21.12.2024, суббота |
24.12.2020 г. - Как радио в первые годы своего существования в Германии стало культовымКак радио в первые годы своего существования в Германии стало культовым
Столетие назад в Германии началась эра радио. Культурные передачи сделали радио популярным еще до того, как нацисты присвоили его для своей пропаганды
Столетие назад в Германии началась эра радио. Культурные передачи сделали радио популярным еще до того, как нацисты присвоили его для своей пропаганды. Экскурс в историю вместе с информационно-новостным порталом EVO-RUS.COM. 22 декабря 1920 года в эфир вышла первая радиопередача в Германии. «Внимание, внимание – это Кенигс Вустерхаузен на радиоволне 2700». Так был объявлен Рождественский концерт сотрудников германского Рейхспоста. Они играли на кларнете, тростниковом органе, струнных инструментах и фортепиано в здании радиовещания города Кенигс-Вустерхаузен. Скромное качество звука. Качество передачи было плохим: статика и треск сопровождали музыкальное представление. Прослушивать эту передачу могли только официальные агенты германского Рейхспоста, поскольку в соответствии с Версальским договором частным гражданам Германии было запрещено прослушивать радиосигналы. Переходное состояние общества. Тем не менее, радио в Германии родилось. Общество во времена Веймарской республики находилось в переходном состоянии. Художники уже не хотели изображать на своих картинах только объективный мир. Кубизм, дадаизм и абстрактное искусство открывали новые измерения воображения, которые не имели прямого отношения к реальности. Музыканты и композиторы создавали до сих пор неслыханные звуки с джазом и двенадцатитоновыми техниками, соединяющими знакомые ритмы и клавиши. Писатели и поэты создавали параллельные сюжеты и истории. Потребительские товары выпускались массово. Авиация связывала людей на тысячи километров, а радио гремело вовсю. Первая официальная развлекательная радиопрограмма в Германии вышла в эфир 29 октября 1923 года. К тому времени союзники сняли запрет на прослушивание радиоволн. Тот факт, что сегодня у нас есть даже акустическая запись, произошел по совпадению: через несколько месяцев после выхода в эфир программа была воспроизведена и сохранена на диске. Вещание с миссией. Тем временем инфляция в Германии стремительно росла. Нищета свирепствовала повсюду, особенно в больших городах. “Радио приветствовалось в Германии как освободительное чудо, особенно в период сильных эмоциональных и экономических трудностей”, – сказал тогда Ганс Бредов, считавшийся отцом немецкого радио. Как и многие пионеры радио веймарских лет, Бредов имел высокие амбиции по расширению национальных перспектив в своей должности комиссара Радио при почтовом министре Германского Рейха. Эта новая технология должна была положить конец веку невежества и предрассудков. В декабре 1923 года слушателей было 467 человек. Год спустя на всей территории Рейха насчитывался уже миллион слушателей. А в 1932 году насчитывалось более четырех миллионов платных абонентов радио и, по меньшей мере, столько же не платящих слушателей. Время ежедневного вещания также неуклонно увеличивалось. В 1923 году он составлял 60 минут, а к 1932 году радиопередачи шли уже по 15 часов в день. Развлечение для масс. Это были новые возможности одновременного акустического репортажа, которые захватили “Radioten” – уничижительный термин, которым в то время называли радиолюбителей. Как экстраординарное медийное событие в то время, радио достигло своего захватывающего эффекта благодаря своей непосредственности и “живому” характеру. И это породило жанр, неизвестный до тех пор: радио-пьеса. Тем временем шли жаркие дебаты о негативном влиянии радио на слушателей, культуру и политику. Многие интеллектуалы и художники дистанцировались от новой среды. Среди них был и австрийский композитор Арнольд Шенберг. “Радиовещательные средства массовой информации обслуживают большинство. В любое время дня и ночи людям подают пир для ушей, без которого они, по-видимому, больше не могут жить сегодня. Я отстаиваю право меньшинства против этого бреда для развлечения: один должен также иметь возможность транслировать то, что необходимо, а не только тривиальное ». Начинается государственное вещание. В 1925 году появилась центральная вещательная корпорация Рейха, похожая на сегодняшнюю общественную вещательную сеть ARD, объединив региональные вещательные компании. Его задачей было регулирование финансов, выполнение совместных административных задач и координация программ. Радио превратилось в государственное вещание. Программа изначально была скромной по своим техническим и художественным качествам. Первые радиопродюсеры должны были соблюдать хрупкое равновесие между культурными устремлениями и коммерческим успехом при минимальных затратах на производство. На первом показе в октябре 1923 года не было ни одного журналистского вклада, ни одного комментария, ни одного репортажа — но уже были рекламные места. Развлечения с амбициями. Слушателям особенно нравилось легкое развлечение. В ходе опроса 83% респондентов поставили на первое место оперетты, а затем программы текущих событий. В то же время новая среда популяризировала такие формы музыки, как джаз и немецкий шлягер. Это также позволило сотням тысяч людей настроиться на классическую и современную музыку: например , опера Вагнера “Тристан и Изольда”, которую дирижировал Фридрих Фуртвенглер в Байрейтском Фестивальном театре. Более 200 станций по всему миру настроились на выступление, которое стало первым прямым мировым вещанием в истории радио. В 1929 году радио придумало еще одно новшество – репортаж с места событий. Радиожурналисты покидали свои студии и вместо этого снимали репортажи со спортивных площадок, летали над Берлином на воздушном шаре или уходили под землю вместе с шахтерами в Рурской области. Радио как инструмент пропаганды. Тем, кто отвечал за программу, стало ясно, что радио – это быстрый носитель информации, превосходящий даже газетные репортажи, когда дело касается скорости. И было еще кое-что, что пленило слушателей: иногда радиопередача была больше о событии, чем сама новость. Опыт пребывания на месте, например на футбольном матче, радиопостановке или в Большом театре, был уникальным и неповторимым. Первая глава немецкого радиовещания закончилась приходом к власти национал-социалистов, которые систематически использовали радио в своих антисемитских и воинственных целях. После захвата нацистами власти в 1933 году произошли кадровые “чистки”, как называл это аппарат преследования: политические диссиденты и евреи были вытеснены со своих постов. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 24.12.2020 г. - OnAir.ru - 1344 На главную |