![]() |
23.06.2025, понедельник |
03.03.2025 г. - «Радио 40» отмечает 15-летие: «Нас немного, но мы в рок-тельняшках»«Радио 40» отмечает 15-летие: «Нас немного, но мы в рок-тельняшках»
Музыка в сердце: история калужской радиостанции
С 2010 года на частоте 105,1 FM в Калуге играет только отборный рок-н-ролл. Сейчас фонотека «Радио 40» весит более 70 Гбайт. 1 марта радиостанция отметила юбилей – 15 лет. Корреспондент «Знамя.Калуга» пообщался с главным редактором радиостанции Илоной Алексеевой. ПЕРВАЯ ПЕСНЯ Ксения Куликова, «Знамя.Калуга»: С чего начался путь радиостанции? Почему музыкальным направлением стал именно рок-н-ролл? Илона Алексеева: Мы любили такую музыку. Эта ниша была пуста и абсолютно не занята. В Калуге на тот момент не было рок-радиостанций. Конечно, и спрос радиослушателей, и наше увлечение — всё это породило идею создания радио. Мы поменяли три студии. Сначала была маленькая комната на территории ТРК «Ника», потом переехали в кинотеатр «Центральный». Кстати, привезли оттуда с собой трубу, да, самую настоящую трубу для водостока. Она нелепо находилась посередине комнаты, и мы придумали, что украсим её автографами рок-звезд, и теперь она находится в новой студии в Арене КТЗ. А фотографии и автографы рок-музыкантов теперь украшают стены новой радиостудии. — А помните первую песню, которая первая зазвучала в эфире? — Первой композицией, с которой началось вещание, стала «Эта музыка будет вечной» группы Nautilus Pompilius. До июня 2010, на радио просто звучала музыка и ничего не происходило. Что делать с радио никто не понимал. Потребность ощутили в том, чтобы запустить эфиры и меня пригласили как человека, который разработает утреннее шоу. Вместе с моим коллегой, сейчас музыкальным редактором «Радио 40» и ведущим утреннего шоу «Городские сороки», (запятая) Михаилом Соловьёвым мы посидели и придумали утреннюю программу. Но сначала мы вели её по отдельности. Спустя время я подошла к руководству и спросила: «А почему вы ничего не делаете? Это же целая радиостанция, тут можно много чего придумать», а он ответил: «Давай!», — и так я стала главным редактором «Радио 40». — Почему именно этот трек стал первым в эфире и почему вы «первое рок-н-рольное»? Что изменилось в плейлисте за 15 лет? — Мы эту песню выбрали специально, потому что рок-музыка «должна звучать вечно». Хотели, чтобы сначала звучала классика рока, наверное, поэтому акцент был на «первом рок-н-рольном радио»: «пионеры рок-н-ролла» Buddy Holly, Jerry Lee Lewis и др., Led Zeppelin, Deep Purple и т. д. а также классика русского рока. Понятно, что за 15 лет фонотека радио значительно пополнилась. Музыка — живая субстанция, она видоизменяется, теперь жанр не так важен для рок-музыки, просто слоган остался. У нас, кстати, есть второй слоган: «Радио с характером». У нас большинство радиослушателей, практически 65 % — мужчины. Причём возрастная категория у нас совершенно разная — это просто люди, которые любят слушать рок-музыку. Мы вещаем 24/7, поэтому у нас очень большая и богатая музыкальная база, и конечно многие программы рассчитаны на тех, кто любит рок-музыку, ну и на мужскую аудиторию. ДРУЖБА СКВОЗЬ ГОДА — Много ли тех, кто трудится над созданием эфира? — Команда радио сложилась за эти 15 лет. У нас многие люди поработали, и со всеми мы сохранили хорошие отношения. С 2010 года вместе со мной утреннее шоу «Городские сороки» ведет Михаил Михайлович. В этой программе мы разговариваем с гостями и проводим различные игры вместе со своими слушателями. У нас есть замечательный клинический психолог Михаил Обухов. Мы также вместе ведём программу «Плохой, хороший, злой». У нас работают люди, которые интересуются рок-музыкой. С одной стороны — это хобби, с другой — музыка их жизнь. Помимо основной работы у них есть такая отдушина, как радио. К нам раз в месяц приезжает Денис Азаренков и ведет программу «Живой динамик». Он меломан, директор фан-клуба Элтона Джона в России, и рассказывает интересные факты о рок-н-ролле и шедеврах музыки. У нас работает легенда радио – Яна Татинцева, это лучший радиоголос Калуги. С 2012 года выходит проект «Генеральная репетиция», который ведёт актёр театра и кино, музыкант, лидер группы «Юшкарь и едиомышленники» Денис Юшечкин. Эту программу мы придумали вместе с режиссёром театра Константином Солдатовым в 2012 году. Нашей службой информации, которой мы гордимся, руководит Сергей Кривов, а также он прекрасно берёт интервью и отвечает за сайт нашей радиостанции. И отдельное спасибо ребятам, кто трудится в нашем холдинге «Интервидео». Мы настоящая банда! Мы любим «Радио 40» — это дело нашей жизни. — Как радиостанция начала знакомиться с музыкантами «вживую»? Помните, кто стал первым приглашенным артистом? — В 2010 году, став главным редактором, я начала работать над концепцией. Первое, что мне показалось важным, — работа с музыкантами. Я буквально звонила и знакомилась со всеми, говорила: «Мы рок-радиостанция из Калуги. Мы хотим, чтобы вы пришли к нам на эфир, записали ID (идентификатор артиста, который используется для промо песен в эфире радиостанции)». Кстати, группа «КняZz» одна из первых, кто к нам пришла. Тогда началось сольное творчество Андрея Князева после «Короля и шута», и Андрей оказался с концертом в Калуге. Я связалась с директором Вахтангом Махарадзе и пригласила в гости. Теперь это наши добрые друзья, мы почти ровесники, группе «КняZz» тоже исполняется 15 лет в этом году. За это время к нам пришли сотни рок-музыкантов, и сейчас нам сами артисты, лейблы и звукозаписывающие компании присылают песни, мы не ищем их в Интернете. Они знают, куда и кому следует отправлять музыкальный материал. У нас в студии проходят живые концерты, мы даже как-то практиковали и электрические концерты в первом маленьком помещении. Сейчас я уже не вспомню, кто первым выступил у нас, но это была калужская группа. За 15 лет на радио пришло столько музыкантов, что и не сосчитать! И мы рады, что многие из них приезжают в Калугу и постоянно приходят к нам на Радио 40. А если вы зайдёте на наш сайт, то сможете увидеть фотографии гостей прямого эфира. — Как вы готовитесь к разговору и встрече с музыкантами? Вы волнуетесь перед интервью? — Я уже давно не волнуюсь, потому что занимаюсь интервью с начала 2000-х годов. Я брала интервью, когда работала на калужском радио, на московском. Я могу поволноваться, пока не встречусь с артистом, когда я жду музыканта, особенно того, кто никогда у нас не был. Как только начнется разговор — всё в порядке. Каждый раз темы для обсуждения разные, я готовлюсь с нуля. Важно знать, какую сейчас жизнь ведет музыкант, чем он интересуется и какие песни записывает. Обычно, если артист к нам пришел, он придет еще раз. Бывает так, что музыканты опаздывают на встречи, например из-за пробок в Москве. В любом случае мы подождем, ведь для нас главное, чтобы человек к нам пришёл. Был случай, когда исполнители поругались и подрались в гримерке перед концертом: на сцену они вышли, а к нам не пришли. Мы ждали их три часа, организатор надеялся на положительный исход, но тщетно. ГОЛОС ИЗ ДИНАМИКОВ — На радио может работать любой человек, например кто-то из слушателей? Как вы понимаете, что он подходит? — Человек должен гореть этим делом. Если человек не горит рок-музыкой и радио, то он долго тут не задержится. У нас пробовали работать люди, которые присылали демо, приходили на кастинг, но оставались лишь единицы. У нас нет жесткой дисциплины. Если ты этим делом занимаешься, ты за него отвечаешь, за эту программу, за эфир. Это самодисциплина, которая возможна только тогда, когда человеку действительно это нужно, когда душа у него этого просит. Тогда он не пропустит свой эфир и не забудет записать программу. Если человек относится к этому как к рутинной работе, если он не горит радио и рок-музыкой, то он не задержится. У нас нет таких людей. Также мне нужно послушать голос человека, его тембр. У него может быть широкий кругозор, он может разбираться в музыке, но человек должен голосом и интонацией увлекать и захватывать аудиторию. — Есть какая-то золотая середина, на что смотрят при выборе голоса человека? — У голоса важен тембр, вас должно быть слышно. Если у тебя очень тихий голос, то есть специальные упражнения. Связки — это те же мышцы, их можно натренировать. Можно поработать над дикцией, выразительностью речи. Но никто не будет с тобой стоять и проверять, человек должен быть настолько увлеченным, что станет сам тренироваться. Я, кстати, ходила на занятия, с нами занималась актриса (это было в 1996 году). Она давала нам задания, и я дома проговаривала скороговорки, работала над интонацией, бесконечно начитывала тексты. С другой стороны, есть такие голоса, негромкие, но проникающие в самую душу. Конечно, нужно человека послушать. ЖИЗНЬ В ЭФИРЕ — Слушаете ли вы в свободное от работы время «Радио 40»? — Конечно, я же главный редактор. Должна понимать, что происходит в эфире. Естественно, делаю перерывы и не слушаю его 24/7. Включаю периодически, чтобы понять, что происходит. Или если мы наметили какие-то знаковые события с музыкальным редактором или ведущими, то включаю, чтобы узнать, как звучат и что идёт в эфир. Сейчас очень удобно слушать Радио 40, скачав наше приложение на свой телефон. — Работа на радио — постоянный поток мыслей и музыки. Хочется ли после работы побыть в полной тишине? — Конечно хочется. И помолчать хочется, и в тишине посидеть. Очень люблю музыку, я росла в семье меломанов. Могу сказать, что мои дети росли в тишине, практически. Кстати, часто мы с моим сыном Егором слушаем вместе новые треки перед тем, как они попадут на радио. Мне интересно его мнение. Я слушаю музыку в основном в наушниках, но я очень люблю тишину. Иногда хочется просто залипнуть и послушать звуки природы. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 03.03.2025 г. - OnAir.ru - 443 На главную |