22.12.2024, воскресенье |
Главная
› Новости
› Егор Серов: «Радио – это синтетический продукт, его делают люди многих специальностей»
06.04.2023 г. - Егор Серов: «Радио – это синтетический продукт, его делают люди многих специальностей»Егор Серов: «Радио – это синтетический продукт, его делают люди многих специальностей»
Главный редактор Радио «Книга» о популяризации литературы и чтения, недавних проектах радиостанции и культуре речи
В конце марта восьмой день рождения отметило Радио «Книга». Беседуем с его главным редактором Егором Серовым – о популяризации литературы и чтения, недавних проектах радиостанции и культуре речи. – Недавно вы получили премию «Лучшая книга журналиста 2022 года» за очень важное издание – «Как увлечь своего ребёнка чтением книг». – Да, это премия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Вручается она в начале года на мероприятии Союза журналистов Москвы, где различные ведомства отмечают журналистов. В этом году, например, были награждены многие наши замечательные военные корреспонденты. Началось всё некоторое время назад, когда раздался звонок из издательства «Айрис-пресс» с предложением написать книжку о том, как приобщить ребёнка к чтению. Тема важная и актуальная, мне было что рассказать. Книжку написал, её издали, она стала популярной... «Как увлечь своего ребёнка чтением книг» не только отвечает на вопрос, сформулированный в заглавии, но и содержит рекомендации о том, что читать, как выбирать нужную книгу и т.д. То есть она – руководство для родителей. Лучше даже сказать – руководство к действию. – Так как же заинтересовать чтением современных детей? – Лучший способ – прочесть книжку. Если коротко, да, нужно именно заинтересовать, постепенно увлечь. Для этого с ребёнком надо общаться, надо самим читать (чтобы он видел вас с книгой в руках), а также читать ребёнку вслух, обсуждать прочитанное, играть в правильные игры, которые подвигнут его к чтению, внимательно наблюдать за ним и понимать его интересы и делать ещё много чего. Главное – понимать, что это вы, родители, делаете для него, для самого вашего любимого создания. Я, например, до сих пор помню, как мне читали бабушка и мама, как плавно меня подводили к тому, что чтение – это интересно, увлекательно, захватывающе. А сколько я посмотрел самых интересных фильмов, читая книги! Ведь, когда вы читаете, когда начинает работать фантазия (а максимально она начинает проявляться и работать только за чтением), вы представляете себе прочитанное. Рисуете в своей голове образы, картины – это и есть самое лучшее кино, которые вы сделали сами и только для себя самого. Сейчас произнесу страшное. Ещё надо ребенка немного... обмануть. Морфологи – это специалисты, которые занимаются исследованием мозга, – утверждают, что он работать не хочет. Относительно большого тела он совсем невелик, а расходует очень много энергии. Весит в среднем 1300 граммов, а расходовать может до 20% всей получаемой нами энергии. Это неэкономно. И он тихо шепчет нам: полежи, отдохни, работа не волк, брось эту книжку… И, если мы его слушаемся, он даёт команду на выработку природных опиатов. «Молодец – вот тебе конфетка». А у детей ещё страшнее. Для них к опиатам добавляются каннабиноиды. А ведь это наш мозг. То есть это и есть мы. Несмотря на то что, когда мы клянёмся или говорим: «Вот я!», мы прикладываем руку к груди, куда-то в область сердца (а может быть, туда, где живёт наша душа), мозг, именно мозг руководит нами. Мы же не задумываемся над тем, когда надо, например, моргнуть или какие мышцы напрячь-расслабить, чтобы сделать шаг вперёд. Это всё он, мозг. Как же быть? Надо его как-то обмануть, заинтересовать, увлечь. В книжке я подробно рассказываю об этом. Один из вариантов – зайти «через уши», через аудио. Этот вариант мне особенно близок и понятен, потому что давно занимаюсь радио и много озвучиваю сам. – Давайте на этом остановимся подробнее. – На моей работе на радио? Тогда нам может не хватить никакого времени (смеётся). Начал я с радиостанции «Спорт FM», потом было радио «Культура», «Сити FM», «Детское радио», «Звезда» и сейчас – Радио «Книга». На «Детском…» и на «Книге» я – главный редактор, на «Звезде» был генеральным продюсером. Написал концепции этих радиостанций и реализовал их. Конечно, с помощью команды или команд, которые подбирал. Потому что радио – это синтетический продукт, его делают люди многих специальностей. Но занимался я всегда разговорным радио, на музыкальном творчества значительно меньше. Там кирпичики, из которых ты строишь радио, уже готовы. На разговорном их надо выпекать самому. – Радио «Книга» было рискованным проектом: ведь и популярность радио, и популярность чтения существенно снизились в новом тысячелетии. Как возникла эта задумка? – Николай Расторгуев, лидер группы «Любэ», решил это радио сделать. Если честно признаться, я даже отговаривал его от этого, зная, что разговорное радио всегда затратно, а монетизируется трудно. Но Николай такой человек – решил, значит, сделает. Я не мог не согласиться принять в этом участие. Вы говорите «рискованный проект»? Трудный, да. Но правильный. И это самое главное. А насчёт чтения… Читают меньше. Осознанно читают. Не «едят» буквы в соцсетях, а дают себе труд читать книги. Но ведь радио – это путь к чтению. Я бы даже сказал – только путь. И слоган у радио «Книга» поэтому именно такой – «Слушай! Чтобы читать!» – Что можете сказать восемь лет спустя? Оправдала ли себя идея «книжного» радио? – Можно я отвечу высоким штилем: благородная идея всегда себя оправдывает. Она – стратегически верная. – Какой он – слушатель вашей радиостанции? Много ли молодёжи среди аудитории? – Каждый пятый наш слушатель моложе 25 лет. И я очень рад этому. По секрету скажу, что короткий метр – короткие познавательные программы, короткие фрагменты чтений, программирование без занудства и с пониманием психологии восприятия аудио должны были привлечь молодёжную аудиторию. Расчёт оправдался. Для разговорной радиостанции такой её процент – это много. Об аудитории говорить сложно, потому что достоверных измерений у нас в стране нет. Измеряется не слушание, а взаимодействие с брендом. Это большая проблема. Цифровизация, гаджеты, а опросы производятся по телефону. И очень много вопросов к этой методике. Хотя универсальный и, очень важно, объективный измеритель каждый из нас носит в кармане. Смартфон я имею в виду. – Какие программы появились за последнее время? Планируются ли новые проекты? – Новые проекты будут, они уже есть, но о них не скажу. Будут готовы, тогда и… Огромный цикл «Рассказы о России» закончен не так давно. Это более 500 фонограмм и более 200 имён русских и советских писателей. 110 часов звучания. Есть даже специальный сайт этого проекта: рассказыороссии.рф. – Вы также много рассказываете о книгах в телевизионной программе «Утро России». Как вы считаете, возможно ли вернуть литературу в новостную повестку дня? Или так, как прежде, уже никогда не будет? – Литература никуда не уходила. Ушли некоторые читатели. И навалилась волна пришлой литературы, переводной. Среди которой есть великолепные образцы, но мусора гораздо больше. Но это трудность века в целом. Информационная буря, вырождающаяся в штиль. И проблема выбора. А заодно и деньги в противовес настоящей литературе. – Что, на ваш взгляд, ещё необходимо сделать для популяризации чтения и книг? – Должна быть государственная программа. Российский книжный союз во главе с Сергеем Степашиным очень многое делает в этом направлении. Боюсь что-то забыть, но, на мой взгляд, это – отмена НДС на книги, системная и правильная помощь государства издателям и книготорговле, это комплекс мер по популяризации чтения, срочное принятие закона об использовании так называемого искусственного интеллекта, который начинает из объекта творчества превращаться в субъект, и многое другое. И я бы создал что-то вроде комитета по этике. Да, цензуры у нас быть не может, но, например, выпуск новых книг иноагентов или абсолютно вредных книг для детей – это запредельно. С этим надо бороться. – Насколько важно для автора уметь публично читать свои тексты? – По-моему, это совсем неважно. Автор не чтец. Чтец – это вообще особая история. Иногда даже очень хороший актёр может быть плохим чтецом. Чтение, а точнее говоря, прочтение вслух – особый жанр. К тексту добавляется не только голос, манера, но и сердце с душой. Если озвучивать только голосом, то ничего путного из этого не выйдет. А автор пусть пишет, занимается своим делом. – Какую роль в целом играет культура речи в век медиакоммуникаций? – Огромную. Если раньше встречали по одёжке, то теперь впечатление создают на основании того, как человек говорит. Потом важно и о чём он говорит, но сначала – как? С этим сейчас о-о-очень большая проблема. Ведь дело не в том, чтобы правильно говорить, это не самоцель. Важно быть правильно понятым. А без правильной речи это очень сложно. А заодно это и показатель образованности, умения учиться и работать. Дело не просто в том, чтобы верно ставить ударения, интонировать, владеть дикцией и т.д. В любой век, если вы не владеете грамотной речью, хорошей коммуникации не получится. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 06.04.2023 г. - OnAir.ru - 1568 На главную |