Правда Севера, 27.11.2004
Марина Ледяева
Представим, что позади тяжелый трудовой день, вы садитесь в маршрутку, а там до рези в ушах грохочет "Владимирский централ". Или "Нас не догонят!". Или "Муси- пуси" какие-нибудь. Вы, конечно, музыку любите, но не всякую и не везде. К примеру, ехать с работы вам хочется в относительной тишине, а если что и слушать, то "Лунную сонату". Однако вы покорно сносите запредельные децибелы, потому что уверены: ничего сделать нельзя. Но можно попытаться. Как бы невзначай поинтересуйтесь у водителя, приобрел ли его хозяин лицензию на публичное использование всех этих песен и отчисляет ли их авторам процент от своей прибыли. Скорее всего, шофер вас не поймет. Но наверняка призадумается...
В 1993 году Россия приняла закон "Об авторском праве и смежных правах". Тогда же было создано Российское авторское общество, призванное защищать права композиторов, поэтов, прозаиков и прочих сочинителей. В Санкт-Петербурге открылся Северо-Западный филиал РАО, а в Архангельске появился его инспектор - Татьяна ПЬЯНКОВА.
- Авторскому праву в России не одиннадцать лет, а сто тридцать, - уточняет Татьяна Михайловна. - Первым председателем Российского авторского общества был наш замечательный драматург Александр Николаевич Островский. А первым русским автором, который получал вознаграждение за свой труд, стал Александр Сергеевич Пушкин.
- "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..."
- Именно! Даже Советский Союз признавал авторские права, хотя и не в полном объеме. Например, до 1973 года зарубежным сочинителям не платили вообще. Государство диктовало свои условия и авторам, и так называемым пользователям. Но последних в те времена было немного. Если помните, музыка в банях и общественном транспорте раньше не звучала. А сегодня мы слышим ее повсюду - в магазине, сауне, ателье, столовой, автобусе, такси...
- И что, все-все-все обязаны платить?
- Да! Все организации, независимо от форм собственности, должны выплачивать авторам вознаграждение за публичное использование их произведений.
- Давайте уточним: если я зазвала к себе домой на день рождения сорок человек и включила магнитофон - это тоже публичное использование?
- Нет, это частное. Вы заплатили за кассету и слушаете ее у себя дома. А вот если человек включил музыку в свой бизнес и получает от этого прямой или косвенный - например в виде рекламы - доход, то он должен получить лицензию и платить.
- И много у нас таких законопослушных?
- На территории нашей области одна десятая, если не сотая часть всех пользователей. Сегодня это одно из самых распространенных правонарушений.
- Может, как в рекламе: "а мужики-то не знают", что раскошеливаться надо?
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Но даже те, кто знает, попросту не желают его выполнять. Например, один предприниматель открывает новые кафе по всему Архангельску, упорно игнорируя мои требования.
- Наверное, нам всем трудновато осознать, почему за это надо платить. Ведь вы сами сказали, что в СССР на государственном уровне игнорировались права иностранных авторов.
- Но рестораны и кафе платили за музыку во все времена. Причем с теми из них, что дожили до наших дней и стали частными, проблем у нас не возникает.
Авторское право - это имущественное право. Если у вас под окнами месяц стоит чужая машина, к которой никто не подходит, это же не значит, что вы можете ее взять. Так и здесь: песня - чужое имущество, которое нельзя брать без разрешения. Я, например, не понимаю, зачем в магазине, если он не торгует аудиокассетами и компакт-дисками, включают музыку. Или в столовой, куда человек приходит только затем, чтобы поесть. А уж в общественном транспорте музыкальное сопровождение и вовсе ни к чему, потому что оно ослабляет внимание водителя.
- Видимо, предприниматели считают, что клиенту так веселее.
- Вот! А следовательно, музыка помогает им получать прибыль.
- Но если вы заставите их делиться с композиторами, они возьмут да забьют это в цену билета. И пассажиру придется расплачиваться за музыку, которую он не заказывал.
- Понимаете, никто никому не может навязать свою услугу. Ведь авторы песен в лице РАО не заставляют владельцев автобусов и маршруток развлекать пассажиров своими произведениями. Мне говорят: "Это водитель слушает!" А почему тогда музыка звучит на весь салон? Или оправдываются тем, что ставят только зарубежные песни. Но Россия присоединилась к международным конвенциям по защите авторских прав.
- Если водитель включает радио, а не купленную на остановке кассету - правила те же?
- Автор получает вознаграждение за любое публичное использование своего произведения. Предположим, Игорь Николаев написал песню, которую у него попросила Алла Пугачева. За каждое ее исполнение на концерте организаторы платят автору процент от сбора. Потом студия "Союз" выпустила альбом Пугачевой с этой песней и тоже заплатила Николаеву. Затем "Русское радио" попросило его у "Союза", чтобы дать в эфир, - автору снова идет процент. И так далее: любой, кто ставит эту песню в общественном месте, должен соблюдать закон.
- Да, хорошо быть автором. Но вот что обидно: Николаев - ладно, у него песни далеко не самые бездарные. Но ведь некоторые его коллеги еще нам приплачивать должны за прослушивание их бессмысленных произведений. А вместо этого они в процессе раскрутки получают не только конкретную копеечку, но и популярность, которая позволяет впаривать исполнителям все новые песни и зарабатывать еще больше. Где же справедливость?
- Допустим, вы пришли в магазин, где лежат два вида сыра - хороший и плохой. Вы же не будете брать некачественный, потому что заботитесь о своем здоровье. Так и здесь: не включайте плохую музыку, и вам не придется за нее платить. Автор в моем лице вам говорит: не нравится - не берите!
- Известно, что в некоторых городах у РАО есть агенты, которые ходят, слушают и сообщают куда надо. Вы не обзавелись такой агентурной сетью?
- Нет, хотя теоретически мы можем приглашать агентов по договору. Сейчас в Архангельске работают два инспектора РАО, и один - в Котласе.
По идее, владелец кафе или организатор концерта должен сам прийти к нам. Последний обязан написать так называемую рапортичку с подробной программой концерта. Когда приходит инспектор, события развиваются уже по-другому. Если закон нарушен, начинаем готовить документы в суд. Хотя сначала, разумеется, предлагаем решить вопрос мирным путем.
- Скажите, а если предприятие устраивает юбилейный вечер с концертом - тоже надо рапортичку писать? Ведь билеты оно не продает, доход не получает.
- Авторское вознаграждение начисляется и при бесплатном входе.
- Вы не раз судились с Домом офицеров - каков исход?
- В пользу авторов. Мы вообще пока не проиграли ни одного дела.
- Кроме торговли, транспорта и концертных организаций, где-нибудь еще в наших краях нарушают авторские права?
- Ни одна из местных телера-диокомпаний не получила у нас лицензию. Весь видеопрокат работает незаконно. Нельзя покупать в розничной торговле видео- и аудионосители и сдавать их в прокат. Надо заключить договор с правообладателем и получить лицензию в РАО. Но мы ничего не можем поделать с этими нарушениями. Дело в том, что есть Административный кодекс, по которому бороться с ними должны правоохранительные органы. А им не до того. Вот говорят: у города денег нет. Так соберите! Ведь штрафы за это должны поступать в бюджет.
- Кто-нибудь из архангельских авторов состоит в РАО?
- Очень многие. Например, Михаил Логинов, Светлана Логинова, Марина Мельницкая из театра кукол, Евгений Мищенко - композитор областного драматического.
- Закон об авторском праве упрекали в том, что он ничего не говорил про Интернет, где, как в кинокомедии, "все уже украдено до нас".
- С Интернетом сейчас разбираются. В июле вступили в силу изменения и дополнения к закону, в которых как раз об этом идет речь. И, скорее всего, всемирной сетью будет заниматься уже не РАО, а какая-то новая организация. Нам с таким объемом работ попросту не справиться.
- У авторских прав ведь есть срок давности?
- Конечно. Они действуют только 70 лет после смерти автора.
- Значит, Моцарту мы не платим?
- Нет. И Пушкину, и Есенину, и еще очень многим замечательным авторам - тоже.