21.12.2024, суббота |
Главная
› Новости
› «Стриминг-сервисы — это те же музыкальные автоматы». Борис Барабанов — об истории музыкальных чартов
17.11.2020 г. - «Стриминг-сервисы — это те же музыкальные автоматы». Борис Барабанов — об истории музыкальных чартов«Стриминг-сервисы — это те же музыкальные автоматы». Борис Барабанов — об истории музыкальных чартов
65 лет назад американский журнал Billboard представил первый еженедельный рейтинг 100 лучших песен
65 лет назад американский журнал Billboard представил первый еженедельный рейтинг 100 лучших песен. Изначально журнал писал не о музыке, а о рекламе. Возможно, это и помогло ему создать самый престижный хит-парад. Billboard Hot 100, ведущий свою историю с ноября 1955 года, появился после объединения трех разных списков популярности: продаж синглов, показателей ротации на радио и чарта прокруток в музыкальных автоматах (так называемых джукбоксах, англ. jukebox). Ранее эти рейтинги подсчитывались отдельно. К 1955 году история журнала Billboard насчитывала более 60 лет. Он появился до массового производства грампластинок, и задолго до начала коммерческого радиовещания. В начале своего существования издание освещало по большей части новости рекламной индустрии. Фактически Billboard был вестником афишного дела. Рекламные щиты, афиши и листовки были не просто самым действенным инструментом рекламы. Они были главным носителем визуальной информации. До появления доступного телевидения афиши кино, цирка, ярмарок и варьете были тем местом, где рождались самые актуальные образы. С начала 1900-х журнал стал все больше писать о новых фильмах и спектаклях. В 1920-е годы, когда начало стремительно развиваться радиовещание, аудиообразы стали отвоевывать место в сознании аудитории у визуальных. Billboard, стремившийся идти в ногу со временем, запустил собственную радиостанцию. Но станций было много, и конкурировать на этом рынке было тяжело. А вот чего точно не было ни у кого, так это постоянно обновляющейся информации о популярности песен. Журнал занялся сбором такой информации у локальных станций и формированием списков самых популярных композиций. Тем временем в период Великой депрессии серьезно вырос рынок музыкальных автоматов. У людей не было денег на покупку собственных звуковоспроизводящих устройств, но очень хотелось отвлечься от суровой реальности. Бары с джукбоксами предоставляли такую возможность. К середине 1940-х три четверти пластинок в США продавались для использования в музыкальных автоматах. Billboard отреагировал на рост этого сегмента публикацией соответствующего чарта. Первый хит-парад был опубликован в журнале 4 января 1936 года. В 1939 году на страницах издания появился «Гид по музыкальным магазинам», а в 1940 году — первый чарт продаж дисков. В 1955 году журнал решил создать единый индикатор популярности музыки. Сегментированный подход был чреват подтасовками. В индустрии стала процветать «пэйола» (англ. payola, от pay — платить и Victrola — торговая марка фонографов) — подкуп радиодиджеев с целью более активной ротации песен. Не было никакой возможности проверить, сколько раз на самом деле заказали провинциальной станции ту или иную композицию. Да и прокрутки на джукбоксах было не так просто контролировать. И вот появился Billboard Hot 100, позволявший сбалансировать все возможные уловки и погрешности и получить более или менее убедительную картину. В изначальном виде чарт просуществовал всего три года. В 1958 году радиотрансляции и использование в музыкальных автоматах были выведены из расчетов Hot 100. На протяжении нескольких последующих десятилетий чарт предлагал результаты продаж синглов на физических носителях. Ненадолго слившись в одной таблице, ротации на радио и физические продажи стали развиваться по своим сценариям. С появлением The Beatles и The Rolling Stones на сцену вышел его величество Альбом. При этом большинство джукбоксов могли проглотить только виниловые сорокапятки — «синглы» (англ. Single) — с одной песней на каждой стороне. А по мере того, как домашние виниловые проигрыватели становились доступнее, музыкальные автоматы все больше превращались в ретрозабаву. Звукозаписывающие компании зарабатывали огромные деньги на альбомах. К 1980–1990-м, в период вхождения в обиход удобных компакт-дисков с высоким качеством звука, именно они стали главным источником денег для индустрии. А в Billboard Hot 100 все еще считали продажи синглов. Характерный пример — песня группы No Doubt «Don`t Speak» (1996), которая стала большим хитом на радио и ТВ, но не была выпущена в формате сингла. Как следствие, она не сертифицировалась для Billboard Hot 100. Только в 1998 году было принято решение переформатировать список из чарта синглов в чарт песен. Тогда же при составлении рейтинга снова стали учитывать количество трансляций на радио. В 2005 году в методике подсчетов появились загрузки с цифровых площадок, а в 2007-м — стриминг. Начиная с 2013 года формула составления Billboard Hot 100 включает в себя продажу физических и цифровых копий (35–45%), радиоэфиры (30–40%) и стриминг (20–30%). Главная особенность музыкальной индустрии сегодняшнего дня — мгновенный доступ к любой музыке в любой точке мира благодаря интернету. Однако при желании можно обнаружить, что в основе своей бытование музыки описывается в похожих категориях. Сегодняшние стриминг-сервисы Apple Music, Spoify и другие — это те же музыкальные автоматы, только предоставляющие мгновенный доступ не к одной из 100 или 200 песен, а к миллионам. Сегодняшнее скачивание контента — тот же пластиночный магазин на углу. Маленький, загибающийся, но все еще работающий. Радио тоже все еще существует. Теперь не только на FM-частотах, но и в интернете. Пока существует музыка, все примерно так и будет. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 17.11.2020 г. - OnAir.ru - 2845 На главную |