказы, форматы, стили в кучу. Ведь каждая радиостанция сама по себе неповторима, в виду своего музыкально формата, работающего персонала и слушательской аудитории. Именно это и является основополагающим моментом в производстве джинглового пакета. А наше дело нехитрое - произвести огранку этого дорогого камня.
OnAir.ru: У Вас не возникает ощущения, что оформление большинства станций аналогично друг другу? Очень немногие станции можно было бы "опознать", не звучи в эфире ID. С чем это связано?
Андрей Лаупер: Верно подмечено, но боюсь, это вопрос не ко мне. Пусть на него ответят программные директора и продюсеры этих радиостанций.
OnAir.ru: К «Радиомании-2004». Расскажите вкратце, что представляет собой звуковая библиотека «Эволюция», и где она применяется?
Андрей Лаупер: Это серия сборников на компакт-дисках с короткими музыкальными произведениями. Все треки – эксклюзивны, то есть, написаны музыкантами специально для каждого диска. Треки универсальны, основное их применение – это радиореклама, оформление эфиров радиостанций, создание мультимедийных презентаций. То есть они задействованы везде, где есть потребность в звуке.
Кроме того, вся музыка на "Эволюции" уже "очищена" и может использоваться без дополнительных отчислений в РАО или самим авторам, что реально упрощает жизнь нашим подписчикам.
Для продвижения библиотеки на рынках других стран мира мы используем марку “i-VOLUTION Sound Production Library”.
OnAir.ru: Вы позиционируете "Эволюцию" как первую звуковую библиотеку в России. С какими же библиотеками работали звукорежиссеры раньше?
Андрей Лаупер: Она и есть первая отечественная. До этого были только западные библиотеки, такие как TM Century, De Wolfe и другие. Жутко дорогие – их могли себе позволить лишь столичные звукорежиссеры, в основном на крупных радиостанциях, телеканалах и в крупных рекламных продакшн-студиях. И совсем небольшой процент региональных вещателей, очевидно, из тех, кто побогаче. Остальные были вынуждены искать пиратские копии этих дисков или просто использовать музыку из популярных песен. Некоторые, я знаю, до сих пор пользуются этим на свой страх и риск, ведь это противоречит авторскому законодательству.
OnAir.ru: В чем ее основные отличия от западных аналогов? Существует ли принципиальное отличие "Эволюции" от других звуковых библиотек?
Андрей Лаупер: Принципиальное отличие – в цене. В остальном "Эволюция" – это отечественный продукт, сопоставимый с зарубежными аналогами – и по качеству, и по разноплановости музыкальных коллекций.
OnAir.ru: Прослеживается ли классификация по стилям и направлениям?
Андрей Лаупер: Да, конечно. Каждый диск – это определенная идея, воплощенная в музыке. К примеру, последний, уже вышедший диск называется "Жывага" – в нем собраны в основном треки в стиле рок, индии, экстрим, техно, индастриал, исполненные живыми музыкантами на живых инструментах; есть вещи, напоминающие фрагменты известных песен.
Скоро выходит очередной диск под названием "Синематика" – здесь будет много музыки, словно цитирующей, но не копирующей известные телевизионные мелодии, песни из фильмов. Своего рода звуковые дорожки к таким жанрам как триллер, комедия, фэнтази, анимация и др.
OnAir.ru: Кто пишет музыку для библиотеки? Были ли сложности с репертуаром?
Андрей Лаупер: Пишут профессиональные музыканты. Есть основной состав авторов, но есть и "сессионные". В этом смысле мы открыты для сотрудничества с талантливыми композиторами и музыкантами, поэтому, пользуясь случаем, хочу отметить, что мы рады новым лицам и контактам.
Критерии отбора треков для каждого диска очень и очень высоки. Каких-то особых сложностей с репертуаром не было. Мы работаем с профессиональными авторами, им легко объяснять, чего мы от них хотим. Хотя, конечно, определенный процент отбраковки есть всегда.
OnAir.ru: Были ли сложности при реализации проекта? Где наибольшее количество подписчиков - в столицах или регионах?
Андрей Лаупер: У русских есть национальная черта – недоверчиво относиться ко всему новому, если оно сделано в России. Конечно, поначалу приходилось подолгу объяснять, что мы делаем. Кроме того, как я уже сказал, многие звукорежиссеры вообще не работали со звуковыми библиотеками раньше, так как импортные библиотеки им были не по карману. Так что, пришлось еще и объяснять, почему нужно работать именно с музыкальной библиотекой, а не «юзать» без отчислений в РАО куски популярных песен, пояснять, что мы гарантируем нашим подписчикам полную «чистоту» авторских произведений на международном ISRC-уровне. Сейчас у нас таких проблем уже нет.
OnAir.ru: Библиотека рассчитана только на использование в рекламе, или есть другие области применения?
Андрей Лаупер: В Рекламе с большой буквы. По сути, любая презентация – это реклама: джинглы на радио – это само-Реклама, звуковое оформление каких-то мероприятий – тоже реклама. Помимо этого, еще и такие сферы как Кино, ТВ-сериалы, Интернет, Мультимедиа, где также есть потребность в качественном авторском музыкальном материале.
OnAir.ru: Насколько востребованы эти диски?
Андрей Лаупер: Скоро выходит уже пятый диск "Эволюции". По-моему, это ответ на ваш вопрос. В последнее время велик интерес к нашему продукту и со стороны иностранных компаний. Сейчас ведутся переговоры с крупными реселлерами по репрезентации «Эволюции» в странах Европы и Южной Америки.
OnAir.ru: Вы принимаете участие в нынешней «Радиомании». Как Вы оцениваете ваши шансы на получение приза в номинации «Оформление эфира»?
Андрей Лаупер: Мы не оцениваем шансы. Для нас главное – заявить об "Эволюции" как о серьезном отечественном продукте для отечественных же радиостанций. Фактически мы выдвинули на соискание Премии не какой-то один джингловой пакет, а сотни джингловых пакетов, которые уже сделаны или могут быть сделаны на основе нашей библиотеки.
OnAir.ru: i-RADIO впервые участвует в Премии? Как вы вообще относитесь к премиям в области отечественного радиовещания?
Андрей Лаупер: Для нас это вторая «Радиомания». А что касается появления большого количества премий и узкоспециализированных конкурсов, то это в очередной раз доказывает стремительный рост и развитие Российского Радио.
Причем, это замечают и уважаемые мною западные специалисты в области медиа. То, что в других странах развивалось десятилетиями, мы проходим семимильными шагами. Конечно, мы во многом еще уступаем, но общемировое развитие цифровых технологий, богатство нашей земли «Кулибиными» и все это, помноженное на российское трудолюбие… Так что, догоним и перегоним.
12 апреля 2004 г.