Сатине Оганджанян
В марте 2002 г. на OnAir.ru проходила информация о том, что Александр Нуждин назначен заместителем программного директора Радио MAXIMUM и покинул линейный эфир. Полгода назад в сетке вещания радиостанции появился новый проект Александра "FM-кафе" - специальная программа, посвященная современной "легкой" музыке в стиле Lounge, Acid-jazz, New Age, NU-jazz и др.
О своих обязанностях в новой должности, работе с сетевыми партнерами Радио МAXIMUM и о лучшей, по мнению членов жюри Национальной премии "Радиомания", музыкальной программе 2003 года Александр Нуждин рассказал OnAir.ru.
OnAir.ru: Александр, несмотря на то, что основной темой нашего разговора будет Ваша программа "FM-кафе", хотелось бы узнать, чем Вы занимались с тех пор, как ушли из эфира год назад? И почему вообще решили покинуть линейный эфир?
Александр Нуждин: Это было решение не мое, а руководства станции, и связано оно было с изменением подхода к ведению. В какой-то момент сочли, что в эфире нужно побольше "душек", "своих парней", а я в эту концепцию не вписывался. Все то время, что я работал, я сознательно пропагандировал другой стиль ведения - лаконичный, несколько отстраненный и максимально уважительный к слушателю. Шутить на заказ и быть балагуром я не захотел, тогда мне предложили стать заместителем программного директора. А я, естественно, был не против, потому что в эфире к тому моменту проработал уже 10 лет, и надо было куда-то развиваться.
OnAir.ru: Чем Вы занимались в новом качестве?
Александ Нуждин: Программами, которые записываются заранее, и сетевым продуктом. Тем же "Хит-парадом двух столиц", который веду уже восьмой год.
Здесь меня все устраивает: программы, мною подготовленные и предзаписанные, обладают намного большей динамикой, нежели обычный линейный эфир. Я вообще считаю, что будущее за записными программами. С ростом конкуренции на рынке нужно выдавать все более качественный продукт. А что значит качественный продукт на радио? Это очень динамичный продукт. Если у тебя достаточно опыта, ты, конечно, можешь без записи преподносить себя таким образом, как от тебя требует руководство и как ты сам себя ощущаешь. Но записанное, отредактированное и смонтированное намного выразительнее. На Западе это поняли уже давно. Там существует сегмент интерактивного шоу, но в основном все эфиры записные...
OnAir.ru: По прямому эфиру не скучаете?
Александ Нуждин: Скучаю. Будоражит, когда сидишь у микрофона и понимаешь, что нужно работать без огреха. Но любая работа, какая бы она ни была привлекательная, все равно рано или поздно превращается в рутину. Ежедневный линейный эфир достаточно сложно раскрасить. Нужно долго готовиться и обладать хорошим чувством юмора, чтобы обыгрывать каждый раз одно и то же.
Тематические программы, посвященные чему-то, делать намного проще. Я, например, веду рубрику "Краем уха". Там я читаю интересные новости, поэтому мне нужно просто чуть приукрасить и без того интересную информацию. У меня нет новости, которую я рассказываю каждый день и вынужден каким-то образом все это словесно обыгрывать, переставляя слова. Грубо говоря, пытаться из одних и тех же кубиков составить другую фигуру.
OnAir.ru: А в чем заключалась Ваша работа над сетевым продуктом? И почему именно Вы взялись за это?
Александ Нуждин: Просто так получилось. Сеть Радио MAXIMUM начала расти два года назад, и кто-то должен был этим заниматься.
Я отслеживал качество программного продукта, который делают наши региональные партнеры на местах. По договору мы, как правило, отдаем какое-то время на откуп местным редакциям (поскольку каждая станция должна иметь свой колорит), а я должен был контролировать, как оно используется.
Мой подход в этом отношении достаточно жесток: никаких станций-"мутантов" в регионах. "Кока-кола" не размешивается на местах квасом. Она везде продается в унифицированных упаковках. Возможно, для некоторых городов этот напиток более специфичен, чем для Москвы, поскольку он заточен под столичного потребителя, но спрос есть именно на "Кока-колу". Так же и мы, продавая свой продукт, не собираемся лепить из него колобков. Это принципиально важно. Все, что делается нашими партнерами, в обязательном порядке присылается нам для оценки.
Из этих же соображений мы сделали раздельное вещание на Москву и регионы. И то, что рейтинги сразу сильно поползли вверх, означает, что мы на правильном пути.
OnAir.ru: Что Вы имеете в виду под раздельным вещанием?
Александр Нуждин: То, что теперь наши ди-джеи, садясь в московский эфир, во время музыкальных сетов параллельно записывают войс-треки для сетевого вещания.
Раньше мы работали по обычной схеме. В некоторых городах стояли компьютеры, в некоторых - релейные переключатели. В момент московской рекламы им нужно было переключаться на местные блоки, а потом опять включать московский сигнал. Поскольку песни все разные по хронометражу, а ди-джеи в прямом эфире не всегда могут рассчитать свои вставки до секунды, унифицировать все не получалось: где-то все равно были обрубки, и звучало это не лучшим образом. Количество огрехов производило ужасающее впечатление.
Сейчас на местах вещают так же хорошо, как в Москве: им предоставляется выверенный до секунды сигнал, в который остается только вставить свою рекламу.
OnAir.ru: Это сильно удорожает работу с сетью?
Александр Нуждин: Подробностей я не знаю, но, естественно, на первом этапе требовались определенные вложения. Но мы потратили деньги на то, чтобы сделать эфир более качественным, и в результате с повышением рейтинга на местах увеличили свои прибыли.
OnAir.ru: Как Вы думаете, слушатели в регионах ощущают, что эфир полностью записной? Вы же, наверное, не афишируете это?
Александр Нуждин: Мы этого не скрываем, но, естественно, и не афишируем. Насколько мне известно, записная часть никого не отпугнула. Конечно, "живьем" можно все. Когда записываешь шесть часов эфира, может быть, не выдашь такую шутку, которая тебе пришла бы в голову вдруг. Но мы достаточно профессиональны, поэтому хорошо справляемся.
OnAir.ru: Что ж, перейдем к "FM-кафе". Как Вы пришли к идее создания программы? И что было сначала: желание включить в эфир эту музыку или разнообразить его хоть как-нибудь?
Александр Нуждин: Изначально к созданию передачи подтолкнул чисто коммерческий интерес.
Я больше четырех лет работаю ди-джеем в клубах, где играю музыку для отдыха и танцев. Но по формату она не подходит MAXIMUM'у, поэтому, хотя я периодически капал на мозги начальству, мне никто не давал эту музыку ставить.
Потом стали появляться потенциальные рекламодатели, которые поддерживают концерты исполнителей, скажем так, лёгкой музыки, и им нужно было размещать рекламу в эфире, который был бы обрамлен такой же музыкой (после "Metallica" не поставишь рекламу концерта "De-Phazz"). Наша аудитория - именно та, что им нужна, поэтому на нас вышли с предложением что-нибудь сделать, и директорат предложил мне заняться подобной программой.
Не было уверенности на сто процентов - будет ли это оправдано. Но "FM-кафе" уже через три недели было продано и стало коммерчески обоснованным продуктом. А когда я получил "Радиоманию" за лучшую музыкальную программу в России, все сомнения рассеялись окончательно.
OnAir.ru: Какова концепция программы?
Александр Нуждин: "Час легкой музыки" - это наш слоган. Мы даем возможность послушать альтернативную - альтернативу тому, что существует на рынке, - музыку.
Это программа обзорная, она рассчитана на абсолютно не подготовленных людей. Там нет заумных сентенций, я ни в коем случае не хочу строить из себя сноба или знатока. Да, я разбираюсь в этой музыке, но хочу аккуратно, интеллигентно преподнести ее тем, кто с нею не знаком - людям, которые даже не знают о существовании этого гигантского пласта красивых, общечеловеческих произведений.
Поэтому это еще и некая просветительская роль. Я не меломан и не интроверт и больше кайфую оттого, что отдаю эту музыку - это и есть концепция.
OnAir.ru: Что можно было бы сказать по структуре и хронометражу "FM-кафе"?
Александр Нуждин: "FM-кафе" - часовая передача, в ней нет рубрик. Я не хотел ее перегружать. Изначально я вообще хотел, чтобы моего голоса в эфире не было, но потом понял, что это необходимо - нужно каким-то образом рассказывать об артистах. Комбинирую музыку, чтобы она была максимально разнообразна по темпу и эмоциям. Когда я делаю программу, я складываю пазл, а потом еще минут тридцать-сорок переставляю "кусочки".
Даже когда приезжают форматные для "FM-кафе" артисты, я не беру у них большого тяжеловесного интервью. Они просто дают ID: "Привет, вы слушаете "FM-кафе", я такой-то". Может быть, спрошу что-нибудь из разряда: "Вас в России не знают, какой композицией вы бы хотели проиллюстрировать свое творчество?" Мне отвечают: "Ну, вот у меня есть такая-то вещь", - и я ее ставлю.
OnAir.ru: Вы проигрываете только зарубежную музыку?
Александр Нуждин: К сожалению, да. Есть исключения, но в одном ряду с иностранными композициями высочайшего качества большинство из них настолько проигрывает, что отпадает всякое желание их ставить.
OnAir.ru: На кого была изначально рассчитана программа и какая аудитория у нее реально сложилась?
Александр Нуждин: Рассчитана была на кого угодно. По большей части она "съедобна" для людей всех возрастов. В мои поклонники даже записались родители нашего генерального директора. Но основными потребителями, думаю, являются молодые люди от 20 до 35 лет.
OnAir.ru: А более определенных данных об аудитории у Вас пока нет? Проводились ли какие-нибудь исследования по "FM-кафе"?
Александр Нуждин: Специально по этой программе - нет. Исследования на данном этапе бессмысленны: они будут иметь только познавательный характер. То, что слушают, - я знаю, а тратить деньги на то, чтобы узнать, кто слушает, сейчас не имеет смысла. Программа продана, программа признана профессионалами и слушателями - что еще нужно?
Если появятся проблемы, естественно, надо будет разбираться: слушают ли, кто слушает, когда больше - когда меньше... Но это, как диагностика автомобиля, которую не делают сразу после выезда машины из салона. Должен быть какой-то пробег, и, когда что-то не так заурчит, - тогда уж надо проверять.
OnAir.ru: Ну, хоть какой-то пробег у "FM-кафе" уже есть. За те полгода, что идет программа, - и после ее широкого признания - не возникало ли у Вас желания изменить что-то? Быть может, перенести ее на более выгодные позиции в сетке, увеличить количество выпусков в неделю?
Александр Нуждин: Если мы сделаем передачу пораньше, то, конечно, охватим большую аудиторию. Но тогда пришлось бы разрывать шестичасовой ди-джейский сегмент, а это нелогично. Если только на час ее передвинуть.
А делать больше повторов или увеличивать хронометраж я не могу. Я делаю хороший продукт, делаю с любовью, и ставить его на поток - значит, снижать качество. К тому же, если передача будет длиться два часа, у меня не хватит музыки. То есть музыка-то есть. Но за время эфира у нас не повторилось еще ни одной композиции. Этим я тоже горжусь и не хочу терять этих позиций.
Вот что действительно было бы здорово - более полно освоить возможности интернет-странички. Я бы очень хотел сделать оперативную страничку, где с удовольствием вывешивал бы семплы тех композиций, которые я ставлю. Давал бы анонсы концертов. Н пока у нас не хватает на это рук.
OnAir.ru: Понимаю, что задам не самый мудрый вопрос в своей жизни, но все же: есть ли хоть малейший шанс, что эта музыка со временем перекочует в основной эфир Радио MAXIMUM?
Александр Нуждин: Не думаю. Станция нашла свою нишу и максимально точно обслуживает ту музыкальную аудиторию, которую выбрала. Делая подобные изыски, мы привлечем другую аудиторию - но эту-то потеряем. Рынок нам этого не простит.
Тем не менее, эта музыка будет в эфире. Если не на MAXIMUM'e, так на другой радиостанции…
OnAir.ru: Это ли Вы имели в виду, когда написали в анкете на сайте Радио MAXIMUM, что мечтаете создать собственную радиостанцию?
Александр Нуждин: Возможно. Видите ли, этой музыки много, она востребована, и ей нужен выход. Поэтому такая станция может возникнуть. Мне поступало предположение сделать радиостанцию целиком из этой музыки, и это мне интересно. Но я пока не знаю, в каком качестве мог бы этим заниматься, потому что я не администратор и не смогу стать генеральным директором. Более того, не уверен, что меня устроит финансовая часть предложения.
Формат специфический, поэтому и говорить о том, в каком это будет виде и будет ли вообще, пока рано.
Но одно я знаю точно: если станцию делать, то делать сейчас. Потому что именно сейчас эта музыка актуальна. Через пару лет, ее, возможно, никто уже не будет слушать. Надо ловить момент.
22 августа 2003 г.