"Газета", 08.12.2003, Максим Кононенко (Mr. Parker)
В Государственном Кремлевском дворце состоялась VIII церемония вручения музыкальной премии "Золотой граммофон". Церемония эта мало отличалась от той, что была в прошлом году - те же Алла Пугачева и Николай Фоменко в роли ведущих, те же смешные накладки с фонограммами, тот же восторг публики.
"Золотой граммофон" - самая статусная на сегодняшний день премия в русской поп-музыке. Каждую неделю в эфире "Русского радио" подводятся итоги недельной заказываемости песен. Те песни, которые в течение пяти недель смогли продержаться в двадцатке самых заказываемых, попадают на церемонию "Золотой граммофон" в Кремле. Назвать это самым объективным отражением отечественной поп-картины нельзя, поскольку если артист не присутствует в плейлисте "Русского радио", то он и "Граммофон" никогда не получит. Но как премия крупнейшей радиосети "Золотой граммофон" достоин всяческого уважения и признания.
Конечно, процесс подсчета "голосов" скрыт от публики, но результаты премии вызывают достаточно большое доверие - повторяемость лауреатов прошлого года в этом году составила около трети. Это хороший показатель.
В этом году народной любви удостоились следующие произведения: Филипп Киркоров и Маша Распутина ("Роза чайная"), Жасмин ("Дольче вита"), Ирина Тонева и Павел Артемьев ("Понимаешь"), "Блестящие" ("А я все летала"), "Непара" ("Они знакомы давно…"), Верка Сердючка ("Я не поняла"), "Виа Гра" ("Не оставляй меня, любимый"), Сергей Жуков ("В омут твоих глаз"), "Фабрика" ("Про любовь"), Борис Моисеев и Нильда Фернандес ("На перекрестке двух дорог"), Андрей Губин ("Девушки как звезды"), Юлия Савичева ("Высоко"), Александр Маршал и Ариана ("Романс"), Владимир Кузьмин ("Сказка в моей жизни"), Катя Лель ("Мой мармеладный"), "Смысловые галлюцинации" ("Разум когда-нибудь победит"), Кристина Орбакайте и Авраам Руссо ("Я не отдам тебя никому"), София Ротару ("Белый танец"), SMASH!! ("Молитва"), Дмитрий Маликов ("Кто тебе сказал"), "Гости из будущего" ("Почему ты"), Валерий Меладзе ("Я не могу без тебя"), Глюк"Ozа ("Невеста"), Олег Газманов ("Туман"), Алсу ("Вчера"), Леонид Агутин и "Отпетые мошенники" ("Граница"), "Чай вдвоем" ("Желанная"), Валерия ("Часики"), Филипп Киркоров ("Жестокая любовь").
Статистически интересно отметить, что из двадцати девяти лауреатов двое получили пару "Граммофонов" (Филипп Киркоров и Ирина Тонева), три приза ушли на Украину (Верка Сердючка, "Виа Гра" и София Ротару), три награды достались выпускникам телешоу "Фабрика звезд" (Ирина Тонева и Павел Артемьев, "Фабрика", Юлия Савичева), три хита спродюсировал Максим Фадеев ("Высоко", "Мой мармеладный", "Невеста") и три - написал Константин Меладзе ("Я не поняла", "Не оставляй меня, любимый", "Я не могу без тебя").
Сцена была оформлена в стиле "московский хай-тек" - четыре больших экрана, на трех из которых показывали красивые фигурки, а на четвертом - логотип "Золотого граммофона". Артистов на экранах фактически не показывали, что в огромном кремлевском зале должно было стать большой проблемой для сидевших на верхах балкона. Но это и понятно - мероприятие подготовлено для телеэфира, там все желающие и посмотрят на любимых артистов поближе. Как и любое телевизионное мероприятие, церемония не обошлась без смешных накладок. В этом году героями борьбы с фанерой стали Борис Моисеев и Нильда Фернандес. Маленький Нильда красиво вышел на сцену, выслушал вступление, поднес микрофон ко рту - и вдруг запел голосом Бориса Моисеева. Тут же из-за кулис выскочил сам Борис и тоже поднес микрофон ко рту. Нильде ничего не оставалось, как грустно уйти со сцены, - какой-то неаккуратный парень перепутал фонограмму песни "На перекрестке двух дорог", и вместо дуэта поставил вариант в исполнении одного Моисеева. Борис после исполнения песни ускакал за кулисы и устроил там совсем другое выступление, которого, к сожалению, по телевизору не покажут. Не покажут, наверное, и несчастного Нильду, который после песни, напротив, выскочил перед зрителями и стал петь в микрофон самостоятельно, без всякой фанеры, да так увлеченно, что ведущие церемонии Алла Пугачева и Верка Сердючка не знали, как его прогнать со сцены. Пришлось переснимать, но и во время пересъемки Нильда никак не мог угомониться. Наконец успокоившись, он направился за кулисы, и тут Пугачеву черт дернул пробормотать: "Может, еще раз?" Нильда это услышал, немедленно вернулся на сцену и снова стал голосить про перекресток двух дорог. Получилось очень смешно.
Что касается ведущих, то первое отделение под руководством Пугачевой и Сердючки прошло достаточно вяло. Сменивший их во втором отделении Фоменко с супругой тут же взял зал в свои железные руки и стал делать с ним что хотел. Все же равных ему ведущих по мощи у нас нет. Все второе отделение в зале стоял непрекращающийся хохот, переходящий в истерику. Например, представление песни Валерии "Часики": "Во время исполнения песни мать троих детей будет просить называть ее девочкой". Или про Волочкову, вручающую приз дуэту "Чай вдвоем" за песню "Желанная": "Она сама очень желанная, потому что ее очень хочет иметь Большой театр, и вот он ее, наконец, имеет".
Жаль, что в связи с запретом на агитацию в этом году ничего не вручал Василий Иванович Шандыбин. Зато среди вручавших были такие экзотические люди, как директор Киевского вокзала, хранитель курантов на Спасской башне (!), пилоты, отоларингологи, окулисты и ткачихи "Трехгорной мануфактуры".
Конечно, того угара, что был на летнем вручении премии "Муз-ТВ", на "Золотом граммофоне" не было. Но ведь и публика существует разная - не всем под силу четыре часа отрываться в стоячем спорткомплексе. Кому-то хочется и солидного. Количество зрителей в вечерних одеждах увеличивается с каждым годом - значит, статус растет.
* - Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны экстремистскими организациями на территории России.