21.11.2024, четверг |
||||
Материал подготовлен компанией "Радио Сервис" Что такое хорошее радио? 1) Стабильность и целостность. Стабильность – это, пожалуй, один из основополагающих элементов работы радиостанции. Исследования показывают, что, включая радио, слушатели знают, чего ожидать, они будут слушать его охотнее и дольше. Стабильность имеет более широкое значение, поскольку рекламодатели тоже хотят знать, чего им ожидать; к людям которые периодически слушают радио, "случайной" аудитории каждый раз следует относиться одинаково; а также в других ситуациях, когда на карту поставлен имидж радиостанции. 2) Обратная связь. Очень важно знать, чего хотят слушатели. Благодаря регулярным исследованиям аудитории и контактам с ней (формальные и неформальные исследования), станция может отслеживать реакцию на свои действия на рынке. Этой информацией должны обладать работники радиостанции и относиться к ней серьезно. То, как на станции относятся и понимают своих слушателей, определяет, как аудитория воспринимает ее присутствие в радио-эфире. 3) Локальность. Сейчас, во времена радио сетей, спутникового вещания и компьютерных систем автоматизации, часто забывают о том, чтобы соблюдать локальность и приверженность к своей аудитории, а это залог успешной работы. Осведомленность работников станции о местных событиях, а также общие сведения об аудитории, которую станция обслуживает, всегда помогают отличить данную радиостанцию от любой другой. 4) Индивидуальность. То, насколько легко слушатели узнают данную радиостанцию, является основополагающим фактором любой деятельности и показателем успешной маркетинговой стратегии. Концепция индивидуальности предполагает, что радиостанция должна создать свой собственный уникальный, особый имидж, по которому местная аудитория и потенциальные слушатели могли бы распознавать ее на рынке. 5) Рентабельность. По понятным причинам, коммерческая радиостанция должна иметь достаточную прибыль, чтобы считаться успешной. Радиостанция – это бизнес, и как любой бизнес, она зиждется на денежных средствах, обеспечивающих ее работу. Чтобы иметь средства полностью реализовать пять других составляющих, успешной радиостанции, очень важно помнить о рентабельности. 6) Законность и этика. Большинство радиостанций считают чрезвычайно важной частью своей деятельности, соответствие государственным и местным законам, а также соответствие этическим и моральным принципам и нормам, существующим внутри каждого конкретного рынка. То, что можно было бы сказать и сделать в эфире в пределах более крупного рынка, может быть неприемлемым для меньшего или более консервативного рынка. Наряду с шестью основными положениями существуют некоторые правила и условия, которые следует помнить при изучении этих положений: Модель – это только модель. Ни в коем случае нельзя считать эти шесть элементов исчерпывающим принципом создания успешной радиостанции. Это не так. Модель не для того создавалась, чтобы стать "волшебной формулой", гарантирующей радиостанции незамедлительный успех. Она существует, чтобы очертить рамки для создания радиостанции, которые станут предпосылками к успеху. То есть, применяя принцип шести элементов, у радиостанции будет больше шансов на успех, однако это не 100% гарантия успеха. Все элементы одинаково важны. Кое-кто может с этим не согласиться, сказав, например, что рентабельность важнее, чем общение с аудиторией. Однако без одного нет и другого. Хотя тут они представлены в определенном порядке, важно понимать, что каждый из шести элементов имеет одинаковое значение для успеха радиокомпании, и их нельзя рассматривать отдельно. Все шесть тесно связаны между собой, и вместе создают основу деятельности станции. Например, индивидуальность станции складывается внутри данного сообщества; часто радиостанция рисует портрет члена этого сообщества или становится "другом" своей аудитории. Чтобы сделать это эффективно, используются три из шести элементов: индивидуальность является как бы "зонтом" - объединяющим элементом и требует исследования аудитории, общения с ней, и локальности. Элементы должны применяться во всех отделах радиостанции и влиять на нее целиком, а не на определенные отделы. Кто-то скажет, что только программный отдел должен быть локальным или только коммерческий отдел должен заботиться о прибыли, но на самом деле оба являются ключевыми составляющими успешной работы. Если у всех отделов одни и те же цели, то работа по достижению этих целей будет более успешной. В настоящее время в области радио-индустрии существует все более нарастающая проблема, которой занимаются уже несколько лет. Она связана с недостатком взаимодействия между руководством, отделом продаж, и программным отделом. Сейчас, на украинском рынке, в период активного развития сетевых проектов и слияния компаний (когда несколько сетевых станций контролируются одним владельцем), руководство слишком заботится о "портфолио" и "хорошей" станции на бумаге, при этом забывая о необходимости внедрения хороших программных ценностей, обеспечивающих успех радиостанции. Аналогично, сторонники программного отдела часто недооценивают деловой аспект деятельности радио и необходимость хорошей финансовой базы для создания успешной радиостанции. Шесть важных составляющих успешной радиостанции разработаны, чтобы помочь руководству и работникам программного отдела устранить пропасть между их концепциями, и в конечном итоге, – чтобы создать "хорошее радио". Спросите любого программного директора, какой принцип эфирного программирования является одним из самых важных. Он или она, скорее всего, ответят что стабильность – основа успеха радиостанции. Часто приводимые примеры: постоянство музыкальной направленности, выбора стиля, сотрудников и т.п. Конечно, такая стабильность чрезвычайно важна, а в настоящее время становится все более и более важным создание прочного имиджа всей радиостанции, с помощью которого получается действительно стабильная, надежная станция для всех, кто с ней познакомится. Первая и основная роль стабильности станции проявляется в самом публичном аспекте ее работы – имидже в эфире. Все работники радио знают о необходимости постоянства размещения, названия, музыкальной направленности, производительности и других подобных аспектов. Как правило, люди не любят перемен, им нравится иметь четкие и разумные представления о том, что было и будет. Это конечно не означает что станция вообще никак не должна изменятся. Меняются песни в эфире, обновляются позывные, передачи, промо акции, и т.д. Однако стиль, формат, система ротации, главные фирменные отличия, остаются неизменными. Согласно этой психологической концепции, люди знают, что они услышат, настраивая радио на вашу волну. Если люди не получают ожидаемого, они теряют интерес к данной станции, в результате рвутся эти бесценные узы преданности, после чего слушателям становится психологически легче переключится на другую волну. Хотя существуют специфические элементы, характеризующие необходимость стабильности (диапазон, позывные, лайнеры и т.д.), есть одна вещь, которой нужно заниматься. Это индивидуальность радиостанции. Какие люди работают на станции? И, что еще важнее, является ли радиостанция одинаковой каждый раз, когда ее включают? Что касается стабильности и целостности, то тут следует задать несколько ключевых вопросов с объяснениями: Вещает ли радиостанция в одном и том же формате на протяжении всего эфира? Все ли ведущие эфира используют один язык и фразеологию во время своих передач в эфире? Слушая радио можно ли услышать одни и те же последовательные элементы или исходные данные? Знает ли аудитория что ожидать, настроившись на волну станции? Соответствуют ли маркетинговые и рекламные мероприятия программированию станции? Кроме рекламы, продаж и маркетинга, секретаря в приемной, имидж станции проявляется во всех аспектах ее деятельности. Построение стабильности в этих аспектах очень важно, но чаще всего на это не обращают внимание. Помните о позиции станции, которую мы обсуждали ранее? Такая же позиция у радиостанции по отношению к слушателю, когда он посещает студию, чтобы забрать приз или по своим бизнес вопросам? Что происходит, когда слушатели звонят на студию или в офис? Как насчет выездных репортажей и рекламной деятельности? Обращаются ли со слушателями так, как они могут ожидать, исходя из того, что происходит в эфире? Вышеперечисленные шесть вопросов, их анализ и информация, содержащаяся в этой статье, не являются всесторонне исчерпывающим методом оценки уровня стабильности и целостности станции. Вместе с Шестью Важными Составляющими Успешной Радиостанции они являются отправной точкой оценки и развития уникальных стратегий на своем специфическом рынке, радио и сложившихся обстоятельств. Многие программисты сочтут информацию в этой статье общеизвестной и само собой разумеющейся, но все же мы слышим множество радиостанций по всей стране, в которых эти базовые компоненты отсутствуют. Кажется очевидным и тривиальным для упоминания тот факт, что важно знать аудиторию, слушающую радиостанцию, тем не менее - это основная составляющая деятельности, и не только для программного отдела, а для всей станции. Конечно, работники станции будут иметь общее представление о целевой аудитории, но мало знать пол и возраст слушателей, чтобы эффективно работать на рынке, всех необходимо понимать и стремиться понять, что представляет собой аудитория. Я хочу обратить внимание на то, что существует два основных вида исследования аудитории. Первый - самый распространенный и выражающийся в формальных исследованиях, использующихся в качестве составляющего элемента процесса стратегического планирования, часто на уровне программного менеджмента. Второй вид - неформальное ознакомление, в котором должны быть пассивно задействованы все работники станции. Формальное исследование - это сложная наука, которую не объяснить в одной статье. Поэтому здесь давайте рассмотрим второй вид исследования. Это "неформальное" исследование и общение имеют одну ключевую цель - формирование истинной индивидуальности и понимание людей, находящихся на другом конце радио волны. Как упоминалось ранее, слишком часто на радио мы говорим о слушателях как о целевой демографии - набор цифр и данных, при этом забывая что за цифрами стоят живые люди, которые имеют семьи, свою карьеру, жизненный опыт и другие показатели, делающие их реально существующими. Радиостанция, которая это учитывает и стремится понять жизнь своего среднестатистического слушателя, наверняка добьется большего успеха, чем та станция, которая на это не обращает внимания. Вот несколько вопросов, после которых мы кратко рассмотрим представленные в них проблемы. Некоторые из них являются очевидными для понимания аудитории, а другие могут оказаться новыми и уникальными возможностями изучения людей, слушающих вашу станцию. Присутствуют ли когда-нибудь работники программного отдела на мероприятиях станции, выездных репортажах и т.п.? Вовлечены ли сотрудники программного отдела в работу с заявками музыки и телефонными звонками непосредственно? Имеет ли программный отдел глубокое понимание своей аудитории, ее стиля жизни, работы, доходов, семейного положения и т.д.? Понимает ли программный отдел ожидания среднего слушателя от станции? Наверное, одним из наиболее повторяющихся слов на радио в последнее время является "локальность". Проблема локальности была важной для программных директоров, но активное нынешнее распространение, и рост числа сетевых проектов, а также программирование на общем уровне, сделали эту проблему центральной и чрезвычайно важной сегодня. Показатель "локальности звучания" часто является определяющим успеха или неудачи радиостанции. Такое чаще всего происходит на маленьких рынках, где могут присутствовать две станции, имеющие один, или похожий формат, но одна ретранслирует все со спутника, а другая - локальная и "живая", или, по крайней мере, озвучиваемая местными голосами. Обычно, локальная и живая станция получает лучший рейтинг и соответственно большую прибыль, что является компонентами успеха радио. Национальный Совет Украины по вопросам ТВ и радиовещания, публично заявляет свою позицию по поддержке именно локальных станций, и призывает вещателей работать на интересы своей аудитории. На практике, этот орган решает более "прозаические" задачи, и по понятным причинам заботится, прежде всего, об интересах конкретных медиа групп, пренебрегая интересами небольших локальных компаний. Все же вам не следует стесняться осуществлять их официальные идейные постулаты, и реально! заботится об интересах местной аудитории. Некоторые требования Нац.Совета. понимаются радистами слишком "буквально". Особенно это касается языка вещания. Подавляющее количество станций так яростно, официально, и неожиданно переходит на украинский язык в новостях начала часа, при том, все остальное идет на русском, что это режет слух, и еще больше указывает на заангажированность СМИ. Понятно, что такие вставки делаются для Нац.Совета, но слушатель этого не понимает. Он слышит потерю единства стиля, дискомфорт, и подсознательно чувствует ограниченный цензорами информационный поток. Это влияет на прочность доверительных отношений между станцией и слушателем. Придумайте более естественную для вашего стиля форму подачи, и на том языке, на котором вас любит слушать аудитория. Чтобы звучать локально, требуется гораздо больше, чем формальное соблюдение инструкций и предписаний. Кроме того, практика показывает что Нац. Совет не будет сильно придираться к имеющей успех станции, которая вещает на том языке, на котором говорит большинство ее слушателей. Существуют многочисленные способы, которые может использовать станция, чтобы показать свою причастность и идентичность с обществом. Большинство из них сопряжены с рутинной ежедневной программной работой, но есть и много таких, которые проявляются более тонко и, в конечном счете, укрепляют позиции радиостанции как члена общества. Представим их в форме ключевых вопросов о деятельности вашей станции: Причастен ли эфир станции к жизни общества, на территории которого происходит вещание? Делаются ли в эфире ссылки на общество, на территории которого ведется вещание? Разговаривают ли ведущие эфира как члены сообщества? Включает ли станция в программирование телефонные звонки или пожелания слушателей? Если станция вещает в синдицированном формате или ретранслирует в любую часть периода вещания в течение суток, сделано ли все необходимое, чтобы станция все равно звучала локально, и не "законсервировано"? Как и в любом бизнесе, радиостанции должны упорно трудиться, чтобы создать свое уникальное лицо - представление о "сущности" этого бизнеса у потребителя, в данном случае - у слушателя. Часто мы думаем, что индивидуальность радио создается благодаря творческому развитию и стратегическому размещению новых джинглов, свиперов и важнейших лайнер карт, но хотя эти элементы важны, если не сказать больше, они являются только компонентом в создании индивидуальности. В конкурентной среде, которая присутствует на большинстве рынков радио в настоящее время, создание полного характера станции становится очень насущным вопросом, это тот "пакет", с помощью которого слушатель выделяет вашу станцию. В этот пакет входят ваши сотрудники и соответственно ведущие, мысли и мнения, эмблема, эфирные элементы и отношение станции к своим слушателям. Насколько хорошо этот пакет будет передан слушателям в конечном счете поможет определить показатель успешности станции. Создание характера или индивидуальности радио относительно просто, но внедрение этого имиджа может оказаться более сложным делом, так как тут необходимы четкое и аккуратное планирование и координация деятельности всех отделов станции, и самое важное, координация деятельности эфирного штата сотрудников и соответствие планируемых целей и того, что происходит в эфире. Слишком часто программный и маркетинговый или промоушн отдела стремятся создать конкретный имидж станции, который могут подпортить только эфирные работники, не выполнив определенные "правила". При этом программисты тратят время и усилия на объяснения целей станции и ее индивидуальности при введении правил. Опять я представляю некоторые ключевые компоненты в вопросительной форме, за которой следует объяснение. Каждый вопрос может быть адресован вашей станции, чтобы помочь вам и вашим сотрудникам в создании четкой индивидуальности радиостанции. При настройке радио, сразу ли среднестатистический слушатель узнает ваше радио? Участвует ли станция в проведении внешних маркетинговых, рекламных, промоушн мероприятий в городе? По сравнению с другими радиостанциями на рынке, есть ли какой-нибудь ключевой программный элемент, который "настаивает" на прослушивании именно этой станции? Проводится ли в настоящее время какая-либо стабильная имиджевая кампания станции? Могут ли работники эфира и ведущие "прикоснуться" к слушателям через призму их образа жизни и обсуждений или упоминаний о нем в эфире? Наличие индивидуальности так же важно, как и связь радио с аудиторией. Характер станции должен позволять целевой аудитории узнать его, чтобы слушатели стали "друзьями" радиостанции. Такая философия поможет вызвать благосклонность и удерживать аудиторию. Индивидуальность радиостанции считается одним из основных принципов теории программирования. Немногие подвергают сомнению ее важность и после более пристального изучения выясняется, что-то, из чего состоит индивидуальность радиостанции - это философия маркетинга. Но радио не продукт и не совсем услуга, по крайней мере для слушателей. Слушатели за него не платят и без потерь могут переключиться на другую радиостанцию. У них нет никаких обязательств. Только благодаря сильной индивидуальности аудитория признает станцию полноценным членом общества. В заключение мы объединим две из шести составляющих успешной радиостанции. На радио эти элементы тоже часто объединяются в одно понятие, просто потому, что такие составляющие как Рентабельность, Законность и Этика само собой разумеющиеся и не требуют длительных объяснений. Очевидно, что рентабельность связана с тем, сколько станция получает прибыли, и для многих, особенно бизнесменов, она является основным показателем успешности станции. В то время как для программного отдела основным показателем успеха может быть рейтинг станции, на самом деле рейтинг имеет значение, когда его можно обратить в доход станции. Этот принцип выходит за рамки просто эффективной работы программного отдела для получения высокой оценки и отдельной работы отдела продаж, заключающейся в продаже этих оценок, - принцип требует совместной работы всех отделов для получения общей выгоды. Обеспечение получения станцией прибыли - это так же забота высшего менеджмента, который должен работать с начальниками отделов для создания соответствующего бюджета, который позволит станции развиваться как в так и вне эфира, сохраняя при этом сильное финансовое положение. Соблюдение станцией в эфире соответствующих законодательных принципов - понятная необходимость и не требует подробных объяснений. В Украине существуют разные виды центральных властей, регулирующие радио, такие как Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания, Укрчастотнадзор, Государственное агентство по авторским и смежным правам. Кроме них существуют различные общественные организации наподобие Общества по защите прав потребителей, профессиональные различные объединения, имеющие некоторое влияние на процессы, происходящие в радио индустрии. Их целью является разработка и предписание правил и инструкций, относящихся к программированию и технической деятельности радиостанций. Невыполнение таких инструкций и правил ведет к аннулированию лицензии и, в конечном счете, к отказу в привилегии вещания. Необходимость соблюдать все законодательные нормы очевидна и на всех радиостанциях должен быть юрист, специализирующийся на праве вещания и связи. В настоящее время, когда на рынке действуют корпоративные радиостанции (контролирующиеся одним владельцем), и сети, в главном офисе обычно существует юридический отдел, который представляет законные интересы всех филиалов корпорации или сети. Более того, частные лица, имеющие дело с радиостанциями, должны иметь общее понятие о законах, регулирующих их деятельность. Конечно, нельзя ожидать, что работник эфира или программный директор будет юристом, но базовое понимание основных законных принципов - строго обязательно. Следующий элемент следует не от государственных властей, а от общественности. Это очень важный элемент программирования радиостанции, на который часто не обращают внимания. Он тесно связан с Локальностью, Исследованием аудитории и общением с ней и определяет, что ваша радиостанция может, и что не может делать в соответствии с этикой и ценностями. Эта необходимость выходит за рамки стандартного "дайте слушателям то, что они желают получить", нужно понимать "что слушатели воспримут" и выбрать линию поведения в эфире. Часто мы слышим восклицания "это выходит за все рамки!", но кто поставил эти рамки? "Рамки", о которых так часто говорят, кажется имеют очень размытые границы, но как программисту или другой главной фигурой в деятельности радиостанции, вам необходимо четко понимать где проходят границы в данном обществе. Нужно принимать во внимание время и обстоятельства, определяя границы "рамок". События и происшествия в обществе могут изменять эти границы временно или постоянно. Конечно, идеи относительно прибыли, юридических и моральных границ, кажутся очевидными, и многие станции следуют этим идеям фактически не задумываясь над ними, но эти идеи настолько важные составляющие успеха радиостанции, что каждая заслуживает отдельного упоминания. Индивидуальность в свою очередь, обеспечивается тремя составляющими: Брендинг на радио держится на "трех китах" (речь идет о совершенстве в создании бренда): 1) Собственное позиционирование по формату. (Новостное радио, Современные Хиты, Джаз, Старая музыка, Отечественные хиты, и т.д.) 2) Наличие глубины имиджа. То, с чем слушатель (характерный слушатель того или иного формата) ассоциирует станцию. Можно сказать, что это эмоциональная часть восприятия бренда. Например: непредсказуемое, коммуникативное, веселое, добрый сосед, сенсационное, и т.д. 3) Наличие значительности стиля для аудитории. Само по себе качество стиля не является достаточным для успеха. Должна быть высокая осведомленность об этом стиле, и актуальность этого имиджа для аудитории. Для брендинга, имидж и осведомленность о нем должны быть очень высокими и лучшими. Многие станции достигают некоторого успеха в бизнесе без 1-ой или 3-ей составляющих. Многие успешны без 2-й. Но наилучшие радио проекты обязательно имеют все три составляющих. # 39575 от 03.07.2003 23:19 г. - OnAir.ru На главную |