«Белорусская газета», 14.02.2005
Марина Гуляева
На минувшей неделе с частным визитом Минск посетил генпродюсер крупнейшей украинской радиостанции «Хит FM» Сергей Кузин. За что стыдно экс-генпродюсеру «Альфа Радио», покинувшему год назад страну и радиостанцию, в создании которой он принимал непосредственное участие, Сергей КУЗИН рассказал корреспонденту «Белорусской газеты».
- Как вам последние инициативы Мининформации по защите отечественного радиоэфира и поддержке белорусских исполнителей?
- Любая госструктура неповоротлива - это машина, хорошая или плохая, но машина. Нужна сеть частных продюсерских компаний со специализацией на каком-нибудь виде музыкальной продукции. А создание очередного монстра, который с 7 до 9 будет делать рок-н-ролл, а с 9 до 12 - попсу... Все это сведется к тому, что эфир заполонят клоны групп «Гости из будущего», «Дискотека «Авария» и т.д. Надо понять одну вещь: продвижение национальной культуры напрямую связано с языком. Белорусский язык - единственный способ заявить, что белорусская культура что-то из себя представляет. Если нет языка, то все это фикция. Дело не в узурпаторских мерах по отношению к русскому языку, к английскому, японскому - самодостаточность любой общности людей определяется языком, на котором они говорят. Мининформации должно сделать так, чтобы белорусский язык стал языком, на котором модно общаться и престижно петь.
- Но прежде ограничить эфир для российской попсы и дать возможность собственным исполнителям развиваться?
- Как говорил кто-то из великих, «если кому-то не нравится, как пахнет из заднего прохода, это не значит, что его нужно зашить». Не пускать российскую попсу в эфир - не лучшее решение. Объясните мне: как можно защищаться от российской попсы, исполняя песни на русском языке? Это же клон российской попсы! Язык - вот что главное.
На Украине тоже проблема гигантского засилья российской попсы, но там ее решают по-другому: пока не будет собственного качественного продукта на украинском языке, мы не сможем заставить человека не покупать компакт-диски с российской поп-музыкой, потому что она качественней и гораздо лучше пиарится. В противном случае надо запрещать все: отключать российские телеканалы, не пускать российских исполнителей. И что?
Очень любят приводить в пример французские меры по защите эфира от американской музыки в 70-х гг. На самом деле французы ничего не запретили: специальными налоговыми мерами они сделали так, что заниматься французской музыкой стало выгоднее, чем любой другой.
- А что бы сделали вы?
- Заставил бы чиновников найти людей, которые были бы европейцами по своей сути. Они написали бы программу по идентификации нации под названием «белорусы». Я поставил бы условием звучание музыки на белорусском языке не менее 25%, но не к завтрашнему утру, а, допустим, через год. Разработал бы систему льготного налогообложения для компаний, которые намерены вкладывать деньги в белорусский шоу-бизнес. Пытался бы сделать так, чтобы через какое-то время наш продукт стал объективно конкурентоспособным. Почему-то везде нам обязательно нужно с кем-то бороться. Не бороться надо - чем больше вариантов выбора, тем лучше! А белорусские станции через какой-нибудь месяц будут обречены составить пул одних и тех же артистов, не вылезающих из эфира. И что? Вы думаете, у них появятся концерты? Сегодня концерт «Океана Эльзы» стоит $15 тыс., а Hi-Fi больше чем за «пятерку» не продашь. Вот результат работы!
- Но инициативы Мининформации уже принесли определенные результаты: у нас появилась белорусская «Песня года»...
- Вовсе не пытаюсь сказать, что все повально плохо. Белорусских артистов хоть стало видно и слышно, но что дальше? Если я правильно понимаю, в конечном счете все это должно приносить какие-то деньги. Покажите мне гастрольный график белорусского артиста, у которого за последний месяц появилось 8, 10, 25 - ладно, 4 концерта, по стоимости хотя бы отдаленно сопоставимых с украинскими. Замечательно, что появилась наша «Песня года», но все это должно стать частью жизни. Чтобы мы в анекдотах использовали фразы не из российских мега-хитов, а из белорусских или выступлений наших артистов разговорного жанра. У нас же таких артистов вообще нет! У нас шутить не над чем!
- Почему же, есть, но разрешенных тем становится все меньше, если вспомнить совсем недавнее выступление студентов команды КВН из Барановичского университета...
- Единственный способ развиваться - умение смеяться над собой. Если человек теряет эту способность, он просто болен. Если я не разрешаю над собой смеяться, значит, мне нужно давать какие-то таблетки. Смертельно больной человек проживет дольше, если он будет относиться к своей болезни с юмором: смех продлевает жизнь. То, что сегодня происходит в Беларуси, свидетельствует о низком уровне культуры, образованности, о самонедостаточности. Пытаться нравиться всем - это путь в совершенно конкретную палату.
- Как бы вы поступили сегодня на месте руководителя средней белорусской радиостанции?
- Пытался бы продавать этот товар как новое белорусское слово в музыке.
- Даже если оно таковым не является?
- Все, что нас окружает, это манипуляция общественным сознанием. А я должен заботиться о рентабельности предприятия, которым руковожу. Рентабельность предприятия определяется объемом аудитории: если я смогу доказать своей аудитории, что мой продукт классный, а потом убедить в этом рекламного клиента, то смогу заработать. Сейчас на интернет-форумах поток негодования: мол, как могло «Радио Рокс» переключиться на шансон? Мне кажется, сменив формат и оставив бренд «Радио Рокс», команда совершила большую профессиональную ошибку.
Я сам когда-то вынашивал планы открыть в Беларуси «Радио Шансон», но меня обвиняли в том, что я пытаюсь внедрить уголовную тематику. Я стремился объяснить, что делать вид, будто это не про нас, неправильно. Гораздо пошлее слушать ту чушь, которую несут с трибун съездов, чем слушать Новикова о том, что «у павильона «Пиво-воды» лежал свободный человек, он вышел родом из народа, он вышел и упал на снег». Можно, конечно, спорить о музыкальных достоинствах этих произведений, но они были популярны, и от этого никуда не деться.
- Так что будет с белорусской эстрадой?
- Да ни фига с ней не будет! Замечательно, что пришли Тамело, Дорофеева - дай бог им здоровья! Но пусть бы они делали профессиональные белорусскоязычные хиты - с их голосами и данными это абсолютно не проблема. Вместо того, чтобы делать программы к госпраздникам с госоркестром. Их слушатели - исключительно государственные люди. Дайте свою Руслану с гуцулами! Чтобы стало понятно: вот она какая, Беларусь!
У нас огромное число людей думает, что популярная песня - это когда мелодия красивая, а там все само получится. Да не получится! Уже лет двадцать соревнуются не композиторы, а саунд-продюсеры: кто нашел модный звук, кто лучше прописал ритм-секцию...
- Как в нынешних условиях каждой радиостанции сохранить свое лицо?
- Не знаю, потому что нет пула музыки, благодаря которому можно было бы как-то разграничить сферы влияния. Есть хороший рок-н-ролл, но он плохо сделан, за исключением Вольского и еще двух-трех команд. Земфира мне рассказывала, как она приехала в Лондон писать трек. За три месяца она записала альбом. А в соседнем помещении писали песню Red Hot Chili Peppers. Три месяца. Одну. А у нас... Вот вы понимаете что-нибудь в партии бас-гитары?
- Ничего...
- Вот по такому принципу все и делается - никто ничего не понимает! Я не верю в эффективность способов возрождения национальной культуры по рецепту Мининформации. Если есть проблема, которая заключается в том, что кого-то много, а кого-то мало, то я соберу директоров станций, продюсеров, композиторов. Ребята, ну ведь в самом деле лажа: на 100 песен в плей-листах одна белорусская. Ну что это такое! Европейская страна, а не имеем своей музыки? Кто поспорит, что у нас нет талантов и петь не умеют? Умеют! Сделайте это бизнесом! Но у нас ведь если бизнесмен, так жулик.
Надо пытаться разговаривать. Наверное, эти люди действительно искренне хотят что-то сделать. Но я не знаю, кто из музыкантов, композиторов занимается этой проблемой. Кроме чиновников Мининформации. Мне не нравится, что нет диалога, а есть приказы.
- Как на Украине защищают эфир?
- Лицензия, выданная «Хит-FM», подразумевает, что 50% вещания должно быть на украинском языке. И в Беларуси нужно с этого начинать: новости читать на белорусском, ди-джеев заставить говорить по-белорусски. Но у нас либо трасянка, либо такая чушь, которую и языком назвать сложно. Кучма, прежде чем стать президентом, на украинском не то что не говорил, даже представить себе такого ужаса не мог. Но заговорил! Путаясь, но заговорил. Хватило ума не сажать в тюрьму тех, кто его цитировал. А его ведь так цитировали!
- Почему лично вы не «заговорили», работая на «Альфа Радио»?
- Мне стыдно - за семь лет работы в Беларуси я так и не выучил язык. А на Украине за год вынужден был выучить украинский. В Беларуси в этом не было необходимости. Там мне поставили задачу: знание языка - условие получения зарплаты. В этой стране один государственный язык - украинский! Но никто твой русский не запрещает: абсолютно нормальное дело на украинских станциях - ты говоришь по-украински, я отвечаю по-русски.
- Как надолго вы задерживаетесь на Украине?
- «Хит FM» - самая крупная станция в стране. На меня сделана серьезная ставка: 65 городов, самая крупная сеть, ежесуточная аудитория в два раза больше, чем население Беларуси. Конечно, я волновался. Но мной вроде довольны. И я доволен. Пока там все надолго.