06.08.2004 г. - А денежки потом - начинается "Нашествие" - последний крупный рок-фестиваль лета
А денежки потом - начинается "Нашествие" - последний крупный рок-фестиваль лета
"Газета": Если фестиваль проходит, значит это кому-нибудь нужно, то есть кто-то за это платит
Газета.GZT.RU, 05.08.2004
Святослав Бирюлин
Если фестиваль проходит, значит это кому-нибудь нужно, то есть кто-то за это платит. Рок-фестиваль - мероприятие дорогостоящее и хлопотное. Аренда зала, гонорары артистов, свет и звук, афиши, реклама - все это надо оплатить еще до того, как билеты поступят в продажу. А будут ли билеты проданы, не знает никто, особенно если их цена будет адекватна затратам.
В последнее время все чаще инициатива проведения сборного концерта исходит от спонсора: он становится владельцем фестиваля, а само шоу - его промо-акцией. Таковы, например, рок-фестивали «Крылья» и RokFest. Первый был задуман как средство продвижения пива «Старый мельник» в 2000 году, второй - компании Rover Computers, впервые он прошел в 2002-м. Благодаря маркетинговым исследованиям руководители обеих компаний выяснили, что в их целевых аудиториях достаточно много поклонников рок-музыки, и решили организовать рок-концерты под своими брендами. От обычной рекламы эти акции отличались тем, что, во-первых, потребители за них заплатили, купив билеты, а во-вторых, тем, что они потребляли такую рекламу с удовольствием. Организаторами двух других крупных фестивалей - MAXIDROM и «Нашествие» - выступают радиостанции MAXIMUM и «Наше радио» соответственно, и это тоже не что иное, как PR-акции.
Радио редко слушают компаниями, а на фестивалях слушатели испытывают чувство единения и сплоченности под знаменами радиостанции. «Наше радио» старается усилить эти эмоции за счет удаленности от дома - трижды «Нашествие» проходило в Раменском, а в этом году состоится и вовсе в Тверской области. Для поклонников станции поездка туда становится настоящим приключением - они ночуют в палатках, заводят новые знакомства и предаются плотским утехам. По словам тех, кому довелось побывать на «Нашествии» ночью, фестиваль вносит существенный вклад в исправление сложной демографической ситуации в стране. Тут важнее всего атмосфера праздника: слушатель должен испытать несколько часов счастья. Главное почаще напоминать ему, кто именно ему дарит это счастье. Кстати, сделать это со временем становится все труднее - регулярный фестиваль может превратиться в самостоятельный бренд, не обязательно ассоциирующийся с именем организатора.
Заработать на радио-фестивалях серьезные деньги практически невозможно, несмотря на то что русские артисты на них чаще всего выступают бесплатно, - для них это тоже реклама. А если станциям вдруг не удастся найти спонсоров, то фестивали станут убыточными. Но такие задачи перед ними и не ставятся - MAXIDROM и «Нашествие» организаторы рассматривают как промо-акции, как форму брендинга. Деньги появятся позже - если акция была удачной и положительно отразилась на рейтинге, станция продаст больше рекламного времени.
У таких фестивалей есть свои минусы - например, в них могут принять участие не все актуальные артисты, а лишь форматные для данной радиостанции, то есть те, чьи песни могут прозвучать в ее эфире. Кроме того, хотя у «Нашего радио» есть и достаточно взрослая аудитория, на «Нашествие» ездит в основном молодежь - человек семейный вряд ли отправится за тридевять земель, чтобы ночевать в палатке под крики почуявших волю подростков.
Но есть и плюсы - прежде всего цена билета. Поскольку ни радиостанции, ни пивные компании не стремятся заработать на фестивалях, они делают стоимость билетов минимальной. Например, если на концерт Пола Маккартни можно попасть минимум за 50 долларов, то билеты на рок-фестивали обычно стоят от 20.
Концерты в поддержку своего продукта или идеологии проводят салоны сотовой связи, радиостанции и политические партии. И это вполне объяснимо - рок-фестиваль это единственный способ собрать в одном месте несколько тысяч человек, в чье расслабленное пивом и любимой музыкой сознание легко внедрять лозунги и рекламные слоганы (хотя пиво на многих подобных мероприятиях уже не продается). И судя по тому, что желающие проводить такие акции не переводятся, этот способ эффективен. А зрителю все равно, кто заказывает музыку, - лишь бы ее было побольше, билеты подешевле, и чтобы охрана была не очень суровой.