25.11.2024, понедельник |
||||
Его называют пионером FM-радио. Стоял, можно сказать, у истоков, с коллегами организовал первую частную радиостанцию. Теперь возглавляет крупнейший холдинг Вещательная корпорация «Проф-Медиа», локомотивом которой является популярнейшее «Авторадио». О своем деле президент ВКПМ Юрий Костин знает все, настоящий профи. В чем и убедился главный редактор «Мира новостей» Николай Кружилин. - Юрий Алексеевич, три из четырех радиостанций ВКПМ очень популярны, находятся в первой десятке рейтингов. Расскажите немного о себе — как вы пришли в этот бизнес? - На самом деле, случайно — я очень не хотел заниматься радиовещанием. Окончил Институт международных отношений, видел себя дипломатом, будущим сотрудником корпункта ТАСС где-нибудь в Вашингтоне, а тут какое-то радио, вещающее на зарубежные страны. И что это вообще такое, кто его слушает? Но так получилось, что в 1987 году выпускники нашего вуза оказались никому не нужны, и меня в Гостелерадио практически за руку привел декан факультета журналистики МГИМО. Надо сказать, я сразу втянулся. А через три года уже возникла эта сумасшедшая идея создания частного радио. Был 1991 год - хорошее время, свобода, ветер в голове. Мы очень загорелись этой мыслью, создали станцию «Радио 101». Но бизнесом стал воспринимать радио, наверное, только в 1994 году — после событий 93-го, когда все более менее успокоилось, в том числе и романтический ветер в голове. - Какой формат был у вашей первой радиостанции? - Информационно-музыкальный. Мы работали в Иновещании Гостелерадио, поэтому главный наш конек был — информация. Костяк редакции составляли абсолютно уникальные люди, которые потом нашли себе достойное место в медиабизнесе. Через восемь лет мы вынуждены были станцию продать. На этом первая часть моей радийной истории закончилась — 9 мая с песней «День победы» мы ушли из эфира. - А как вернулись? - Вернулись в тот же день в виде интернет-радио «101», в той же студии, практически с теми же людьми и теми же музыкантами. А в 2001 году мои друзья с «Авторадио» - Александр Варин, покойный ныне, и Александр Павлович, его правая рука, пригласили меня на работу. - В качестве наемного работника? - Да. Если говорить о моих ощущениях - человека, который был одним из совладельцев бизнеса, а стал наемным работником - пришлось нелегко. Но во главе радиостанции стояли люди в высшей мере профессиональные, а подчиняться профессионалу легко. Варин был человеком, у которого можно было многому научиться, - собственно, я и учился. Он был великим человеком и великим другом. Я по нему скучаю. По наследству ко мне перешла одна проблема – наше дело я воспринимаю как собственный бизнес. Почему проблема? Потому что я очень переживаю по поводу ошибок, просчетов, которые периодически случаются. Люди умные мне говорят: да ты успокойся, это же не твой бизнес! Но иначе я не могу. И думаю, что иначе нельзя работать. - Теперь вы еще и писатель. Что подвигло и как совмещаете? - Я считал, что радио — временная история в моей жизни, потому что ничего общего с моими желаниями, устремлениями, которые привели меня в МГИМО, она не имела. А желания были простые — стать журналистом и писателем. Писать я начал очень рано, сочинял произведения в приключенческом жанре, даже отправлял их в журнал «Юность». В офисе у меня для смеха висит первый ответ редактора - «ваше эссе эклектично». Тогда из этих трех слов тринадцатилетний писатель понял лишь одно - «ваше», и решил, что его ругают. Уже учась в институте, в газетах работал — в провинциальных, на практике, и сотрудником ТАСС. Первую свою книгу - «Две жизни моего поколения» - выпустил пять лет назад. А писать ее начал еще в 1998 году, поэтому у читателей запросто может сложиться ощущение, будто писали ее два разных человека. Эта книга предназначалась для сына - хотел ему рассказать, как мы жили, публиковать даже не стремился. Но потом один мой друг — музыкант «Машины времени» Александр Кутиков, прочитав, сказал, что нужно издавать; другой - Алексей Лысенков, который помимо ТВ, работает у нас на «Авторадио», предложил переговорить со знакомым издателем. Так и появилась эта книга. - Она имела успех у читателя? - Она имела успех у людей, которые имеют возможность мне сказать, что они ее прочли. Бестселлером стала вторая книга. Первая расходится больше по знакомым, ее перечитывают, дают почитать другим — это фактически дневник представителя поколения, которое жило до и после 1991 года и само было участником процесса. Поэтому мне не стыдно за эту книгу, это такая моя большая визитка, которую можно вместо карточки дарить людям. Она посвящена моим родителям, родным, друзьям, коллегам по радиовещанию. А вот вторую — роман «Немец» - можно назвать коммерчески успешной, 20 тысяч экземпляров были проданы очень быстро.. По ней фильм сняли – права, говорят, приобрел Первый канал. - Резонный вопрос - про радио не хотите написать? - Вы попали в самую точку. Сейчас в этом плане моя главная идея — книга под названием «Радио». Об этом мне, с одной стороны, проще всего писать, а с другой — сложнее. Проще - потому что я почти все знаю про радио. А сложнее — потому что я слишком много знаю. Но сейчас у меня много забот как у руководителя холдинга. Поэтому творчество пришлось временно прекратить. - И как вы оцениваете перспективу радио на фоне всеобщего засилья интернета? - А я не вижу особого засилья интернета. Это у нас в России такая демократия по части Free Wi-Fi, а вот в США я таких свободных «точек доступа» не обнаружил. Да и в России из-за чересчур свободного доступа сети зависают. А радио – очень надежный способ передачи информации. - Сейчас у вас четыре радиостанции, главная из которых «Авторадио». За счет чего удерживаетесь в лидерах? В чем ваши конкурентные преимущества? - Самое главное - команда, творческий потенциал… И мы постоянно в движении, перманентно обдумываем свои следующие шаги. Вы не поверите: 24 ноября в «Олимпийском» пройдет 11-й фестиваль «Дискотека 80-х» (в этом году зрителя ожидает миллион приятных сюрпризов), а уже 25-го мы бронируем дату для следующего фестиваля. Делаем и другие проекты, постоянно что-то придумываем... Для «Авторадио» путь наверх был достаточно сложным и длительным. В 90-е годы станция считалась нишевой. Потом она стала переходить эти границы, поднималась все выше. И уже никто сегодня не станет оспаривать ее лидерство в национальном масштабе. - Сколько у вас городов вещания? - ВКПМ крупнейший холдинг по городам вещания в СНГ – около 450 передатчиков. А охват одного «Авторадио» – 1300 городов с ежедневной аудиторией порядка 10 миллионов человек. В Москве «Авторадио» номер один, по России мы переместились с третьего на второе место. А за счет чего удерживаем аудиторию? Наверное, за счет того, что создаем такой лайф-стайл, станцию образа жизни, которую утром хочется включить, потому что привык, потому что без этого уже не можешь обходиться. Надо послушать, что там «Мурзилки» нового споют, потому что Онищенко опять что-то запретил. Наш креативный директор каждый день пишет для них новые пародии - это та актуальность, та наживка, которая затягивает. Если происходит Олимпиада в Ванкувере, мы не просто посылаем туда корреспондента - мы строим там студию и вещаем на Канаду и Россию! Из Ванкувера! Как и на последней Олимпиаде, где мы сделали проект «Трое в Лондоне, не считая собаки» - у нас в эфире все время кипит жизнь. - Как происходит выбор музыкальных произведений для ротации? - Это очень сложная технологическая цепочка. С одной стороны, мы доверяем вкусам музыкальных редакторов. Но редакторы бывают разные, поэтому у нас проводится музыкальное совещание, некое подобие худсовета, который прослушивает новые песни на предмет, подходят они нам или нет. Кроме того, некоторые песни, которые мы берем в ротацию, выставляются на музыкальные тесты — для того, чтобы в очередной раз проверить наши собственные ощущения. Мы в свое время, когда составляли трек-листы первых «Дискотек 80-х», думали: из чего будем исходить, как поймем, что нужны именно эти песни на фестивале? И вспомнили такую вещь. Очень многие из нас, учась в школе, в институте, вели дискотеки. А когда дискжокей ставил песню, он выглядывал из-за своей установки и смотрел: танцуют или нет. Если танцуют, значит, все нормально. И у нас сейчас примерно такой же принцип: танцуют — не танцуют, слушают — не слушают. Конечно, на радио до сих пор еще существует коррупция, когда возможно получение денег за постановку песни в эфир. Чтобы избежать этого, и создаются различные заслоны в виде тех же худсоветов, тестирования. Человеческий фактор никто не отменял, но с помощью технологий минимизировать эти отвратительные явления просто необходимо. Если в радиоиндустрии кто-то из коллег до сих пор этим занимается, они совершают большую ошибку. - Вы часто упоминаете «Дискотеку 80-х», ваш главный внеэфирный проект. В этом смысле не планируете пойти дальше - сделать «Дискотеку 90-х»? - Уже есть такой проект — его делают наши партнеры, компания Attack Concerts, которая привозит нам артистов на наши фестивали. Этот проект не столь масштабен, как наша «Дискотека 80-х». Мы поддерживаем его, но только в качестве информационного партнера. Плюс нам принадлежит бренд «Дискотека 90-х». 80-е — это история, это легенда, это очень интересное десятилетие, которое сейчас все меньше ассоциируется с войной в Афганистане и антиалкогольной кампанией. Это время перемен. Для людей, которые тогда только вступали во взрослую жизнь, оно незабываемо. 90-е годы сейчас воспринимаются с негативным оттенком. На 90-е очень легко все свалить — такое ощущение, что закончилось 31 декабря 1999 года, и наступила новая эра. Конечно, это не так, однако все попытки сделать фестиваль по 90-м — с такой же радостной и приятной для всех атмосферой — не получаются. Мы были на подобных концертах наших коллег. Все здорово с точки зрения организации, но того настроения нет, публика не дышит в унисон, не поет эти песни хором. А у нас на «Дискотеке 80-х» все это присутствует, и нам это нравится. То есть, как видите, еще и удовольствие от работы получаем. И это, пожалуй, главная причина, по которой, как мне кажется, мы продолжаем оставаться лидерами. "Мир новостей" 41(980) 2 октября 2012 года # 8729 от 04.10.2012 15:30 г. - OnAir.ru На главную |