"Российская газета", 01.04.2004
Иван Александров
В минске на очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России при обсуждении проекта союзного бюджета российский сенатор Виктор Степанов задал вопрос о причинах, по которым не финансируется Телерадиовещательная организация Союзного государства. На сессии ответа на него дано не было - формат обсуждения не позволил. Однако вопрос заслуживает того, чтобы осветить его подробнее.
Телерадиовещательная организация - центральная в списке союзных СМИ, невозможность ее полноценной работы и соответствующего информационного освещения союзного строительства основательно подрывает процесс создания Союзного государства. Не случайно этот острый вопрос прозвучал от В. Степанова, на протяжении ряда лет руководившего Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России. Роль ведущего электронного СМИ нынешнему члену Парламентского Собрания Союза Беларуси и России хорошо известна.
Почему ТРО Союзного государства не имеет средств? За разъяснениями мы обратились к человеку, который в Постоянном Комитете Союзного государства отвечает за исполнение союзного бюджета, - начальнику Департамента финансов Альберту Степанову.
- Любое бюджетное финансирование открывается после выполнения организацией-бюджетополучателем ряда обязательных условий, - отметил он. - Для руководства Телерадиовещательной организации эти условия были сформулированы постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 года N 15 "Об обеспечении правопреемственности в деятельности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства" и решениями двух заседаний Совета Министров Союзного государства в декабре прошлого года и в феврале нынешнего. Высший Госсовет обязал руководство организации в месячный срок привести свои учредительные документы в соответствие с Договором о создании Союзного государства. Помимо внесения изменений в Устав, необходимо было подготовить и согласовать структуру, штатную численность, систему оплаты труда и размер расходов на оплату труда работников организации. Напомню: это решение состоялось в 2000 году. В связи с его длительным неисполнением три последних года ТРО испытывает серьезные финансовые трудности. Чтобы начать ее финансирование в 2002 году, понадобились специальное ходатайство Постоянного Комитета к министру финансов России и его разрешение. В прошлом и нынешнем годах такого разрешения нет.
В связи с беспрецедентной ситуацией, сложившейся в Телерадиовещательной организации, в декабре 2003 года Совет Министров Союзного государства поручил ее руководителю совместно с МПТР России, Мининформом Беларуси и Постоянным Комитетом доработать и представить на рассмотрение очередного заседания Союзного Совета Министров требуемые документы. И постановление Высшего Госсовета, и поручение Совмина выполнены лишь частично - в феврале нынешнего года на Совет Министров были представлены только Устав и штатная численность, которые Совмин утвердил. Чтобы в дальнейшем не сдерживать работу ТРО, Совет Министров предусмотрел возможность утверждения недостающих документов в рабочем порядке. Для этого ее руководству было поручено в двухнедельный срок завершить согласование предложений о структуре, системе оплаты труда и размере расходов на оплату труда работников организации и представить их на утверждение. С тех пор прошло уже почти два месяца, но до сегодняшнего дня это поручение не выполнено.
- Есть на то какие-то причины?
- Доработка названных документов - дело чисто техническое. Помимо определенного набора знаний, требуется аккуратность и стремление завершить процедуру согласования - учесть все замечания, высказанные специалистами финансовых и информационных министерств Беларуси и России. По имеющейся у меня информации, российский Минфин охотно идет навстречу пожеланиям Телерадиовещательной организации, однако всех замечаний Минфина руководство организации пока так и не учло.
- Можно надеяться, что после завершения этой процедуры финансирование откроется?
- До сих пор мы говорили об условиях, установленных высшими органами Союзного государства применительно к ТРО. Есть еще обязательные правила для всех получателей бюджетных средств, которые руководство ТРО также игнорирует. Прежде всего это обязательное согласование в Постоянном Комитете сметы расходов и доходов. Такого согласования до сегодняшнего дня нет. Замечания по представленному проекту сметы были направлены в ТРО еще третьего февраля. Доработанный вариант сметы в Постоянный Комитет не поступил. И это не все. Многократно мы запрашивали в ТРО отчет об использовании бюджетных средств. Только по этому поводу с ноября прошлого года по сегодняшний день в организацию было направлено шесть официальных писем, в декабре прошлого года вопрос рассматривался на специальном совещании у Государственного секретаря Союзного государства. Все безрезультатно - до сих пор ответов на все поставленные в протоколе совещания вопросы нет. К представленным документам у специалистов моего департамента имеется масса замечаний. Председатель ТРО М. Терноушко о них извещен. Финансовый отчет государственной статистической отчетности, представленный ТРО, также не выдерживает никакой критики. Отчет возвращен с замечаниями. Поэтому если говорить о сроке начала финансирования Телерадиовещательной организации, то этот срок целиком и полностью зависит от расторопности ее руководства. Неисполнение поручений высших органов Союзного государства, а также действующего порядка обязательного предоставления финансовой отчетности не дает нам оснований для открытия финансирования ТРО.
- А как же тогда оплачивать телевизионные и радиопрограммы Союзного государства, идущие в эфире? Очевидно, без оплаты они попросту перестанут выходить...
- Правильно. Главный урон наносится информационному обеспечению строительства Союзного государства. По моей информации, радиопрограммы Союзного государства на "Маяке", "Радио России", "Юности" из-за отсутствия оплаты уже выходят в долг. С начала года без оплаты работает интернет-сайт "Союз-Инфо". Такая же история - с телепрограммой "Москва-Минск", которая выходит на Втором российском канале и канале "Лад" в Беларуси. Без финансирования в самое ближайшее время остановится производство нового телевизионного цикла, посвященного 60-летию Победы "Вокзал Победы" (ТВ-Центр), телепрограмм "Крестьянские ведомости. Новый век" и "Тележурнала "Союз" (спутниковые каналы и 8-й белорусский канал), спортивной телепрограммы "Его величество Бокс" (M1), радиопрограмм на "Голосе России" и других. Я уже не говорю о том, что в такой ситуации ни о каком нормальном творческом процессе не может быть и речи. Новые программы не производятся, коллектив сидит без заработной платы, нет средств на содержание организации.
- Что же делать?
- До сих пор Постоянный Комитет всегда шел навстречу руководству ТРО. Были задержки с учредительными документами, мы пытались найти возможность открыть финансирование. Так было в 2002-м, когда добились разрешения в Минфине России. Так было и в прошлом году - финансирование программ проводилось через Постоянный Комитет. Но постоянно так продолжаться не может. Получается, каждый раз во имя спасения радио- и телеэфира мы создаем условия для бездействия руководства ТРО. Каждый должен заниматься своим делом и отвечать за результаты его выполнения. Повторяю: нормальная работа Телерадиовещательной организации, в том числе и получение ею бюджетных средств, целиком и полностью зависит от ее руководства.