Ольга Кербабаева
18 октября на волнах "Открытого радио", единственной в московском FM-диапазоне станции, играющей западную классическую рок-музыку, зазвучали позывные "Первого Популярного Радио". О причинах и сущности перемен на частоте 102,5 МГц OnAir.ru рассказала Юлия Яковлева, генеральный директор ЗАО "Открытое радио", которому принадлежит частота.
OnAir.ru: Юлия Анатольевна, чем было продиктовано решение о переформатировании "Открытого радио"?
Юлия Яковлева: Дело в том, что "Открытое радио" работало в "нишевом" формате и ориентировалось на классический рок. Это, безусловно, очень интересный музыкальный жанр, с таким материалом было очень интересно работать, однако, наш рекламный рынок пока довольно плохо реагирует на "нишевые" станции. Для рекламодателей до сих пор основной интерес представляет широкая аудитория - без учета ее качественных характеристик. К тому же круг потребителей классического рока очень узок, и, что самое главное, со временем не расширяется - число людей, которые хотели бы слушать эту музыку, не растет.
Из этих факторов сложилась объективная необходимость в изменении формата станции. Мы - коммерческая организация, которая обязана действовать в рамках законов рынка.
OnAir.ru: Как был организован сам переход от одного формата к другому? Объявлялось ли в эфире о грядущих переменах?
Юлия Яковлева: Смена форматов произошла ночью, ровно в 00 часов. Аудиторию мы никак не предупреждали и никакого прощания не устраивали. Иначе было бы гораздо тяжелее пережить этот момент психологически - и нам, и нашим слушателям.
OnAir.ru: Как отреагировали слушатели "Открытого радио" на смену формата?
Юлия Яковлева: Реакция была, конечно, очень болезненной. Но это означало, что то, что мы делали, было действительно важно для аудитории. И количество звонков, активные обсуждения в Интернете, резкость, иногда даже грубость высказываний в наш адрес - все это нас в каком-то смысле порадовало.
OnAir.ru: Почему из относительно свободной ниши вы решили сразу уйти в нишу самую "густонаселенную"? Ведь на московском радиорынке существует уже порядка 10 станций, играющих поп-музыку.
Юлия Яковлева: Мы провели качественные исследования, подтвердившие наши предположения о том, какого рода продукт может сейчас быть интересен рынку. Как оказалось, аудитория хочет получить еще одну станцию, играющую популярную музыку.
Кроме того, формат, который мы выбрали, с моей точки зрения, сам по себе имеет очень хорошие перспективы на рынке. Тор 40 - это классический формат, который широко используется на Западе и имеет достаточно высокие оценки слушателей в большинстве стран мира. Используя международный опыт, мы решили посмотреть, как он может быть использован в России, и впервые принесли его на наш радиорынок.
OnAir.ru: Расскажите, пожалуйста, подробнее о сущности формата Тор 40.
Юлия Яковлева: В классическом виде формат Тор 40 представляет собой набор только самых рейтинговых музыкальных композиций, которые в данный момент пользуются спросом у широкой аудитории. Мы решили, что для нас не имеет значения, в каком жанре будут представленные композиции, единственный ограничитель, который мы поставили, - языковой. Мы играем только русскоязычную музыку.
Интересен формат тем, что аудитория сама голосует за музыку, попадающую в наш плей-лист. Мы - отображение тех предпочтений, которые высказывает широкая массовая аудитория. Отсюда и название станции - "Первое популярное радио", и наш главный "слоган" - название "Попса", которые очень точно и откровенно отражают суть радиостанции.
OnAir.ru: Как Вы думаете, не оскорбляет ли потенциальную аудиторию станции само слово "попса", которое все же несет некий негативный смысловой оттенок?
Юлия Яковлева: Нет. Я вообще убеждена, что никакого негативного оттенка оно не имеет. И исследования, которые мы провели, показывают, что люди сами определяют так ту музыку, которую слушают: "Я слушаю попсу".
"Попса" в нашем понимании - это обозначение не поп-музыки, а музыки популярной. Когда наши рок-исполнители занимают верхние строчки хит-парадов, они автоматически становятся попсой.
В этом жанровом разнообразии и состоит наше основное отличие от коллег и конкурентов по рынку - мы не делим чью-то площадку, мы предлагаем свое.
OnAir.ru: Как вы отслеживаете, что именно в данный момент предпочитают люди?
Юлия Яковлева: Музыкальная база станции формируется максимально объективно: мы собираем рейтинги, чарты и хит-парады из абсолютно всех доступных нам источников - телевидение, радио, пресса, интернет, музыкальные издательства - и делаем свой сводный хит-парад. На основании полученных данных стараемся получить выборку тех композиций, которые максимально популярны на сегодняшний день. Повторяю, это может быть любой жанр, будь то рок-, поп-музыка или хит из какого-нибудь мюзикла.
OnAir.ru: При таком принципе подбора музыки композиции в эфире должны постоянно сменять друг друга. Есть ли хоть какой-то процент музыкального материала, который остается в эфире, даже выйдя за рамки Тор 40?
Юлия Яковлева: Да, как дополнение у нас будут оставаться супер-хиты прошлых лет - те, что в течение года занимали первые позиции хит-парадов.
OnAir.ru: Кто занимается формированием музыкальной базы "Популярного радио"?
Юлия Яковлева: Этим в режиме нон-стоп занимается целая команда. Задействованы и музыкальный редактор, и программный директор Андрей Чижов, и генеральный продюсер Степан Стоев.
OnAir.ru: По информационной составляющей. Какие программы планируются к запуску, на кого они рассчитаны?
Юлия Яковлева: У нас уже идут в эфире новости. В ближайшее время появится программа, которая логично вытекает из самой сути формата - хит-парад. В стадии запуска находятся программа по заявкам, утреннее шоу и ряд других проектов.
Что касается аудитории, то возраст целевой аудитории станции мы определяем до 25 - 30 лет. Но для подбора и подачи информации это значения не имеет. Я убеждена, что каким бы ни было радио, оно должно информировать обо всех важных и актуальных событиях одинаково обстоятельно и серьезно. Мы уважаем наших слушателей, поэтому не собираемся с ними заигрывать, беречь их чувства и так далее.
OnAir.ru: Сформулирована ли уже концепция ведения эфира на "Популярном радио"? Какой имидж ведущих будет приветствоваться?
Юлия Яковлева: Безусловно, это станция веселая, развлекательная сама по себе, поэтому и поведение ведущих будет адекватно самому эфиру.
OnAir.ru: Привлекаете ли вы каких-то состоявшихся уже "звезд" в эфир?
Юлия Яковлева: Конечно. Один из самых популярных и ярких персонажей, который уже работает в эфире - это Андрей Чижов, блестящий ди-джей и безумно креативный человек, с которым очень интересно работать.
OnAir.ru: К организационным моментам. Каким образом решается проблема с лицензией на вещание "Открытого радио"?
Юлия Яковлева: Эта проблема уже решена. Вот копия лицензии, переоформленной согласно всем действующим законам и положениям. В самом начале мы согласовали с юристами все наши действия, провели все необходимые мероприятия, связанные с внесением изменений в лицензию, и только после этого сочли возможным выйти в эфир.
OnAir.ru: Сохранилась ли команда "Открытого радио"?
Юлия Яковлева: Да, команда сохранилась, у нас даже нет никаких вакансий.
OnAir.ru: В прошлом году Вы уже переформатировали одну из своих станций - радио "РДВ". На его частоте появилось радио "Тройка". По прошествии года уже можно сказать, был ли этот шаг оправдан? Считаете ли Вы "Тройку" коммерчески успешным проектом?
Юлия Яковлева: Да, безусловно. "Тройка" - это проект, к запуску которого мы очень долго готовились. И мы гордимся им, и с точки зрения коммерческой целесообразности, и, прежде всего, как элементом национальной культуры, служащим ее сохранению, развитию.
Фактически мы первыми в нашей огромной стране принесли на рынок формат Country. И, на мой взгляд, у него большое будущее. Если даже в Москве он стал таким популярным, то, я уверена, будет интересен и всем регионам России, которые как раз все эти традиции сберегли.
К тому же национальный фольклор - это то, что сидит в душе у каждого человека, не зависимо от того, в каких музыкальных жанрах он находит сейчас свою отдушину.
OnAir.ru: Существуют ли уже какие-то определенные планы относительно остальных радиостанций холдинга - "До-Радио", "Спорт-FM"?
Юлия Яковлева: Нет, говорить о каких-то конкретных планах преждевременно, мы пока этими проектами не занимаемся. Но в ближайшее время мы обратимся к ним и, в первую очередь, займемся решением технических проблем. Мы прекрасно понимаем, что сигнал их на сегодняшний день настолько низкого качества, что даже не соответствует уровню современного коммерческого вещания.
OnAir.ru: И последний вопрос, ответ на который, я думаю, интересует многих наших коллег. Существует мнение, что РадиоДом неохотно общается со СМИ относительно своих проектов. С чем это связано?
Юлия Яковлева: Да, это мнение оправдано, но уверяю: никакого злого умысла. Это была болезнь роста - мы иногда и сами не успевали за нашим развитием, работа над проектами отнимала очень много сил. Нам хотелось сначала создать достойный продукт, а потом уже о нем говорить, а не наоборот, как это, к сожалению, бывает.
Конечно, теперь мы будем самое большое внимание уделять пиару, и, я думаю, в самое ближайшее время сможем наладить отношения с коллегами по цеху.
12 ноября 2003 г.