Ольга Кербабаева
На прошлой неделе OnAir.ru опубликовал репортаж с VIII Фестиваля Радио MAXIMUM MAXIDROM, в котором наш журналист Леонид Авер озвучил несколько вопросов, касающихся организации концерта: принципа подбора групп-участников, работы малой, "клубной" сцены, отстройки звука, необычного ведения эфира и др. Прокомментировать некоторые моменты этого репортажа согласился генеральный директор Радио MAXIMUM Михаил Эйдельман.
OnAir.ru: Михаил, давайте начнем со звука.
Михаил Эйдельман: Давайте. Как со-продюсер, я участвую в проведении 5-го по счету фестиваля и ответственно заявляю, что мощности и качеству использованного звукового оборудования, 8-й MAXIDROM не имеет себе равных.
Были ли сложности со звуком в процессе концерта? Да, были, но они вполне объяснимы.
Во-первых, было установлено 5 независимых звуковых пультов: каждый из иностранных участников првез с собой собственный "боекомплект". Можете себе представить, насколько сложно было грамотно скоммутировать все это "хозяйство" и сделать так, чтобы "все звучало". А все звучало!
Во-вторых, в таком сложном зале, как "Олимпийский", принципиальна квалификация и опыт концертного звукорежиссера каждой группы. "Сплин", "Би-2", "Ночные Снайперы", Найк Борзов, Дельфин, "CерьГа", "HIM", "Apocalyptica", "Chumbawamba" звучали, что называется, "как с пластинки". "Снайперы", кстати, вышли на сцену вообще без саундчека, поскольку прилетели на MAXIDROM из Питера только 17-го днем на частном самолете. На первой песне они полностью настроились и "не сломались", даже когда у Арбениной во время песни отказал основной микрофон, - в течение трех секунд она получила новый, а зритель вообще ничего не заметил.
Как "звучал" MAXIDROM, кстати, можно хорошо понять, посмотрев его телеверсию на СТС в ближайшее воскресенье. Звучал отменно.
В целом, в этом году звука было ровно в два раза больше, чем год назад, потому что, кроме основной сцены, была еще и мощно (кстати, все музыканты это отметили) озвучена и "малая" сцена. К сожалению, я только после концерта выяснил, что портал на малой сцене был направлен только в сторону главных трибун, и не был достаточно "довернут" в сторону танцевального партера, хотя по первоначальной идее должен был быть круговым. Но это уже моя претензия к тем, кто устанавливал звук: будем выяснять, как и почему это произошло.
OnAir.ru: Многих в зале раздражало то, как были смонтированы ролики с ведущим фестиваля Сергеем Шнуровым, и, опять же, их озвучка - временами ни слова было не разобрать.
Михаил Эйдельман: Похоже, многое, на фестивале "не было слышно" автору материала. Только вот зал, почему-то, адекватно реагировал на все интродукции Шнура. Так что - "не расслышали" их те, кто предпочел провести фестиваль в пресс-буфете...
Монтаж интродукций сознательно был сделан так, чтобы картинка смотрелась динамично - эти же фрагменты будут использованы и в телевизионной версии фестиваля.
OnAir.ru: Почему Вы решили не выпускать Шнура на сцену "живьем", и сделали ведение виртуальным?
Михаил Эйдельман: Идея состояла в том, чтобы "погрузить" Шнура в контекст Москвы и слегка напомнить зрителю о непростых отношениях "Ленинграда" со столицей. В финале фестиваля, Сергей, по нашему замыслу, "оживал" на сцене в той же тельняшке, в которой снимался в эпизодах за полторы недели до концерта. Все это нам удалось. Более того, зрители так и остались в уверенности, что во время своего "живого" появления, представляя "HIM", Шнур был "пьян в мясо"…
OnAir.ru: Одним из главных сюрпризов фестиваля было наличие "малой" сцены. Почему было решено установить ее "лицом" к трибунам и оставить позади весь танцующий партер?
Михаил Эйдельман: Потому что артист не может быть повернут "спиной" к трибунам "Олимпийского", на которых находится в четыре раза больше людей, чем в партере.
В будущем году для малой сцены, очевидно, будет найдено более выгодное положение и все зрители MAXIDROM'а, включая танцевальный партер, будут видеть артиста, что называется, с "лица".
OnAir.ru: Вопрос по составу выступающих - по каким критериям выбирались молодые группы, которые выступили на "малой" сцене? Насколько я понимаю, ни "Спирали", ни "Полюса", ни "Озоновый коктейль" в формат Радио MAXIMUM не укладываются?
Михаил Эйдельман: Песня молодой питерской группы "Полюса" "Поэзия" играет в нашем эфире уже больше 2-х месяцев и сейчас уверенно входит в "Хит-Парад Двух Столиц".
"Спирали", "Озоновый Коктейль", как, кстати и "Тетрис", и Александр Нуждин - это проекты "электронные", а нашей мыслью и было показать на "клубной" сцене, то, чем живет "Большой Город". "Живет" он, очевидно, не только мейнстримовым "гитарным" звуком. Но поскольку MAXIDROM - все-таки фестиваль большой и сложный, в нем неизбежны замены. Так, два коллектива пришлось в срочном порядке заменять, и надо признать, что замены эти (специально не называю имен "выдвиженцев") были неудачны.
OnAir.ru: Каким образом в составе выступающих на "малой" сцене оказались в этом году Сергей Галанин, "7Б" и "Каста"?
Михаил Эйдельман: "7Б" и "Каста" - по тем же соображениям, что и перечисленные исполнители: мы хотели для фестиваля большего эксперимента, и, может быть, чуть более широкого музыкального спектра, чем обычно.
С Сергеем Галаниным - несколько иная ситуация. Песня "Дети большого города", записанная им вместе с Михеем - одна из самых ярких русскоязычных песен эфира Радио MAXIMUM сегодня. Обратившись к Галанину с просьбой спеть ее на фестивале, мы хотели сейчас, пока боль от этой утраты еще свежа, напомнить аудитории фестиваля о музыканте, очень многое сделавшем для Радио MAXIMUM. Именно MAXIMUM в сентябре 1998 года первым поставил его песни в эфир. Оля Максимова положила мне тогда на стол CD-R со словами: "Тут мои друзья записали песни, послушай". На следующий день "Сука-Любовь" была в эфире. Так началась эфирная история удивительных песен Михея и "Джуманджи". История, длиной почти в 5 лет...
OnAir.ru: По подбору команд на основной сцене. Можно ли говорить, что MAXIDROM отражает эфир Радио MAXIMUM?
Михаил Эйдельман: Безусловно. Фестиваль и, прежде всего, его основная сцена являются отражением эфирной политики радиостанции, которая сформулирована четко - "максимум новой рок-музыки".
OnAir.ru: Тогда чем продиктовано изменение в эфирной политике станции в сторону "утяжеления" музыки?
Михаил Эйдельман: Я бы не назвал это "утяжелением". Мы просто играем актуальную музыку, отражающую представления о жанре современного молодого человека в возрасте 18-30 лет. Радио MAXIMUM долгое время было "широкоформатной" радиостанцией - и, начиная, с 1998 г. совершало эволюционный "люфт", последовательно "сужая" формат.
OnAir.ru: А как Вы определяете, что подходит под определение "мейнстрима", а что нет? Например, на трибунах фестиваля был замечен Илья Черт, лидер группы "Пилот". Почему "Пилот" не вписывается в формат станции, а Найк Борзов, допустим, вписывается?
Михаил Эйдельман: Потому что аудитория Радио MAXIMUM так считает. Мы, как любая профессиональная радиостанция, проводим большой комплекс исследований и довольно четко "меряем" вкусы наших слушателей. Мы ведь существуем не только для собственного удовольствия. Мы обязаны соответствовать вкусам и потребностям аудитории, которые, в целом, уже сформированы. Безусловно, мы постоянно знакомим слушателей с новым материалом, но, если он находит отклика, эти песни исчезают из эфира. А "мейнстрим" - понятие относительное. HIM (в момент их появления в "массовом" поле зрения) "мейнстримом" не казался. Что это сейчас?
OnAir.ru: Одна из самых обсуждавшихся на трибунах фестиваля тем - отсутствие алкогольного пива в свободной продаже. На пресс-конференции, предваряющей MAXIDROM, один журналист задал организаторам каверзный вопрос: мол, на концерт придут дети малолетние, а спонсор - крепкое пиво, непорядок! Не слишком ли радикально была решена проблема?
Михаил Эйдельман: Наверное, я не могу на 100% отвечать за то, как работали в "Олимпийском" торговые организации. Мы все-таки занимались продакшеном события в зале... Насколько я знаю, пиво должно было продаваться только совершеннолетним покупателям. Но что можно сделать, если с подростком пришел старший брат и купил стакан пива для него? Очевидно, если некто пришел на фестиваль, чтобы "надраться", он может достичь этой цели в любом возрасте.
К счастью, на MAXIDROM люди приходят не за этим, а чтобы слушать музыку и получать от нее удовольствие. MAXIDROM несколько отличается от других (вполне уважаемых и толковых) open air фестивалей: у нас продажа пива является не основной частью программы :)) Мы не ставили перед собой задачу "залить" всех пивом и довести 15-титысячную аудиторию до невменяемого состояния.
У нас была другая цель - расширить музыкальную палитру MAXIDROMa, превратить его, наконец, в международный фестиваль, показать разные грани жанра, не "роняя" качество события. Мы в этом году сознательно шли на эксперимент. И он получился удачным.
28 мая 2003 г.