Ольга Кербабаева
14 января 2004 г. киевское "MusicРадіо", позиционирующее себя как станцию для "тех, кто на работе", запустило новый комплексный эфирный проект "Антистресс", разработанный для борьбы со стрессом в офисах. О новой рубрике и особенностях "офисного" формата OnAir.ru рассказали программный директор "MusicРадіо" Соня Геляс, музыкальный редактор Дмитрий Турчин и консультант радиостанции по маркетингу Наталья Опилат.
Досье-радиостанции: Киев, ""MusicPaдio"
Название: "MusicPaдio"
Город вещания/зона охвата: Киев и область (радиус 90 км)
Частота: 101,5 FM
Начало вещания: январь 1993 года
Формат: Soft AC
Аудитория: мужчины и женщины 20-45 лет
Директор Резниченко Валентин Михайлович;
Ген. продюсер/программный директор Соня Геляс sonya@musicradio.kiev.ua
Муз.редактор Дмитрий Турчин dim@musicradio.kiev.ua
Адрес в интернете www.musicradio.kiev.ua
Соня Геляс, программный директор "MusicPaдio": "MusicРадіо" начало вещание 3 января 1994 года. Это была одна из первых коммерческих FM-станций в Украине, но у нас уже с самого начала была своя целевая аудитория, интересы которой учитывались при создании эфирного продукта.
С тех пор в Киеве появилось много новых станций, большинство из которых включилось в погоню за увеличением общего количества слушателей всех возрастов, различного социального положения, с разным уровнем дохода.
Мы встали перед выбором: включиться в эту гонку или все-таки сохранить свое лицо? Решение было принято, и в 1999 году формат "MusicРадіо" был несколько изменен – переориентирован на сотрудников офисов: молодых специалистов, бизнесменов, руководителей среднего и высшего звена, от 25 лет, с уровнем доходов средним и выше среднего.
Проанализировав интересы, вкусы и музыкальные пристрастия нашей целевой аудитории, мы создали специальный "звуковой продукт":
- Музыка: легкая. Популярная западная (70%), украинская и русская (30%);
- Ведущие: высокий профессионализм, дружелюбие и остроумие;
- Информационно-развлекательные программы: утреннее шоу "На работу, как на праздник", "Выходные с "MusicРадіо", два "часа без рекламы" ("Легкие деньги" и "5 o’clock") и тому подобное.
Все наши эфирные и внеэфирные акции также специально разрабатываются творческим отделом "MusicРадіо" для нашей аудитории. Уже несколько лет пользуется особой популярностью игры для офисов "Офис дня", "Мисс Офис", "Цитата шефа", "Отправь шефа в отпуск" и другие.
В новом году мы запустили новую рубрику, разработанную для борьбы со стрессом на рабочих местах. "Антистресс" выходит в эфир по будням с 9.00 до 16.00. В начале каждого часа слушателям задается вопрос и предлагаются на выбор три варианта ответа. Вопросы, как правило, посвящены стрессам, методам их предупреждения, нивелирования – как к этой проблеме подходят люди разных стран, профессий и возрастов.
Первый, ответивший правильно, получает комплект специальных антистрессовых призов от "МusicPадiо": календарь, который в течение всего года приносит владельцу призы; специальные шильды и мягкие игрушки, плюс обязательно - билеты на концерты, спектакли, другие интересные мероприятия.
Одной из важнейших составляющих проекта стала специально подобранная "легкая" музыка.
Дмитрий Турчин, музыкальный редактор: В Японии для борьбы со стрессами на работе сотрудники "колотят" чучела непосредственных руководителей - вплоть до самого высшего руководства. Во Франции в ходу так называемая "вентиляционная теория": магазины со специальной посудой, которая разбивается без острых, режущих осколков и не может нанести травму. Рекомендуется чаще разбивать посуду, бросая ее в стену, на пол или в обидчика.
Наша ментальность не позволяет нам проделывать подобное, у нашего народа другие методы. И мы решили обратиться к истории, в некотором смысле - к науке, обработали горы литературы, популярной и научной, затрагивающей вопросы воздействия музыки на человеческий организм и человеческую психику.
Соня Геляс: За основу нашего метода мы взяли положение о том, что музыка - мощнейшее по силе воздействия явление в нашей жизни. Ничто другое так не действует на наше настроение, ничто не может так легко вызвать определенные эмоции, часто - запланированные.
Наталья Опилат, музыковед, консультант по маркетингу "MusicРадіо": Издавна известна практика музыкального врачевания. Многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. А в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, в котором музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Древние эскулапы верили, что человек как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.
К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Согласно версии Г. Нейгауза, все познаваемое - музыкально, это значит, что любой момент нашей жизни окрашен музыкой, которую мы не слышим, она звучит либо где-то внутри нас, либо в космосе. Человеческий слух ее не улавливает, но другие органы восприятия фиксируют каждый музыкальный код, возникающий в сопровождении той или иной эмоции или мысли (ситуации), и при случае достаточно лишь услышать подобную последовательность звуков для того, чтобы в памяти непроизвольно возникла некая картина из прошлого, из сна, или то, что вы никогда не видели…
Но пока это - только версия, хоть и очень похожая на правду.
Если же обратиться к уже доказанным научно фактам, то я бы обратила внимание на темпо-ритм музыки, звучащей на "MusicРадіо". Темпо-ритм – количество сильных долей (ударов) в минуту, определяющее динамичность, темп и характер композиции. Темпо-ритм всех композиций, звучащих на нашей волне, колеблется от 50 до 80 ударов. Вспомним знаменитую теорию о том, что музыка, приближенная по темпо-ритму к ритму человеческого сердца в спокойном состоянии (70-80 ударов в минуту), способна стабилизировать работу сердца, успокоить человека, замедлив скорость пульсации и дыхание.
Особенности же программирования нашего эфира заключаются в определенном порядке чередования композиций с различными показателями темпо-ритма: схематично это можно изобразить путем вилочки (крещендо) от медленной к более быстрой через промежуточные или наоборот. Такая волнообразная драматургия построения музыкального дня благоприятна для человеческой эмоции, позволяет не отвлекаться на радио как раздражитель и в то же время поддаваться воздействию спокойной и приятной музыки.
Соня Геляс: В целом нам не пришлось менять наполнение эфира, поскольку уже долгое время мы подбираем те композиции, которые не отвлекают от работы, а способствуют работе мысли. И нет какой-то четкой привязки музыкальных композиций к выходам рубрики "Антистресс". Вся звучащая на "MusicРадіо" музыка - антистресс, а сама рубрика (дополнительная легкая информация, конкурс и розыгрыш призов) венчают всю эту систему.
Не смотря на то, что проект продолжается всего месяц, результат превзошел все наши ожидания - акция идет суперуспешно. Слушатели заваливают нас факсами, и, поскольку мы ведем учет офисов, участвующих и реагирующих на наши акции, можно точно сказать, что с момента запуска "Антистресса" список наших участников увеличился пунктов на 100-150. И это еще не предел, мы в этом уверены.
23 февраля 2004 г.