12.01.2005 г. - Переформатирование регионального медийного пространства Псковской области
Переформатирование регионального медийного пространства Псковской области
Началось переформатирования регионального медийного пространства Псковской области
Агентство политической информации "Навигатор", Александр Машкарин:
Одним из последствий избрания Михаила Кузнецова губернатором стало начало переформатирования регионального медийного пространства Псковской области.
Значительный вклад в "оживление" почти четырехгодичного противостояния экс-губернатора Евгения Михайлова и Михаила Кузнецова внесли подконтрольные политикам средства массовой информации, прежде всего печатные: со стороны Е. Михайлова – "Псковская правда" и районные газеты, со стороны М. Кузнецова – газеты "Панорама", "Московский комсомолец в Пскове и Великих Луках" (издается с апреля 2004 г.).
После победы М. Кузнецов получил под свой политический контроль медиа, входящие в холдинг администрации области. Произошло своего рода "завоевание".
В настоящий момент структурно оформленной политической оппозиции М. Кузнецову внутри региона нет. Пи этом выборы главы администрации области в декабре 2004 года были последними в ближайшей исторической и политической перспективе.
Таким образом, функция противостояния СМИ друг другу как часть политической борьбы противостоящих друг другу политических групп оказалась исчерпана. Новая администрация не нуждается в таком обилии средств массовой информации, подавляющее большинство которых изначально являлось дотационными проектами.
Одним из первых действий по интеграции региональной прессы в новую политическую систему стало назначение исполняющим обязанности главного редактора-директора газеты "Псковская правда" Владимира Васильева, лояльного по отношению к новому губернатору.
Напомним, что Владимир Васильев с 1991 по 1995 год работал в этом издании заместителем главного редактора, после чего в 1995 году был назначен руководителем пресс-центра администрации области (при губернаторе Владиславе Туманове). После избрания Е. Михайлова главой областной администрации В. Васильев в 1996 году ушел помощником мэра Пскова Александра Прокофьева по пресс-службе. С марта 2000 по апрель 2002 года он работал главным редактором газеты "Новости Пскова". с конца 2002 года по апрель 2004 г. В. Васильев работал - главным специалистом по связям со СМИ и общественностью Псковского регионального отделения партии "Единая Россия".
Вступив в новую должность, Владимир Васильев обратился к читателям газеты со своего рода "манифестом", в котором, определил генеральное направление новой редакционной политики:
"Наш коллектив тоже начинает жить по-новому, забывая, что мы – главная газета области, что даже просто внимание "Псковской правды" к какому-то предприятию, организации или человеку – уже было знаком избранности, ибо адресат, как правило, назывался в высоких кабинетах. Указующий стиль руководства прессой, будем откровенны, нанес немалый вред и нашей газете тоже… Нам предстоит учиться жить по правде, раскрывать реальную картину положения дел, обращаться в своих публикациях и привлекать на свои страницы людей прямых, принципиальных, умеющих говорить правду-матку в глаза, не прячущихся за чужие спины".
При администрации Е. Михайлова "Псковская правда" являлась высокоубыточным изданием, выживающим исключительно благодаря бюджетным дотациям и так называемой административной подписке: газеты сотнями и тысячами экземпляров выписывали предприятия, руководители которых являлись либо политическими союзниками Е. Михайлова, либо экономически зависели от его администрации.
В настоящий момент в новой администрации продолжаются консультации по поводу дальнейшей судьбы "Псковской правды". Не исключено, что газета превратится в своего рода информационный вестник региональных властей, где будут публиковаться областные нормативные и законодательные акты, а также информация о деятельности властей.
В медиа-холдинге самого Михаила Кузнецова также произошли значительные изменения. Максим Костиков, куратор информационных проектов М. Кузнецова и один из его политических консультантов, был назначен сначала советником губернатора по СМИ, а с 30 декабря, после отставки Александра Сотника, - руководителем комитета по СМИ и связям с общественностью областной администрации. Главный редактор "Псковской ленты новостей" Надежда Назаренко также перешла на работу в областной комитет по СМИ. Алексей Панасевич, директор ЗАО "Норд-Вест проект", осуществляющего в Пскове вещание радиостанций "Европа Плюс" и "Наше радио", назначен советником губернатора.
Политический обозреватель газет "Панорама" и "МК в Пскове и Великих Луках" Алексей Голубев сразу после выборов был назначен главным редактором "МК в Пскове и Великих Луках".
Одним из наиболее значимых событий стало решение о прекращении с 2005 года издания наиболее известного и старейшего медиа-проекта М. Кузнецова, газеты "Панорама". Решение об этом было принято поздно вечером 29 декабря, уже после выхода последнего в этом году номера газеты. Поэтому в номере нет никаких указаний на то, что читатели держат в руках последний выпуск "Панорамы", не было.
Как стало известно, решение о прекращении выхода газеты было принято непосредственно Михаилом Кузнецовым. Одним из основных мотивов стала финансовая убыточность проекта, необходимость в котором после победы на выборах М. Кузнецов не увидел. Принимать решение о превращении "Панорамы" в формально независимый пи-ар проект, лояльный действующей власти, М. Кузнецов не стал.
Необходимо отметить, что "Панорама" стала одним из наиболее известных брендов на рынке печатных СМИ Псковской области. Искать покупателя на этот бренд не стали.
После принятия этого решения в медиа-холдинге М. Кузнецова вновь произошли кадровые перестановки. Алексей Голубев назначен главным редактором "Псковской ленты новостей", а Юрий Моисеенко (редакционный псевдоним Сергей Некрасов), являвшийся в течение нескольких последних месяцев редактором "Панорамы", возглавил "МК в Пскове и Великих Луках". Таким образом, "МК" претендует занять на рынке нишу "Панорамы". Необходимо отметить, что на частично освободившееся пространство будут претендовать несколько частных изданий, например: "Комсомольская правда в Пскове", "АиФ – Псков", "Курьер", "Псковская губерния".
Следует отметить, что мы наблюдаем только начало изменений в региональном медийном пространстве, которые в конце концов должны завершиться существенным переформатированием редакционной политики ряда изданий (прежде всего, подконтрольных администрации области и входящих в медиа-холдинг М. Кузнецова). Новая администрация пока только начинает формулировать свою информационную политику.