21.12.2024, суббота |
Главная
› Новости
› Технологии и музыка — что такое генеративная музыка и почему вы должны о ней знать
28.07.2020 г. - Технологии и музыка — что такое генеративная музыка и почему вы должны о ней знатьТехнологии и музыка — что такое генеративная музыка и почему вы должны о ней знать
Какое прикладное применение может быть у генеративной музыки?
Генеративная музыка — это музыка, которая сгенерирована на основе каких-либо алгоритмов. Она может быть сгенерирована из последовательности, который написал человек или нейросеть. Сейчас генеративной музыкой принято называть всю музыку, которую создал компьютер, по каким-то определенным правилам, заложенным в систему. FoxTime поговорил с саунд-дизайнером, композитором и директором Института звукового дизайна — Василием Филатовым, об актуальной тенденции в сфере музыки и технологий, а также о последних исследованиях в этой сфере. Какое прикладное применение может быть у генеративной музыки? У нее огромное количество способов применения, для этого нужно знать, чем занимается человек, где и зачем ему необходима музыка. Мы уже отошли от времен, когда человек покупает один альбом и заслушивает до дыр, и приходим к тому, что сейчас у человека некоторое количество разных исполнителей и жанров в плейлисте, некий «винегрет», и ему так комфортно. Существует большое количество каналов, которые дают тебе возможность послушать подборку из свежих треков одного жанра, потому что мы перестали следить за конкретными исполнителями, и начали слушать музыку по определенному настроению. Рамки между артистами стерлись. Генеративная музыка является следствием того, куда движется мир. Музыка перестала быть таинственным моментом, ради которого ты приходишь в концертный зал. Генеративная музыка появилась на радио, потому что ты не знал, какой трек будет следующим, только этим процессом управлял некий диджей, а не программа. Если уйти в теорию, выходки Джона Кейджа и Брайна Ино — это все зарождение первых ласточек. Понятно, что в академическом поле можно найти большее количество экспериментов. Даже в XIX веке были попытки привести некоторое равенство между математикой и музыкой. Есть же классическое соревнование между лириками и физиками. Некоторые пытаются трансформировать одно в другое, найти в музыке алгебраические или математические законы, или наоборот. Это сейчас происходит в разных сферах, генеративная музыка является продолжением этой тенденции: генеративные картинки, авто-фильтры для инстаграма и многое другое. Сейчас генеративная музыка разделена на два направления: то, что делает человек, и то, что делает нейросеть. И эти два направления являются магистралями для продолжения развития. Ее применение простое: заходишь в кафе и тебе нужно определенное настроение. У тебя есть потребность в определенном ощущении, а у кафе есть определенная задача. Например, когда ты приходишь в Макдональдс там звучит динамичная музыка, потому что ты должен побыстрее поесть и уйти, а в ресторане наоборот звучит спокойная музыка, потому что у ресторана есть задача, чтобы ты подольше посидел и заказал больше блюд. Так мы формируем запрос от рынка в плейлистах. Почему люди сейчас смотрят в сторону генеративной музыки? Потому что ключевым моментом являются авторские права. Если выкупать авторские права у каждого автора, то это требует много денег, и для больших корпораций с этой точки зрения генеративная музыка является вариантом сокращения их затрат. Все сервисы по типу «Фейсбука» и «Тик Тока» сейчас думают о том, чтобы интегрировать в себя алгоритм, и не платить авторские отчисления. Как генеративная музыка используется в искусстве и аудиовизуальных инсталляциях? Когда мы заходим в мир современного искусства и аудиовизуальных инсталляций, мы говорим про мир искусства. Художник и дизайнер это два разных вектора, потому что у одного задача высказаться и выразить о том, что у него «болит», а задача дизайнера сервисная, с помощью его инструмента помочь продать продукт. Если мы говорим про музыку в рекламе, помочь продать продукт, если про кино, то помочь рассказать историю режиссера, если про концерт, помочь передать эмоцию, заставить человека задуматься. И здесь мы можем заменить обычного композитора на электронного, который будет писать последовательность нот, динамики, громкостей, ритма, тембров. И здесь мы плавно переходим в направление синтеза музыки, так как сейчас все увлекаются созданием тембров. Более того, музыка для кино сейчас тембральная, а не мелодическая. Будущее генеративной музыки не столько в создании тех алгоритмов, которые позволят человеку провести хорошо время прослушивая эту последовательность нот, но и в создании уникального звучания. И это ближайшее будущее, максимум 5 лет. Сейчас все, что мы видим на рынке, это либо научные изыскания, которые невозможно слушать неподготовленному уху, либо заранее записанные сэмплы музыкантов, которые очень примитивны, и не имеют ничего общего с генеративной музыкой. Какими разработками в направлении генеративной музыки сейчас занимается Институт? Исследованиями генеративной музыки в Институте мы начали заниматься еще в 2016 году. Так как мы все-таки про дизайн и у нас большой багаж опыта в разных сферах медиа, мы понимаем какие ощущения вызывает та или иная последовательность нот или ударов у человека. Это заставило нас задуматься, как мы можем каталогизировать и алгоритмизировать процессы написания музыки, что нас и привело к генеративной музыке. Сейчас мы думаем, как это музыка может найти применение на большом рынке. Мы говорим про улучшение жизни человека, то есть как фон в общественных пространствах, в рабочих помещениях. Потому что в офисе человек должен быть сосредоточенным, а в торговом центре расслабленным. Тем не менее, мы хотим, чтобы музыка, которая будет генерироваться нашим алгоритмом была необычной и рассказывала что-то новое. Музыка должна показывать что-то новое, но оставаться в зоне восприятия человека. Где можно послушать генеративную музыку? Существуют различные сервисы по прослушиванию, например Mubert или бесконечный альбом Брайана Ино — Reflections. Кстати, идея генеративной музыки и звуков реализуется в компьютерных играх на протяжении многих лет. видео: Youtube / Brian Eno / Reflection •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru Опубликовано: 28.07.2020 г. - OnAir.ru - 1401 На главную |