21.12.2024, суббота


18.02.2020 г. - Братья по перу. Об отношении к профессии - в исследовании факультета журналистики МГУ


Братья по перу. Об отношении к профессии - в исследовании факультета журналистики МГУ
Несмотря на меняющуюся медиареальность, в которой часто контент достигает своей аудитории, минуя традиционные каналы массовой коммуникации, журналистика как профессия продолжает существовать


Профессионализм – одна из самых сложных и интересных категорий в исследованиях журналистики в нашей стране и за рубежом. Представления журналистов о собственной деятельности, понимание ими своего социального предназначения и важности конкретных морально-этических принципов и стандартов позволяет составить портрет профессии. Несмотря на меняющуюся медиареальность, в которой часто стираются границы между блогами и зарегистрированными СМИ, а контент достигает своей аудитории, минуя традиционные каналы массовой коммуникации, журналистика как профессия продолжает существовать. К таким выводам пришли европейские и российские ученые, на протяжении десятилетий изучающие состояние журналистики во всем мире.

В масштабном международном исследовании «Миры журналистики» (Worlds of Journalism Study – WJS) сегодня принимают участие учёные из 110 стран мира. На основе общей методологической базы в рамках второй волны исследования опрошены более 27.500 журналистов. Основная цель исследования – помочь сообществу журналистов, практикам и исследователям, лучше понять изменения, которые происходят в мировоззрении и в профессиональных взглядах журналистов, определить условия и ограничения, в которых работают журналисты. WJS – уникальный и на сегодняшний день самый большой международный проект по изучению журналистов в разных странах и регионах мира.

Результаты исследования представила координатор проекта в России, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Евгеньевна Аникина на международной научно-практической конференции «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия», прошедшей на факультете журналистики МГУ с 6 по 8 февраля 2020 года.

В соответствии с программой международного исследования группа ученых журфака МГУ организовала опрос российских журналистов, представлявших официально зарегистрированные СМИ и работавших в различных регионах РФ. Особый интерес для исследователей представила журналистская культура – совокупность практик профессиональной деятельности и представлений о том, как эта деятельность должна происходить. Исследование выявило черты портрета российского журналиста и позволило сравнить его с портретами их коллег из других стран мира.

По результатам первой волны исследования (середина 2000 г.) можно сделать вывод: российские журналисты невысоко оценивали значение контроля за действиями правительства, который могут осуществлять представители профессии. Они заявляли, что не очень активно стремятся способствовать социальным изменениям или мотивировать окружающих к действиям. Однако, судя по результатам второго этапа исследования (середина 2010 г.), представления журналистов об их участии в политических процессах несколько изменились. Более отчетливо оформилась социальная ориентированность российских журналистов. Говоря о выборе своей профессии, журналисты часто подчеркивали особую миссию журналистики и возможность содействовать социальному развитию.

Ценность такого международного исследования – возможность сравнить себя с другими странами, с другими культурными традициями, другим историческим путем развития. Это позволяет перенять положительный опыт, учиться и совершенствоваться. Результаты исследования позволяют заметить скрытые проблемы и увидеть пути их решения. По словам М. Е. Аникиной, такие крупные международные исследования позволяют не только изучить опыт своей страны или достаточно известный западный опыт, но и увидеть, как происходит девестернизация исследовательских взглядов, расширение академической перспективы. Увидеть и понять, что рядом есть люди, которые думают примерно так же, как и специалисты, профессионалы в нашей стране.

Российские журналисты чаще, чем журналисты других стран руководствуются ситуативной этикой. При общем знании этики, зачастую полученном в университетских стенах, журналисты часто принимают индивидуальные решения в сложных с этической точки зрения ситуациях. «С одной стороны, журналисты соглашаются с тем, что нужно строго следовать утвержденным кодексам профессиональной этики. С другой стороны, что этично, а что нет, журналист часто решает в зависимости от ситуации. Есть в этом элемент противоречивости сознания российского журналиста», – говорит М. Е. Аникина. Журналисты в середине 2000 годов, руководствуясь благими намерениями, считали для себя допустимым отклоняться от установленных стандартов, например, использовать в публикациях непроверенную информацию, при этом одновременно заботясь о героях своих материалов. В подобном следовании индивидуальной, ситуативной этике российские журналисты середины 2000 годов были отчасти похожи на коллег из Китая, Египта, Чили и Индонезии.

Однако профессия журналиста, как и современная медиасистема, постоянно меняется. На кого будет похож российский журналист к середине 2020? Мы узнаем об этом по результатам третьей волны исследовательского проекта «Миры журналистики», которая стартует в ближайшие месяцы и завершится в 2022 году.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


Полная версия новости на основном сайте OnAir.ru

Опубликовано: 18.02.2020 г. - OnAir.ru - 1308


  На главную

 Новости дня:
• Суд в Москве заочно арестовал Татьяну Фельгенгауэр
• В новый год с новой студией! Стартовало вещание «‎Европы Плюс» из обновлённого эфирного пространства
• Продолжается путешествие Деда Мороза с НТВ: сказка заглянула на Детское радио
• Новосибирский филиал «Выбери Радио» провел бизнес-завтрак для партнеров
• «Юмор FM» заходит в город-миллионер Омск
Полная версия сайта

2000-2024 гг. © OnAir.ru - Наши контакты